Программа изучения правил дорожного движения в начальной школе

1
0
Материал опубликован 16 June 2016
3 класс

Содержание.

Введение

1. Пояснительная записка

2. Тематическое планирование в 3 классе

3. Поурочное планирование занятий в 3 классе

4. Организация уроков контроля знаний учащихся.

5. Основные понятия.

6. Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.

Введение.

На дорогах нашей Челябинской области ежегодно погибает более 700 человек, 5000 получают травмы и увечья. Сводки о ДТП, которые ежедневно поступают в Управление ГИБДД УВД Челябинской области просто устрашающие. Суммированные цифры складываются в картину катастрофы, перед которой бледнеют потери, связанные со стихийными бедствиями. Каждый год в стране в автопроисшествиях исчезает в мирное время население целого города масштаба районного центра: погибает около 25 – 30 тысяч человек и 900 человек получают ранения.

Особенно страшно, когда жертвами ДТП на дорогах становятся дети. Среди основных нарушений, допущенных детьми, преобладают:

Переход проезжей части в неустановленном месте;

Неожиданный выход из-за транспортных средств, сооружений, ограничивающих видимость на дороге;

Нарушение правил управления велосипедистами;

Неподчинение сигналам регулирования.

Статистика….

В условиях интенсивности движения транспорта по улицам и дорогам с каждым годом наблюдается все большее и большее количество несчастных случаев с детьми. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений.

В комплексе мероприятий, проводимых в стране и в городе по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения, большое значение имеют вопросы профилактической работы. В ПДД определены строгие требования, как к водителю, так и к пешеходу; выполнение этих требований призвано обеспечить безопасность движения. Прежде чем сесть за руль, водитель получает на это «права», но пешеходами мы становимся с малых лет, и никто не требует от нас сдать экзамен и получить «права» пешехода. А ведь по вине пешеходов происходит чуть меньше половины всех автоаварий.

Обучение детей ПДД начинается в дошкольном образовательном учреждении, а если ребенок не посещает детский сад? В школе работа по обучению детей безопасному движению на улицах города должна начинаться с первых дней в первом классе. Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.

Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна Программа

1. Пояснительная записка.

Данная Программа составлена на основе Правил дорожного движения, а так же Программы правил дорожного движения для общеобразовательных школ и внешкольных учреждений IVIII классов 1975 г., Методических рекомендаций по обучению школьников правилам безопасности движения.

Цель данной программы – вооружить младших школьников знаниями правил дорожного движения, привить навык повседневно использовать данные знания на практике и тем самым предупредить детский травматизм на дорогах нашего города.

Обучение правилам дорожного движения (далее ПДД) следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы. Изучение правил осуществляется с 1 ­класса вне сетки часов учебного плана. Занятия проводятся один раз в месяц по темам, предлагаемым далее. Продолжительность их 45 минут, в I классе – 35минут. В начале учебного года, а так же перед каждыми каникулами проводится необходимый в данное время года инструктаж.

Обучение ПДД можно включать в общий учебный процесс, т.к. в намеченную программами краеведческую тематику, особенно на уроках окружающего мира, входят и темы, связанные с движением на улицах и с изучением транспортных средств. На уроках трудового обучения и изобразительного искусства можно создавать тематические композиции, связанные с движением транспорта и людей по улицам города и т.д.

Наиболее распространенным методом ведения занятий является беседа в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.

Сейчас в настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные уроки не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.

Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке. Занятия надо строить так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.

Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени учитель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.

Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.

Планируя учебную работу в начальной школе, учитель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение в дошкольных образовательных учреждениях игр и бесед с малышами, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов.

На занятиях учащиеся

  • приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
  • усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
  • учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
  • усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, конь­ках, лыжах и т. д.;
  • учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
  • ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
  • знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий до­рожной разметки проезжей части улицы (дороги).

Знания и навыки, полученные детьми в 1 и 2 классах, расширяются в 3 и 4 классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни).

Для подготовки и проведения занятий и экскурсий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.

2. Тематическое планирование для 3 класса.

п/п

Тема

Кол. часов

Дата проведения

по плану

фактически

1

Введение.

1

12.09

 

2

Сигналы светофора и регулировщика.

1

10.10

 

3

Дорожные знаки.

1

3.11

 

4

Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.

1

16.12

 

5

Тормозной путь транспорта.

1

23.01

 

6

Я иду по улице.

1

28.02

 

7

Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке.

1

2.03

 

8

Мы велосипедисты.

1

3.04

 

9

Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах.

1

16.05

 

3. Поурочное планирование занятий в 3 классе

Занятие №1. Тема: «Введение».

Цель: ознакомить учащихся с одной из основных особенностей I современного города - возрастанием движения транспорта. Объяснить, почему надо знать и выполнять правила дорожного движения.

