Игровая комбинаторика, как технический прием для развития воображения на занятиях изобразительным искусством
Игровая комбинаторика на уроках ИЗО с целью развития воображения
В современном, быстро меняющемся мире, такая компетенция как способность быстро находить нестандартные, нешаблонные решения – очень востребована. Все, для чего может быть придуман простой алгоритм- будут делать и уже делают машины. Спрос будет на специалистов, которые смогут решать задачи, выполнение которых машинам не под силу. А это такие задачи для решения которых требуется фантазия.
Воображение как психический механизм присущ абсолютно любому здоровому человеку. Воображение- это способность человека предвидеть последствия своих действий, это способность из знакомых элементов собрать нечто новое. Воображение позволяет человеку полноценно жить:
визуализировать цели
придумывать новое
находить решения сложных задач
представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
прогнозировать события и варианты решений
Из чего складывается фантазия ребенка в области изобразительного искусства? Фантазия ребенка в области ИЗО искусства зависит от индивидуальных врожденных особенностей памяти и мышления, общей насмотренности , богатства живописных и графических навыков .
Но чтобы что-то развивать, надо сначала это померить.
В своей практике для измерения креативности я пользуюсь тестом американского психолога Элиса Торренса, который изучал творческое мышление и креативность. Он разработал несколько тестов, которые помогают оценить этот психический механизм.
Я выбрала для себя вот такой тест:
В данном тесте 9 квадратов в каждом из которых есть так называемая стимульная фигура. Испытуемый должен как-то обыграть эту фигуру, чтобы она превратилась в осмысленный рисунок. Или эта фигура стала составляющей частью рисунка.
Торренс пропустил через этот тест тысячи людей и выяснил, что есть часто повторяющиеся, стереотипные решения. Есть решения, которые встречаются не так часто, и оригинальные, редко встречающиеся решения. Разработал шкалу оценивания.
Он оценивает несколько параметров.
Я же для себя упростила шкалу- оставив беглость, оригинальность.
И еще я добавляю баллы за обилие подходящих по контексту деталей, и графические навыки.
Ибо, воображение ребенка складывается еще и из-за насмотренности.
«Беглость» - за количество данных адекватных ответов
«Оригинальность» - от 5-15баллов
«богатство деталей» от 5-15баллов
«графические навыки» +5 баллов
Примеры теста 9-11 класс
Тест слева будет иметь большее количество баллов по параметру беглость. Задействованы все 9 стимульных фигур.
Примеры теста2 класс
Тест слева будет иметь большее количество баллов по такому параметру как богатство деталей, оригинальность и графические навыки.
Иногда ребенок пребывает в стрессе из-за новой обстановки и не может сосредоточится на стимульных фигурах. Даю задание, где ребенок может проявить свою фантазию в полной мере.
Тест Торренса «страхуется» тестом «Несуществующее животное».
Оценила, посчитала. И у меня теперь есть с чем сравнивать показатели роста или деградации учеников
Промежуточная и итоговая аттестация проводится при помощи подобного теста, только стимульные фигуры изменены.
Прежде чем рисовать работу на тему « Обитатели далеких планет» выполняем упражнение: «Конструктор инопланетян»
Если посадить ребенка перед чистым листом не оговаривая деталей и сказать: рисуй, придумывай все что душе угодно, то один, два с радостью примутся за работу. А остальные надолго зависнут, достанут из недр памяти типичного инопланетянина с большой головой и огромными глазами или полезут в интернет за примерами. Чтобы снять страх чистого листа я предлагаю игровую методику, основанную на комбинаторике, которая выключает этот страх.
Методика позволяет в игровой форме комбинировать готовые шаблоны, создавая новый продукт. Причем, действуя в рамках, ребенок имеет право на внесение поправок и дополнений.
Задание ребенок получает в виде карточки-матрицы. Где кидая кубик, составляется шифр нового существа. Так как входные данные у ребенка есть, ему ничего не остается, как приступить к работе. Отсутствие жестких рамок убирает чувство протеста, дает простор для творчества.
Примеры работ
После того как мы потренировались с помощью карточки- матрицы, ребенок получает еще одно игровое задание. Задание ребенок получает без вспомогательных графических элементов, как в предыдущем задании.
Стимуляция воображения идет за счет восприятия фрагмента текста. Где смысл, зашифрованный в языковой форме нужно переложить изобразительную форму.
П римеры итоговых работ на тему «Обитатели далеких планет»