12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Забродина Елена Викторовна85
4

Статья «Игровые технологии как средство развития креативного мышления на уроках английского языка»

Игровые технологии как средство развития креативного мышления на уроках английского языка

Забродина Елена Викторовна,

учитель английского языка

МБОУ гимназия №65

г. Ульяновска

«...творчество существует не только там,
где оно создает великие исторические произведения,
но и везде там, где человек воображает, комбинирует,
изменяет и создает что-либо новое...»
(Л.С. Выготский)

Креативное мышление – компонент функциональной грамотности PISA: способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных, экономичных, оптимальных) решений, нового знания, и эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения.

Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности. Способность к креативному мышлению может рассматриваться как одна из составляющих функциональной грамотности, понимаемой как способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях.

Современное обучение английскому языку продвинулось далеко вперёд, благодаря современным образовательным технологиям. Но применение креативных возможностей учащихся является лидирующим, т. к. именно такая деятельность порождает самостоятельность, активность, умение общаться в коллективе. Как показывает практика применения креативности на уроках английского языка, помогает ученику проявить свои способности.

Для того чтобы ученик мог успешно заниматься креативной деятельностью необходимы некоторые условия.

- учитель должен быть сам креативной личностью, для того чтобы знать в каком направлении работать с учащимися;

- положительный настрой учителя для установления контакта с учениками;

- креативные задания должны соответствовать уровню подготовки и возрасту учеников;

- участие учителя в ходе создания креативного продукта должно быть минимальным, т. к. ребёнок должен постараться пройти самостоятельно все стадии создания своей работы;

- ученикам следует быть уверенными в хорошем результате своей деятельности.

То, что дети обожают играть, ни для кого не секрет. А еще больше им это нравится, если игры происходят в школе, и на уроке английского языка в том числе. Если дети совсем маленькие, то для них весь урок - это и так игра. Таким образом, игры, особенно обучающего характера, являются неотъемлемой частью обучения английскому языку.

Цели применения игровых технологий:

Обучающая – развивать память, внимание, воображение, речевые умения.

Развивающая – развивать творческие способности учащихся, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Воспитательная – воспитание вежливости, взаимопомощи, общительности.

Релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного интенсивностью обучения иностранному языку..

Так что же такое «игра»?

Чаще всего игра ассоциируется у нас с легкостью, веселым ничего не значащим занятием. Несмотря на внешнюю легкость, игра является серьёзной, важной технологией, применение которой может решить многие проблемы. Она является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. 

Игра развивает умственную и волевую активность. Являясь сложным, но одновременно увлекательным занятием, она требует огромной концентрации внимания, тренирует память, развивает речь. Игровые упражнения увлекают даже самых пассивных и слабо подготовленных учеников, что положительно сказывается на их успеваемости. Именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются.

На каком этапе можно использовать игру? 

Место игры в ходе урока зависит от множества факторов: уровень подготовки учащихся, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия учебного занятия.

Игры могут быть использованы на разных этапах урока: в самом начале – для «разогрева», при введении нового материала, для закрепления пройденного, в середине занятия – чтобы сделать перерыв, при прохождении сложной или простой темы, в конце урока, когда у вас осталось несколько лишних минут.

Используя игры на уроках, нужно всегда помнить, что:

-Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован. Нужно всегда знать цели использования игры.

-В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

-Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям детей, т.е. быть доступными.

-Игры служат развитию всех видов речевой деятельности и проводятся на иностранном языке.

Все игры можно разделить на следующие группы:

Группа

Цель

Примеры

Фонетические

Развитие и формирование навыков произношения и восприятия иностранной речи на слух

Какой звук я задумал? (игра-загадка).

Назови слово с этим звуком.

Скороговорки.

Лексические

Семантизация новой лексики. Введение новых лексических единиц, повторение ранее изученных.

«ABC»

Снежный ком

Съедобное – несъедобное

Лото или «Бинго»

Орфографические

Формирование навыков правописания

Ребусы

Кроссворды

Грамматические

Введение нового грамматического материала. Закрепление определённой грамматической структуры.

Предложения в шляпе

Морской бой

Hide-and-Seek

Города и Страны

Ролевые

Формирование и развитие навыков монологической и диалогической речи

Will you name more?

Инсценировка бытовых ситуаций (в магазине, в театре)

Одна и та же игра часто может быть и лексической, и грамматической, и ролевой.

  Приведу примеры игр, которые чаще всего использую на уроках английского языка. Эти игры больше всего нравятся детям и имеют положительный результат в достижении поставленных целей.

Фонетические: «Угадай по голосу, кто пришёл к тебе в гости». Кто-нибудь из ребят, закрыв глаза, стоит у доски, а другой ученик громко произносит слова приветствия: Good morning, Petе! How are you? Тот, кто стоит у доски, должен по голосу догадаться, кто с ним здоровается, должен ответить на приветствие, назвав ученика по имени:Good morning, Olga! I am fine, thank you!