Учебно-наглядные пособия: кинофильм (диафильм) о безопасности движения.

Ход занятия. Учитель рассказывает, что большая часть населения нашей страны проживает в городах и поселках. В этих же городах и населенных пунктах находятся предприятия, где работает населе­ние, а также культурно-массовые и торговые учреждения по обслу­живанию населения.

Для того чтобы обслуживать население и предприятия, требуется огромное количество транспорта - автомобилей, автобусов, троллейбусов и т. п.

Большое количество транспорта занято в сельском хозяйстве, про­дукция которого перевозится автомобильным транспортом.

Для удовлетворения потребностей народного хозяйства автомо­бильная промышленность нашей страны выпускает большое количество грузовых, легковых автомобилей, автобусов.

Особенно растет выпуск легковых автомобилей для удовлетворе­ния нужд хозяйства и населения. Автомобильный парк страны меняется не только количественно, но и качественно. Aвтo­мобильной промышленностью выпускаются автомобили с двигате­лями такой мощности, которые позволяют развивать скорость до 200 км/ч. По всей стране увеличивается разветвленная сеть благоуст­роенных автомобильных дорог.

Однако увеличение количества машин на улицах и дорогах спо­собствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Поэ­тому особое внимание обращено на обеспечение безопасности движения на дорогах.

Для пешеходов строятся подземные переходы и пешеходные мосты, для обеспечения безопасности около перекрестков устраивают ограж­дения. В местах перехода улиц устанавливают специальные свето­вые дорожные знаки «Пешеходный переход» и пешеходные светофоры.

В школах страны введено обязательное изучение правил движения. Но, несмотря на принимаемые меры, количество дорожно-транспорт­ных происшествий и связанный с ними транспортный травматизм остаются большими.

Основные причины этого - незнание или невыполнение правил движения и нарушение правил пользования транспортом.

В результате транспортного травматизма пешеходы, в том числе и дети, погибают или получают увечья (травмы). Как показывает статистика, наибольшее количество несчастных случаев на улицах и дорогах происходит с учащимися начальной школы, основная причина этих несчастных случаев - неправильный переход улицы, дороги.

Водители и пешеходы должны делать все возможное для избежания дорожных происшествий. Для этого необходимо, чтобы каждый пеше­ход, каждый учащийся был внимательным на улице, присматривался к окружающей обстановке, т. е. выполнял правила движения пешехода и правила пассажира общественного транспорта.

Контрольные вопросы.

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Где и для чего устанавливают металлические ограждения тротуаров?

3. От кого зависит безопасность пешеходов?

4. Кто следит за порядком движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах?

 

Занятие № 2. Тема: «Сигналы светофора и регулировщика».

Цель: повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

Учебно-наглядные пособия: комплект моделей светофоров, жезлы регулировщиков, схемы перекрестков, макет улицы. Таблица «Сигналы регулирования дорожным движением».

Ход занятия. Учитель рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования с помощью светофоров и регулировщиками. Движение регулируют для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. В необходимых случаях регулированием обе­спечивается беспрепятственный проезд специальных машин пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.

Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации на железнодорожных переездах.

В условиях все возрастающей интенсивности движения в городах ­ в целях безопасности и максимальной пропускной способности го­родских улиц стало необходимо регулировать движение не только транспорта, но и пешеходов. Для этого применяют транспортные и пешеходные светофоры. В зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, транспортные светофоры бывают одно-, двyx­- и трехсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками спра­ва и слева.

Красный свет светофора означает «стоп, движение прекращено», желтый свет - «внимание», зеленый - «движение разрешено». Светофоры, имеющие только мигающий желтый сигнал, сигнализируют водителю, что перекресток не­регулируемый и проезжать его нужно с особой осторожностью. Особую осторожность нужно соблюдать и пешеходам.

Трамвай на зеленый сигнал может двигаться налево. Поэтому, переходя улицу, нужно ос­терегаться трамвая, поворачивающего налево, - его нужно пропус­тить.

При помощи жезла, схемы на доске и таблицы учитель показывает сигналы регулировщика. Если регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены, то это соответствует зелёному сигналу светофора и пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, то это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае переход через улицу запрещается. Если этот сигнал застал пешехода на перекрестке, когда он прошел середину улицы, то он должен дойти до середины проезжей части или до «островка безопасности», остановиться и ждать разрешающее движение сигнала регулировщика.

Если регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, переходить улицу (проезжую часть) запрещается, - это положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.

Пешеходные светофоры, в отличие от транспортных имеют два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или силуэтом идущего человека и красный с надписью «Стойте» или силуэтом стоящего человека. В местах, где установлены такие светофоры, пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале этого светофора.

