Тема: Игровая программа «В мире русского языка»
Учитель: Т.А.Синюгина
Цели:
Образовательная: развивать познавательные способности ребят по предмету русский язык; обогащать словарный запас учащихся;
Коррекционно-развивающая: коррекция памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности;
воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка и литературы, его
фонетики и орфографии.
Оборудование: буквы, эмблемы, лепестки цветков, карточки с заданиями, листочки, ручки, музыкальное сопровождении.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
Язык, на котором мы говорим, красив и богат. А.С. Пушкин считал, что «язык славянско - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык обязан каждый человек. Вот и мы сейчас проверим, являетесь ли вы знатоками своего родного языка.
Кто мне скажет, что означают эти волшебные буквы?
В соревновании принимают участие 2 команды (выход, название, эмблема, приветствие) Первая команда: Наша команда «Слово».
Приветствие: «Победу, а не пораженье, мы вам желаем, «Предложение».
Вторая команда: Наша команда: «Предложение»
Приветствие: «У нас приветствие готово ребятам из команды «Слово»: «Соперник наш, не позабудь: к победе очень труден путь».
II. Основная часть. Конкурсные задания.
1. Конкурс.
Задание: Напишите 10 непроверяемых слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
2. Конкурс . Собери словечко.
Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей делать слово из частей. Для команды «Слово»: Его корень в слове писать
Приставка в слове рассказать. Суффикс в слове книжка. Окончание в слове вода.
(Ответ: Расписка)
Для команды «Предложение»: Его корень в слове снежинка
Приставка в слове подъехал. Суффикс в слове лесник. Окончание в слове ученики
(Ответ: Подснежники)
3. Конкурс «Угадай-ка, не зевай-ка».
Слово имеет смысл. Перед вами пословицы-перевертыши. Вспомните, что такое антонимы? Каждое слово в пословице замените антонимом, подчеркнутые слова не меняйте.
Для команды «Слово»: Новый враг хуже старых двух.
Для команды «Предложение»: Все плохо, что плохо начинается.
Объясните, как понимаете эти пословицы?
4. Конкурс. «Собрать цветок»
К вам, ребята, мы спешили, познакомиться решили. Но вчера упали с кочки и распались на кусочки. Помогите, помогите! Из кусочков нас сложить.
У каждой команды в конверте лепестки из бумаги, на которых записаны слова: звонкий, глухой, твердый, мягкий, гласный, согласный, окончание, приставка, числительное, корень, суффикс, прилагательное, основа, предлог, глагол, существительное, местоимение, частица.
На сердцевине у первой команды: Части речи. Задание: возьмите только те слова, которые подойдут для вашей ромашки.
На сердцевине у другой ромашки: Слово. Возьмите только те слова, которые подойдут для сердцевины вашей ромашки.
А теперь назовите мне слова, которые оказались лишними.
5. Конкурс.
Выражения с крыльями. Задание: раскрыть смысл выражений. Команда «Слово»: Рукой подать. В час по чайной ложке. Морочить голову. Во весь дух.
Команда «Предложение»: Засучив рукава. Прикусить язык. Ни пуха, ни пера.
Склонять по падежам.
6. Конкурс.
Замените подчеркнутые слова, словами, близкими по значению с непроизносимой согласной:
Команда «Слово»: Печальный рассказ. Хмурые дни.
Красивая девочка. Шумное торжество.
Команда «Предложение»: Веселый народ. Огромное здание.
Знаменитый писатель. Близлежащие места.
7.Конкурс. Распределите слова в два столбика соответственно схемам. Есть ли липшие слова?
Первая команда:
Забежал, засвистел, расцветал. Вторая команда:
Длинная, домишко, голосистый. Лишние: засор, ключик, полет, забор.
8. Конкурс. Определить части речи:
Команда «Слово»: Посадила мать в печь пироги с капустой печь.
Команда «Предложение»: Снежное покрывало покрывало огромное поле.
III. Подведение итогов.
Жури конкурса подсчитывает баллы, называет победителей, награждение грамотами.
Наталья Алексеевна Яковлева