Назови слово - «Name the word» (игра с предметом)
Учитель бросает мяч ученикам по очереди, называет звук, ученики называют слово с загаданным звуком по определённой тематике

Найди ошибку – «Find a mistake» (игра на внимательность)
Учитель называет звуки, показывая на буквы и буквосочетания, а ученики должны обнаружить и исправить ошибку, если она имеется.

Лексические.

На одну букву. Учитель предлагает назвать все предметы по какой-либо теме на соответствующую букву. Кто назовет больше, тот и выигрывает.

Буквы рассыпались. Пишется слово крупными буквами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было слово, но оно рассыпалось. Помогите мне собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет.

Вычеркни лишнее слово. Учитель предлагает разные карточки по 4-6 слов. Учащийся должен найти одно лишнее, которое не связано с другими по теме. Например, cow, dog, wolf, sheep, cat, horse — the odd word is wolf — не относится к теме «Домашние животные».

Что пропало? - « What is missing?»

Перед детьми раскладываются предметы по определенной теме. Затем учащиеся закрывают глаза, один из предметов убирается. «Close your eyes. Open your eyes. What is missing?» (можно водящим назначать ребенка)

Орфографические: Ребусы, загадки, кроссворды - все это помогает в активной игровой форме изучать язык, запоминать ассоциации к словам и развивать логическое мышление. Причем ребусы не имеют возрастных ограничений: они интересны как для ребят младших классов, так и для старшеклассников.

t1693507243aa.png t1693507243ab.png

Answer: cartoon Answer: between.

"Crossword" Эта игра рассчитана на учеников, владеющих письмом. Её целью является расширение словарного запаса и развитие грамотного письма. Задания могут быть подготовлены учителем заранее либо заданием для учеников и будет составление кроссворда на определённую тему.

«Математический диктант» и игру «Лото» хорошо проводить на уроках повторения. Звучит аудиозапись с цифрами. Задача учащихся записать эти числа. При повторном прослушивании можно организовать взаимопроверку.

Грамматические:

«Describe a picture» На доску вешаются карточки с номерами. По жребию выбирается участник, который будет описывать рисунок, не называя его. Первый угадавший зарабатывает балл и выходит к доске. И так до тех, пока не закончатся картинки. Выигрывает тот, кто заработает больше всех баллов.

«Questions». Задача – отработать общие вопросы в Простом настоящем времени). Игра может проходить в виде соревнования. На доске карточка(и) с предложениями (тематика может быть разной)

Например:

My favorite colour is red.

My favourite colour is green.

My favourite colour is blue.

Один с учеников загадывает одно из предложений. Остальные должны отгадать предложение, задавая общие вопросы.

Например:

Is your favourite colour red? (Yes, it is/ No, it is not)

Тот, кто отгадал, получает один балл или жетончик, и теперь его очередь загадывать.

Слова рассыпались. Пишется предложение крупными словами, затем разрезается. Дети должны собрать его. “Ребята, у меня было предложение , но оно рассыпалось. Помогите мне его собрать”. Выигрывает тот, кто быстрее соберет. Такой способ очень эффективен при обучении построению вопросов, отрицаний на различные времена.

Очень часто на своих уроках использую игру, которая называется: Who will make up more sentences with the given words. Правила игры: учитель называет какое-нибудь слово по теме и бросает мяч кому-либо из учащихся. Ученик, поймавший мяч, должен придумать предложение с этим словом и бросить мяч учителю. Когда все учащиеся придумали по одному предложению с данным словом, учитель называет другое слово, и игра продолжается. Ученик, который не смог придумать предложение или допустил в нем ошибку, выбывает из игры

Ролевые:

«Цирк». Детки разбиваются на пары. Один из них выступает в роли дрессировщика, второй животного. Первый участник говорит, кто это и что он может сделать. Второй – показывает. Потом они меняются. «It is a monkey. It likes bananas. It can jump».

Другой вариант такого задания. Ученик изображает какое-либо животное, другие учащиеся пытаются отгадать, кто это.

«Пантомима». Похожа на предыдущую игру. Один доброволец из класса выходит к доске и показывает какое-либо действие, например, по теме «Домашние обязанности». А другие дети должны догадаться и называть по-английски, что он делает. «Ann is washing up», «Dan is doing the laundry», «Sew is ironing her clothes, etc».

«Talk show». Участники выбирают формат ток-шоу и «гостей». Это абсолютно свободная игра. Пишется «легенда» гостя почему он стал популярным. Например, его хобби, детство и т. д. Вопросы и ответы. Основная цель – раскрепостить учащихся и задействовать весь возможный словарный запас.

«What to do if». Ещё одно задание на развитие дискуссионных навыков. Участники делятся на группы. Преподаватель задаёт тематику. Например, тема «Travelling». What will you do, if you … 1) lost your money/tickets/way/luggage, 2) are late to your plane/train/bus, etc.

После каждой игры должен быть проведен анализ урока на выявление ошибок в организации и временного регламента, адекватность реализации содержания к поставленным задачам, а также на глубину соблюдения ролевых рамок. Важно отметить и разносторонние успехи учеников, и эффективности игр с педагогической точки зрения. Также неплохо привлечь и учеников давать подобную оценку каждый раз как самим себе, так и всему процессу в целом.