Для пропуска пешеходов на перегонах улиц и дорог регулировщик регулирует движение, находясь на середине улицы, около пеше­ходного перехода. Для перекрытия движения транспорта он подни­мает правую руку вверх. Транспорт подъезжает к пешеходному пере­ходу и останавливается. Переход улицы пешеходам также не разрешается. Затем регулировщик делает разрешающий жест для ­движения пешеходов. Пешеходы начинают переход улицы, при этом регулировщик обращен к ним боком.

Если на перекрестке движение регулируется одновременно свето­фором и регулировщиком, то в этом случае пешеходы выполняют указания регулировщика.

Контрольные вопросы.

1.Какие светофоры вы знаете?

2. Что означает зеленый сигнал и где он расположен - вверху или внизу светофора?

3. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?

4. Какой сигнал светофора и регулировщика запрещает пешеходное движение через улицу?

5.Что означает желтый сигнал светофора, и какому жесту регулировщика он соответствует?

6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

7. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, и что они обозначают?

Упражнения (в классе и на размеченной площадке). В классе на макете (схеме) улицы и дороги с помощью моделей транспорта, средств регулирования, а также фигур пешеходов и регулировщиков создать обстановку для транспорта и пешеходов.

На специальной площадке во дворе, на одном из нескольких перекрестков устанавливается светофор, управляемый учащимися. На другом перекрестке движение регулирует юный инспектор движения или специально подготовленный ученик этого класса. Остальные школьники разбиваются на подгруппы, исполняют роль транспорта и пеше­ходов.

 

Занятие №3. Тема: «Дорожные знаки».

Цель: ознакомить учащихся с дорожными знаками.

Учебно-наглядные nособия. настенные дорожные знаки, таблица «Дорожные знаки» или электрифицированный щит «Дорожные знаки», планшеты с дорожными знаками.

Ход занятия. Учитель рассказывает учащимся О том, что дорож­ные знаки предупреждают пешеходов и водителей о возможной опас­ности, запрещают проезд, ограничивают скорость движения, указы­вают место разворота и стояния транспорта.

Дорожные знаки применяются во всех странах мира, и водители транспорта, приезжая в другую страну, без знания языка понимают обозначения на дорожных знаках этой страны, имеют возможность вести транспорт по незнакомым дорогам.

Дорожные знаки делятся на четыре группы: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные.

Предупреждающие знаки имеют форму треугольни­ка, они окрашены в белый или желтый цвет и имеют красную кайму. Знаки этой группы предупреждают водителей и пешеходов об опас­ностях на пути следования. .

Запрещающие знаки имеют круглую форму, окрашены они также в белый или желтый цвет, по окружности имеют красную кайму. Несколько знаков из этой группы: «Въезд запрещен», «Стоянка запрещена», «Остановка запрещена» и др.

Символы черного цвета, изображенные на знаках, запрещают водителю выполнять определенные действия.

Запрещающие знаки устанавливают непосредственно перед участ­ками улиц и дорог, на которых необходимо ввести нужное ограничение.

Ограничения, вводимые знаками, различны по значению и рас­стоянию, они могут распространяться на определенные улицы или дороги, иметь местное значение и т. п.

Предписывающие знаки разрешают движение только в указанных направлениях или только определенным видам транспорт­ных средств.

Предписывающие знаки круглые, голубого цвета. Символы на них белого цвета.

Указательные знаки содержат сведения или разъяснения, помогающие водителю лучше ориентироваться на дорогах. Они прямоугольные, голубого цвета (кроме некоторых).

На отдельных участках улиц необходимо добавочно информи­ровать водителей и пешеходов об обеспечении безопасности движения. Для этой цели применяются дополнительные средства информации.

Каждая группа знаков изучается отдельно. Но о всех знаках учащимся рассказывать не следует, так как некоторые из них относятся только к водителям, но если дети спросят о их значении, то надо рас­сказать и о них.

Знаки, установленные в городах, в темное время суток освещаются.­ На дорогах поверхность знаков покрывают светоотражающими красками и элементами. Когда автомобиль в темное время суток при­ближается к знаку, то свет фар попадает на знак, и он начинает светиться, водитель четко его видит.

Перечислим знаки, с которыми следует знакомить учащихся. Предупреждающие: «Железнодорожный переезд без шлаг­баума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; «Пересечение с рав­нозначной дорогой», «Пересечение со второстепенной дорогой», «Пересе­чение с главной дорогой», «Опасный поворот», «Извилистая дорога», «Скользкая дорога», «Выброс гравия»,

«Пешеходный переход», «Дети», «Ремонтные работы», «Падение камней».

