Игровые технологии в изучении правил дорожного движения младших школьников
Игровые технологии в обучении младших школьников правилам дорожного движения
Бабьяр Мария Владимировна, учитель начальных классов
Место работы: «Красноборская средняя школа», с.Красноборск
В условиях дополнительного образования есть широкие возможности воспитывать дисциплинированных и грамотных участников дорожного движения. В нашем учреждении уделяется большое внимание организации педагогического процесса с целью профилактики безопасности детей на дороге.
При обучении детей правилам дорожной безопасности широко можно использовать самые разнообразные игры
с элементами физических упражнений и спорта;
ролевые и ситуативные игры;
театрализованные и игры-драматизации;
дидактические;
с использованием макетов;
компьютерные;
интеллектуально-познавательные.
Игры с элементами физических упражнений и спорта проводятся на улице, в классе. Дети учатся быстро реагировать на дорожную ситуацию, закрепляют знаний, полученные во время теоретических занятий. Физминутки по ПДД проводятся в течение дня, тематика может меняться.
Сюжетно-ролевые игры мы проводим в кабинете ЮИД, с использованием макетов, магнитной доски. Дети придумывают сюжет, распределяют роли (опрос инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности).
Проявить себя, показать чему научились, обучающиеся могут в театрализованных играх. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой: «Безопасная прогулка», «Вовка в стране Светофории», «Берегись автомобиля», «Светофор-бездельник»
Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. «Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», игра-ходилка. Как показала практика, ребята на наших занятиях любят играть в дидактические игры: «Нарисуй знак», «Подбери знаки» «Сигналы светофора».
С дорожным макетом в кабинете ЮИД дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помоги пешеходу перейти перекрёсток, найди нарушителей, ведут фигурки пешеходов по безопасному маршруту и т.д.
Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Проявить себя, показать свои знания, умения, навыки дети могут в игровых программах: «В друзьях у Светофора»», «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Я знаю дорожные знаки», переходящий кубок по ПДД.
Считаю, что игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу обучающихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению правил дорожного движения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что главный показатель качества обучения всех участников воспитательно - образовательного процесса правилам дорожной безопасности – это снижение дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Список литературы
Мулюкова Ю.А., Сулейманова Ф.М. Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников //
Наука и образование: новое время, 2016. №3 (14). - С. 240-242.
Ортикбаев Д.О., Уста-Азизова Д.А. Организация и технология учебной деятельности // Современная педагогика, 2014. №4 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2270
Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М.: «Народное образование», 1998. - 256 с.