В играх не важно, какой уровень знаний имеют участники, поэтому их желательно проводить с самого начала обучения английскому языку.

Чем больше мы имеем лексических, фонетических и грамматических знаний, тем легче нам играть. А чем больше мы играем, тем больше знаний получаем!

сами придумывают игры на уроках и дома по разным тематикам и Учащиеся

Вот к чему мы стремимся с учениками, играя.

Простота объяснения. Правила игры должны быть просты. На начальной ступени обучения лучше всего объяснить правила игры на родном языке, а оставшееся время потратить на саму игру. На старшей ступени - объяснение на изучаемом языке.

Отсутствие сложных материалов для игры.

Универсальность. Популярностью пользуются игры, которые можно легко подстроить под количество, возраст и уровень знаний учеников.

Вы любите игры? Думаю, каждому изучающему английский хочется, чтобы процесс обучения был легким и увлекательным, как любимая игра. Учить английский язык надо с удовольствием, поэтому сегодня учителя стараются включать в работу не только традиционные игровые технологии, но и бесплатные онлайн-игры для изучения английского языка. Эти игры помогают учителю и учащимся интересно и увлекательно изучить новый материал, расширить словарный запас, подтянуть знание грамматики и правописание. Предлагаю некоторые сайты и онлайн игры для работы.

1. Funbrain (сайт)

Игра The Plural Girls поможет вам раз и навсегда запомнить, как пишутся английские существительные во множественном числе. Можно играть в 2 разных формах: выбрать правильное слово из двух вариантов или написать самостоятельно слово во множественном числе. Кроме того, предусмотрено два уровня сложности: первый подойдет для Elementary-Intermediate, второй — для Upper-Intermediate и выше.

t1693507243ac.png

Rooting Out Words – занимательная игра, которая расскажет учащимся о словообразовании. Детям предлагают несколько слов с одинаковым корнем и задают вопрос, что же означает этот корень. В игре предлагают несколько вариантов ответа. Порассуждав о значении слов, учащиеся смогут дать верный ответ и заработать баллы. Таким образом, встретив незнакомое слово со знакомым корнем во время чтения, учащийся сможет без словаря догадаться о его значении.

t1693507243ad.png

2. Digital Dialects Этот сайт будет полезен новичкам в английском языке, детям с уровнем знаний Beginner. Каждая из 10 игр представляет собой программу по изучению и закреплению в памяти 10-15 слов. Вы можете послушать их произношение, посмотреть, что они означают (перевода на русский язык нет, но можно догадаться по картинке). После этого вам предложат проверить свои знания в процессе игры.

t1693507243ae.png t1693507243af.png

Игры предельно простые, зато с их помощью дети легко запоминают более сотни самых широко употребляемых английских слов.

3. WeekEnglish Это русскоязычный сайт с играми для обучения английскому языку. Преимущество этого ресурса в том, что здесь могут заниматься дети с любым уровнем знаний английского языка. Все игры делятся на 5 ступеней сложности: от начинающих и детей до Advanced. С помощью игр на этом сайте вы сможете расширить свой словарный запас, разгадать кроссворд на английском, изучить правила употребления предлогов, закрепить навык правописания и просто развлечься.

t1693507243ag.png t1693507243ah.png t1693507243ai.png

Итак,  использование различных игровых приёмов и ситуаций на уроках способствует формированию дружного коллектива в классе, приучает работать в команде, воспитывают ответственность и взаимопомощь, так как в игре они должны быть «одной командой», помогать и поддерживать друг друга. 

Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию «языковой среды» на уроке. То есть создаётся такая ситуация, в которой дети общаются на иностранном языке в естественной обстановке. Использование игровых приемов на уроке иностранного языка снимает нервное напряжение у школьников, делает процесс обучения занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Таким образом, игры положительно влияют не только на формирование универсальных учебных действий обучающихся, их познавательных интересов в рамках ФГОС, но и способствуют осознанному освоению иностранного языка, развитию креативного мышления и творческих способностей учащихся.

«Педагог не может не играть, не может быть педагога, который не умел бы играть»

А.С. Макаренко

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вебинар «Учимся мыслить креативно на уроках английского языка» от 16.05.2022, Просвещение

Алесина Е.В. Учебные игры на уроках английского языка // Журнал «Иностранные языки в школе», № 4, 1987- с.13

Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работе. // Английский язык, №4, 2008 – с.36

Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Журнал «Вопросы психологии», № 6, 1966- с. 47

Коптелова И. Е. Игры со словами// Журнал «Иностранные языки в школе», №1, 2003- с.10

Матвеева Н.В. Ролевые игры на уроках английского языка. Учебное пособие. М. 2005

Панфилова А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога, М., 2000.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка: (из опыта работы). Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1981

https://englex.ru/learning-english-through-games/ 10 лучших сайтов с онлайн-играми для изучения английского языка


 


 


 

 


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.