3апрещающие: «Въезд запрещен», «Движение запрещено», «Автомобильное движение запрещено», «Велосипедное движение за­прещено», «Пешеходное движение запрещено», «Поворот налево запрещен», «Поворот направо запрещен».

Предписывающие: «Обязательные направления движе­ния» (только направо, только налево), «Круговое движение», «Велосипедная дорожка», «Дорожка для пешеходов».

Указательные: «Место стоянки», «Пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Пункт питания», «Гостиница».

В городах и поселках дорожные знаки устанавливают на растяж­ках над проезжей частью, на опорах наружного освещения, на спе­циальных колонках, на кронштейнах. На дорогах знаки устанавливают на специальных колоннах и столбах.

Контрольные вопросы.

1. Для чего служат дорожные знаки?

2. На какие группы подразделяются дорожные знаки?

3. Какие правила должен соблюдать пешеход в местах установки знаков: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Пересечение с равнозначной дорогой»?.

4. Вы идете по дороге и видите предупреждающий знак «Пешеходный переход». Что он означает?

5. Какую форму имеют запрещающие знаки?

6. Какие меры предосторожности должны соблюдать пешеходы в зоне действия знака «Пересечение с равнозначной дорогой»?

7. Как называется знак, выполненный в виде белого (желтого) круга, на котором черной краской нарисован пешеход?

8. Как называется знак с белым силуэтом велосипеда на голубом круге?

9. Какую форму имеют указательные знаки? Каково их назначение?

 

Занятие №4. Тема: «Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров».

Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам, объяснить обязанности пассажиров транспорта.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Общественный транспорт и грузовые автомобили», «Легковой автомобиль».

Ход занятия. Учитель говорит, что дороги и улицы городов запол­няют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллей­бусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

Автомобили можно классифицировать следующим образом: К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные, медицинские и др.

Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности. Пассажирский транспорт включает легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы. Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя. Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию. Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородные.

Железнодорожный транспорт служит для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивов (тепловозов и электровозов). Применение мощного подвижного состава обеспечи­вает высокие скорости пассажирских поездов.

Далее учитель разъясняет учащимся правила пользования город­ским общественным и железнодорожным транспортом и правила пове­дения на нем. Трамвай, троллейбус, автобус, такси нужно ожидать на специально отведенной посадочной площадке, т. е. на остановке, отмеченной специальным указателем. В тех местах, где от­сутствуют посадочные площадки, общественный транспорт следует ожидать на тротуаре или обочине дороги у указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть дороги или улицы запрещено.

Садиться в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние. Ни в коем случае нельзя прыгать в автомобиль, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспорт. Запрещается стоять на выступающих частях машин. Войдя в салон, надо перейти в его среднюю часть, не толпиться на площадке, так как это может затруднить посадку других людей, Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязанностью каждого пассажира.

Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, нельзя толпиться в проходе. При этом следует помнить, что передние места отводятся для пассажиров с маленькими детьми на руках, инвалидам и престарелым пассажирам. Пас­сажир, которому нужно выходить на ближайшей остановке, должен заблаговременно перейти поближе к выходной двери.

В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен для пассажиров, отвлекает от работы водителя. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя вопросами, спрашивать названия остановок и т, д.

Некоторые пассажиры при движении, особен­но в тех случаях, когда в салоне много людей, прислоняются к дверям. Это строго-настрого запрещается, так как при езде двери могут открыться, пассажир может выпасть из транспорта. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять ка­кие-либо, предметы. Дело в том, что движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.

И, конечно, запрещается возить в трамваях, троллейбусах, в автобусах пачкающие предметы, острые или колющие инструменты, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Если нужно провез­ти колющий или режущий предмет, его необходи­мо тщательно упаковать.

При езде в транспорте, общего пользования следует выполнять все, указания кондуктора или водителя. Высаживаться из машины можно лишь при полной остановке транспортного средства. Пассажир, который сошел с автобуса, трамвая или троллейбуса, не должен долго задерживаться на мостовой, надо посмотреть направо и, если на проезжей части нет приближающихся машин, сейчас же перейти на тротуар.

Многие учащиеся пользуются железнодорожным транспортом. Одни с родителями выезжают на отдых, другие отправляются на экскурсии, к знакомым, а есть и такие, которые живут около горо­дов, поселков и каждый день в город добираются поездом. Знать основные правила пользования железнодорожным транспортом обязан каждый пассажир.

Садиться в вагон и сходить можно только на станциях и только тогда, когда поезд полностью остановился. Категорически запрещается вскакивать в вагон на ходу поезда. Сходить нужно только в сторо­ну платформы. Строго запрещается сходить с поезда в сторону, противоположную платформе. Рядом могут находиться рельсы, а по ним ходят поезда.

