Игровая программа классного часа «Я в мире прав» (1–4 класс)
Игровая программа «Я в мире прав»(классный час для начальных классов).
Учитель начальных классов Горловской ОШ І – ІІІ ступеней № 15
Завражная Ирина Евгеньевна.
Цель: дать понятие учащимся про Декларацию прав человека; в игровой форме ознакомить со статьями из декларации прав человека, формировать положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.
Оборудование: карточки с заданиями, статьи из декларации, рисунки детей, компьютер, музыка, памятки,солнышки – жетоны разного цвета
Ход классного часа.
Здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть. Сегодня у нас необычное занятие и начнём мы его с минутки релаксации (учитель включает музыку и читает текст).
Сядьте удобно, закройте свои глазки, расслабьте руки, ноги, всё своё тело. Представьте ,что вы находитесь
На летней цветущей поляне. Светит ярко солнце, тихо шепчут васильки. Глубоко вдохните и почувствуйте запах полевых цветов. Вы идёте по этой поляне ,весело щебечут птички, неподалёку течет чистый прозрачный ручей. Ваши руки и ноги расслаблены, теплы, отдыхает каждая клеточка вашего организма.
Вам хорошо, сердце бьётся спокойно , дыхание ровное.
Ваш организм набирает сил, сонливость рассеивается ,голова отдохнувшая, ясная ,самочувствие отличное, вы полны энергии. Теперь медленно ,медленно открываем глазки. И с цветущей поляны мы с вами возвращаемся в школу на наше занятие.
Вступительное слово.
Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы , появившиеся давно – давно : «Что люди могут делать и что не могут делать ?» , «Что они обязаны делать и что не обязаны ?» , «На что они имеют право и на что не имеют?» Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху.
Работать мы с вами будем по группам. А для этого я вам предлагаю выбрать солнышко понравившегося цвета. Займите места за игровыми столами согласно вашему цвету.
Игра «Я это Я».
Возьмите листочки и фломастеры .Нарисуйте круг и прямую .Давайте внимательно посмотрим , что же получилось. Посмотрите сначала рисунки свои ,а потом своих товарищей. Мы видим ,что все рисунки разные .Вот такие разные и вы – не похожие друг на друга. Сколько в мире людей ,столько и разных личностей и в каждой заложены свои качества.
Рисунки ,которые вы подготовили , лишь подтверждение тому. Все дома представленные здесь тоже разные.
Все мы разные ,но одно у нас общее –это наши права и обязанности ,которые общие для всех. Мы все в равной степени должны их выполнять.
Существуют документы ,в которых прописаны наши права. И сегодня мы познакомимся с одним из них.
А для того ,чтобы узнать как он называется , предлагаю игру «Лото».
Игра «Лото».
Каждая группа получает конверт ,в котором разрезана картинка «Права человека»,а на обратной стороне надпись «Декларация прав человека».
Итак ,мы будем говорить о Декларации прав человека.
Международные документы о правах человека условно можно разделить на две группы: декларации и конвенции.
Декларация ( высказывание )- это всего лишь рекомендации, она не имеет обязательной силы (документ ,который защищает наши права).
Конвенция ( договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
Декларация разделена на части, разделы, которые называются статьи.
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Крестики - нолики» для того, чтобы познакомиться с некоторыми статьями из Декларации прав человека.
Правила игры:
Каждая команда подходит к столу , выбирает себе конверт ,где на листах распечатаны герои из сказок .
Посовещавшись, вы должны назвать какие права нарушены у этого героя сказки.
Итак ,ребята, вспомним сейчас с вами героев сказок и выясним какие права детей были нарушены.
В конвертах находятся такие герои сказок:
1.А.Н.Толстой «Приключение Буратино»
Буратино.
2. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»
Кай и Герда.
Дети имеют право на воспитываться в семье.
3 К.И.Чуковский «Айболит» .
Айболит .
Дети имеют право на медицинский уход, но сами должны заботиться о своём здоровье (заботится о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим дня..)
4.Ш.Перро «Золушка».
Золушка.
В Конвенции о правах человека записано право на отдых и защиту от злоупотребления детским трудом.
Дети должны должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, по мере своих сил и возможностей.
5. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
Гадкий утёнок.
Конвенция о правах ребёнка призывает к уважению прав другого человека.
Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других.
6. Сценка «Морозко»
Выходит дед садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.
Сказочник.
Жил –был дед, да с другой женой. И у деда была дочка ,и бабы была дочка. Все знают ,как за мачехой жить: перевернёшься – бита и не перевернёшься – бита. А родную дочь, за всё , что не сделает , хвалят да по головке : «Умница».Падчерица дрова и воду в избу носит ,печь топит, избу метёт ещё до свету. Ничем старухе не угодишь – всё не так, всё худо. Вот мачеха и придумала падчеричу со свету сжить.
Мачеха.
Вези ,вези её, старик, куда хочешь, чтобы глаза мои её не видали! Вези её в лес на трескучий мороз!
Сказочник.
Старик затужил ,заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.
Старик .
Собирайся ,милая дочь.
Уходят.
Эта жестокая женщина подвергала жизнь и здоровье ребёнка опасности.
А сейчас к нам в гости пришёл юрист. Давайте его выслушаем.
Юрист (старшеклассник).
Дана нам возможность –
Юристами стать,
Статьи правовые - все изучать.
Если мы будем права свои знать,
То сможем по жизни смело шагать.
Юрист раздаёт памятки «Я ребёнок !И у меня есть право.», «Мои обязанности».
Работа с памятками.
Игра «Поле чудес».
На доске зашифрованы слова Декларация, статьи,Конвенция.
1.Как называется один из документов, в котором прописаны права человека?
2.Как называются части ,на которые разделена Декларация?
3.Как называется соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор?
По мере отгадывания букв ,учитель открывает слова.
Итог .
Игра «Листопад».
На доске заранее учитель рисует дерево и прикрепляет листочки ,на которых написаны права и обязанности детей. Каждый участник команды подходит к дереву и снимает по листочку, зачитывая написанное на них.
Капитаны команд подсчитывают колличество своих солнышек –жетончиков ,полученных за всю , игру и учитель объявляет победителей ,награждая грамотами.
Ученики выходят и читают стихотворение «Новый закон».
На час начальником бы стать
Среди законодателей,
Велел бы я закон издать
Для взрослых обязательный.
«В дни отдыха ,-гласил бы он,-
Одних ,без нас ,родителей
В театры ,в цирк ,на стадион
Не допускать как зрителей».
Пусть надпись - буквы покрупней!
Там ярко освещается:
«Вход мамам, папам без детей
Строжайше запрещается!»
Тогда бы поняли они,
Всё взрослое сообщество,
Как детям в праздничные дни
Быть с ними вместе хочется.
На этом наша игровая программа завершена. Всем спасибо за участие. До новых встреч.