Очень опасно ездить на буферах между вагонами. Легко можно сорваться и попасть под колеса. Особенно эта опасность увеличивает­ся при резком торможении поезда.

Очень опасно при движении поезда прислоняться к дверям вагона: они могут раскрыться. Запрещается на ходу поезда открывать двери. Нельзя высовываться из окон вагона. Это опасно, можно потерять равновесие и упасть из окна. Кроме того, можно удариться о железно­дорожные устройства или выступающие предметы встречного грузо­вого поезда.

Ожидая поезд, не рекомендуется стоять близко к краю платформы, особенно тогда, когда должен пройти поезд, следующий без остановки через станцию. На железнодорожных станциях часто можно видеть плакаты: «Берегись высоких платформ». Почему их нужно остерегаться? Ка­кую опасность представляют высокие платформы? Чтобы удобно было сесть в вагон и выйти из него, служат подножки. В некоторых вагонах при отправлении поезда их убирают. Есть среди ребят такие недисциплинированные, которые не прочь прокатиться на подножке. Чаще всего это делается из-за озорства. Что при этом может произойти?

На многих железнодорожных станциях для людей, ожидающих поезда, сооружают платформы. Платформы поднимают, высоко над землей, чтобы попасть на них, делают ступеньки. Когда подходит поезд, то подножки вагонов оказываются ниже уровня платформы.

Вот это-то и представляет опасность для тех, кто любит «прокатиться», на подножке вагона: высокая платформа при движении поезда их может сбить. Кроме того, можно просто упасть с подножки и попасть под колеса поезда.

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие виды транспортных средств вы знаете

2. Какие типы автомобилей вы знаете? Каково их назначение?

3. Как определить место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, такси?

4. Каков порядок посадки в автобус, трамвай, троллейбус, такси и высадки из них?

5. Расскажите о правилах поведения в городском общественном транспорте?

6. Расскажите о правилах пользования железнодорожным транспортом.

Упражнения (в зале или на размеченной площадке).

Оборудование: плоскостной макет трамвая (может быть изготовлен на уроках трудового обучения в школьных мастерских).

Макет устанавливают в зале или на площадке на трамвайное полотно, около трамвая обозначена посадочная площадка.

Школьники группами подходят к трамваю, совершают посадку, приобретают билеты и едут, выходят из трамвая в сторону тротуара, идут по тротуару, доходят до перекрестка и по пешеходному переходу переходят проезжую часть с трамвайными путями. Затем другое звено совершает посадку, едет и т. д., пока вся группа не проедет в трамвае и не перейдет проезжую часть с трамвайными путями.

 

Занятие №5. Тема: «Тормозной путь транспорта.

Цель: дать понятие учащимся о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно.

Учебно-наглядные пособия: таблица «Остановочный путь автомобиля».

Ход занятия (при разборе остановочного пути автомобиля для учащихся III класса ограничиться понятием тормозного пути).

Автомобили и мотоциклы движутся с очень большой скоростью. Учитель объясняет, что в населенных пунктах разрешена скорость легковых автомобилей 60 км/ч. Современные автомобили на загородной дороге могут развивать высокую скорость, и если необходимо внезапно остановить автомобиль, то от начала торможения до полной остановки он проходит значительное расстояние. Это расстояние можно назвать тормозным путем.

Величина тормозного пути зависит от скорости движения, от стояния покрытия дороги, от исправности тормозов и других факто­ров. Например, при скорости легкового автомобиля 30 кмlч при резком торможении автомобиль проходит тормозной путь, равный 15 м. При скорости 60 км/ч тормозной путь составит уже 60 м, т. е. при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличивается в четыре раза. Тормозной путь намного увеличивается, если торможение автомобиля происходит на скользкой дороге (в дождь или снег).

Поэтому при переходе улиц и дорог надо проявлять особую осто­рожность и переходить только в том случае, если нет приближающе­гося транспорта.

В заключение учитель напоминает учащимся о том, что, идя по улице, дороге, не следует переходить проезжую часть, если можно без этого обойтись. На улицах с интенсивным движением, где имеются пешеходные переходы, переходить проезжую часть надо только в предусмотренном месте.

Рекомендуется практически показать учащимся тормозной путь автомобиля, договорившись с автотранспортным предприятием или с родителями, имеющими автомобили,

Контрольные вопросы.

1. Что такое тормозной путь транспорта?

2. От чего зависит тормозной путь?

3. Почему нельзя перебегать улицу (дорогу) перед близко идущим автомобилем?

 

Занятие №6. Тема: «Я иду по улице».

Цель: углубить знания учащимися правил поведения на улице.

Учебно-наглядные пособия: серия таблиц «Правила безопасности для пешеходов».

Ход занятия. Выполнение правил движения пешеходов - это элемент культуры поведения человека. Учитель рассказывает, что некоторые учащиеся думают, будто на улице никто не обращает на них внимания, никто не замечает их, поэтому можно вести себя как хочется - прыгать, бегать, шуметь, останавливаться группами на тротуарах и т. п. Это далеко не так - на улице следует вести себя так же, как и в других общественных местах.

Правила поведения на улице должны знать и обязательно выполнять все учащиеся:

  • по улице надо ходить подтянуто, умеренным шагом и только по тротуару или пешеходному переходу, придерживаясь правой стороны, чтобы не мешать другим;
  • нельзя ходить в ряд по нескольку(более двух) человек или большой группой, - это мешает другим; ­
  • нельзя играть на проезжей части улицы (дороги) - это не место для игр;
  • при встрече с товарищем нельзя останавливаться для разговора на середине тротуара, надо отойти в сторону; ­
  • бросать бумажки, кожуру от фруктов и т. п. запрещается. Для этого есть урны и мусорные ящики, кроме того, прохожие могут на­ступить на кожуру от фруктов, поскользнуться и упасть;
  • с наступлением заморозков нельзя кататься на тротуарах, превращать их в каток: пешеходы - взрослые и дети могут поскользнуться и упасть; ­
  • в узких местах на тротуаре надо уступать дорогу взрослым, надо всегда быть внимательным к старшим, помогать им;
  • нельзя толкаться, из-за этого другие могут сойти на проезжую часть улицы и подвергнуть свою жизнь опасности;
  • если вы случайно толкнете кого-нибудь или наступите кому-нибудь на ногу и т.п., то необходимо вежливо извиниться;
  • к людям, которые мешают пройти, обращайтесь со словами: «Про­пустите, пожалуйста»;
  • если видите, что ваш товарищ или кто-либо из младших собирается нарушить правила движения, остановите их;
  • без разрешения дорожных органов и органов милиции нельзя проводить на дороге никаких массовых мероприятий;
  • про гон скота через дорогу разрешается только в специально установленных местах;
  • на территории дороги (в полосе отвода) запрещается пасти скот;
  • нельзя разводить огонь на территории дороги (в полосе отвода) и ближе 100м от деревянных мостов;
  • если вы увидите на дороге или искусственных сооружениях (мо­стах, туннелях и т. п.) неисправности, угрожающие безопасности движения, немедленно сообщите об этом дорожным органам и органам милиции. ­

Надо беречь зеленые насаждения вдоль дороги, снегозащитные устройства, устанавливаемые дорожные знаки и таблички дополнитель­ных средств информации.

Контрольные вопросы и задание.

1. Расскажите, как надо вести себя на тротуаре.

2. Почему опасна брошенная на тротуар кожура от фруктов?

3. Кому надо уступать дорогу на тротуаре в узких местах?

4. Ребята из пришкольного лагеря совершают прогулку. Надо перейти дорогу. Где можно это сделать?

5. Где разрешается прогон скота через дорогу?

 

Занятие №7. Тема: «Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке».

Цель: научить школьников переходить нерегулируемый перекресток.

Учебно-наглядные пособия: схемы нерегулируемых перекрестков, модели транспортных средств и фигуры пешеходов.­

Ход занятия. Учитель напоминает учащимся, что место пересече­ния улиц или дорог называется перекрестком. Нерегулируемым назы­вается такой перекресток, где движение транспорта и пешеходов не регулируется ни светофором, ни регулировщиком.

Переходить улицу на нерегулируемом перекрестке надо очень осторожно, обязательно пропуская приближающийся транспорт, сле­дующий в прямом направлении, по обозначенному пешеходному пере­ходу, а если его нет - по линии тротуаров или обочин.

Если к перекрестку приближается транспортное средство, собираю­щееся делать левый или правый поворот, то водитель должен про­пустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Но водители часто не придерживаются этого правила, поэтому надо быть осторожными.

Это преимущество пешеходы могут использовать только в том случае, если твердо убедятся, что поворачивающий транспорт уступает им дорогу. На некоторых перекрестках транспортные светофоры посылают сигналы одним лишь мигающим желтым светом. Этот сигнал предупреждает водителей и пешеходов, что перекресток нерегулируемый. На таких перекрестках пешеходы должны быть вдвойне осторожны. Прежде чем начать переход улицы или дороги, нужно убедиться, что вблизи нет транспортных средств, которые движутся к перекрестку. Особенно нужно быть внимательным в дождь, метель, туман, когда видимость крайне ограничена.

Контрольные вопросы.

1. Что такое нерегулируемый перекресток?

2. Как переходить нерегулируемый перекресток?

3. Для чего устанавливают светофор с мигающим сигналом, и какой сигнал он подает?

Упражнения (в зале или на специальной площадке). Учащихся делят на две группы, одна из которых играет роль транспорта, другая - пешеходов.

Переходить нерегулируемые перекрестки можно только в том случае, если транспорт находится на значительном расстоянии от пешеходного перехода, перекрестка.

Далее учащиеся меняются местами, и игра продолжается.

Выигрывает та группа, которая сделает наименьшее количество нарушений.

 

Занятие №8. Тема: «Мы велосипедисты. ».

Цель: изучение правил водителей велосипедов.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Правила дорожного движе­ния для велосипедистов», «Дополнительные требования к движению велосипедистов», «Устройство велосипеда».

Ход беседы. Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения, особенно в сельской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого различного возраста, вот почему с наступлением летних дней резко, увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товарищам и т.д. Во время таких поездок, велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие учащиеся не знают, что велосипед – это опасный вид транспорта, так как водитель велосипеда е защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустойчив. Поэтому велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знаниях правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для подачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторожного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен иметься фонарь с белым светом, а сзади - фонарь с красным светом и отражателем. Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать препятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо работать, ведь в пути ими приходится пользоваться много раз. Если тормоза неисправны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается. Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и правильность центровки колес (чтобы во время движения колеса велосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плотность резьбовых соединений действие звонка, исправность осветительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что уча­щиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах.

Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и дорогам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четырнадцати­летнего возраста.

Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами. В ка­честве примера учитель может рассказать такую историю.

Есть среди велосипедистов любители прокатиться, прицепившись к грузовику. Чаще всего это делают те, кто не представляет себе опас­ных последствий таких поступков или просто из-за озорства.

Однажды произошел такой случай. Двое мальчиков, Игорь и Андрюша, поехали на велосипедах за город. Стояла жаркая погода, был праздничный день. Рабочие и служащие заводов, фабрик, учреж­дений на грузовиках, автобусах ехали за город отдыхать.

- Куда это они едут? - спросил Игорь.

- А разве ты не знаешь? Сегодня выходной, все едут в лес, там народное гулянье!

- Вот бы попасть туда! - помечтал Андрюша.

- Попасть? В два счета! Хочешь?

- Далеко, - заколебался Андрюша.

- Далеко, далеко! - передразнил Игорь. - С тобой разве кашу сваришь? Едем! - почти приказал он. - Знаешь как? К машине прицепимся и быстро доберемся. Согласен?

- Согласен, - уступил Андрюша.

- Тогда слушай мою команду, - крикнул Игорь. Ребята стояли на обочине дороги и смотрели на приближающиеся автомобили. На­конец Игорь заметил грузовик, который вез какие-то ящики.

- Цепляться будем к этому, - сказал Игорь. - Приготовиться! Ребята вскочили на велосипеды и поехали вдоль обочины. Машина поравнялась с ними, мальчишки с силой заработали педалями, вело­сипеды подошли к грузовику, Игорь ухватился за его задний борт, ближе к левой стороне, а Андрюша справа. Шофер даже не подозре­вал, что сзади к его грузовику прицепились двое мальчиков. Он торо­пился в лес, спешил доставить на гулянье лимонад.

Велосипедисты, слегка подпрыгивая на неровностях дороги, ка­тили сзади автомобиля. Вдруг шофер заметил, что дорогу пересекает небольшая канава. Он с силой нажал на тормоза, машина вздрогнула и резко замедлила ход. Велосипеды с разгона ударились об автомобиль, высоко подскочил и повалились на дорогу. Велосипедисты очутились на дороге.

Водитель почувствовал удар по кузову и остановил машину. Он подбежал к ребятам, помог им подняться, посадил на обочину доро­ги, подождал, пока не подъехала попутная легковая машина, и отправил мальчиков в больницу. Ребята отделались легкими ушибами, а могло случиться и хуже.

Правила дорожного движения запрещают велосипедистам не только цепляться к транспортным средствам, но и ехать на близком расстоянии за ними.

Контрольные вопросы и задания.

1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на велосипеде?

2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «велосипедное движение запрещено»?

4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темнoe время суток?

5. Расскажите об экипировке велосипеда.

6. Проверьте велосипед перед выездом.

Учебная езда на закрытой площадке под руководством инструктора.

Для учебной езды на велосипеде выбирают закрытую площадку, где нет движения транспортных средств и пешеходов. Площадка должна иметь достаточную протяженность и ширину, поверхность ее долж­на быть гладкой и твердой. Перед учебной ездой площадку с помощью учащихся дополнительно благоустраивают, удаляют с нее предметы, могущие попасть под колеса велосипеда.

Для обучения езде на велосипеде в качестве инструкторов можно привлечь учащихся старших классов, юных инспекторов движения, родителей.

Упражнения.

1. Знакомство с велосипедом и получение навыков равновесия.

2. Пользование педалями.

3. Овладение навыками посадки на велосипед и схождения с него.

4. Овладение навыками езды на велосипеде по прямой с поворо­тами налево и направо.

5. Овладение навыками вождения велосипеда по «восьмерке».

6. Объезд препятствий.

 

Занятие №9. Тема: «Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах».

Цель: практическое закрепление знаний и умений управлять велосипедом, знать правила дорожного движения велосипедиста.

Велородео проводится среди детей, хорошо владеющих велосипедом. Это соревнование можно провести на параллели среди детей одного возраста, но разных классов. Можно пригласить инспектора по ПДД в качестве жюри или экзаменатора. Ребята привозят свои велосипеды.

I часть – теоретическая.

1. По достижении какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на велосипеде?

2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «велосипедное движение запрещено»?

4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темнoe время суток?

5. Расскажите об экипировке велосипеда.

6. Проверьте велосипед перед выездом.

II часть – проверка готовности велотранспорта. Проводят общественный инспектор, юные инспектора движения.

III часть – практическая.

Родео – это ковбойское соревнование. А ковбои – это люди, которые половину своей жизни проводят в седле. Но ведь велосипедисты тоже пол жизни проводят в седле. Для них и соревнование.

Главное на велородео – продемонстрировать виртуозное искусство управления велосипедом.

«Круг». На площадке прочерчивается круг диаметром в 3 метра. Надо трижды объехать круг изнутри, не пересекая линию окружности.

«Восьмерка». Даны два круга диаметром в 2 метра. Задание аналогичное прошлому.

«Змейка». На расстоянии 1 метра друг от друга по прямой ставятся 10 кеглей. Надо обогнуть их змейкой, не сбив.

«Ворота». Устанавливают 2 стойки для прыжков в высоту. На расстоянии 1,5 метров кладут горизонтально палку. Нужно проехать под планкой, не сбив ее.

«Коридор». В 2 ряда выстраивают кегли. Они образуют коридор, шириной в 50 см. Проехать, не сбив кегли.

IV часть – подведение итогов.

 

Экскурсия по городу в 3 классе.

Цель: практическое закрепление знаний и умений по переходу нерегулируемого перекрестка.

Ход занятия. План экскурсии см. выше. В данный план должно быть включено ознакомление учащихся с главными и второстепенными улицами района. В сопровождение необходимо включить двух взрослых людей не считая учителя.

Контрольные вопросы.

1.На каких улицах мы с вами пересекали нерегулируемые перекрестки?

2.Как мы это делали?

3.Встречался ли нам светофор с мигающим желтым сигналом? О чем говорил такой сигнал?

4.Почему нельзя было перебегать улицу?

5.Как двигались по таким улицам автомашины? Другие пешеходы?

6.Какие дорожные знаки встретились нам по дороге? Кого и о чем они предупреждали?

7.Как мы определяли место остановки троллейбуса?

8.Какие правила вы соблюдали в городском транспорте?

4. Организация уроков контроля знаний учащихся.

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т.д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствую­щий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому под­чиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода? 13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором нарисованы вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором нарисована кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20. Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим тран­спортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов.

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки? ­

А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспорт­ном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т. к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулиров­щик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены; В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А - да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?

А - 1-й;­ В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?­

А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это ...

А – дружинник, имеющий соответствующую экипи­ровку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5. Baм исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управ­ления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подава­емый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

А - да; В - нет; С - да, на удалении 1 м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В - нет; С - да, не старше 7 лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

А - да, не создавая помех пешеходам; В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

А - да; В - нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

А - да; В - нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

А - 1-й; В - 3-й; ­ С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железно­дорожные пути вне железнодорожного поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

пешеходов

А

В

С

А

А

С

В

С

В

В

С

А

С

С

С

С

С

А

А

С

Для велосипедистов

В

С

А

В

В

А

С

В

С

А

С

С

В

В

С

С

С

С

В

А

5. Основные понятия.

Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода и пассажира транспортного средства.

Иногда под участниками дорожного движения понимаются также лица, выполняющие ремонтные рабо­ты на дороге. Дело в том, что права и обязанности этих лиц определяются соответствующими ведомственными ин­струкциями, которые основываются на Правилах дорож­ного движения и не противоречат им. Потому эти лица, как не названные в термине не могут быть участниками дорожного движения.

Учитывая сказанное выше, мы можем утверждать с достаточной степенью условности, что все население пла­неты является участником дорожного движения. И его можно подразделить на три группы: водители, пешеходы и пассажиры. При этом не следует забывать, что при поломке транспортного средства водитель может стать пешеходом, а при поездке в автобусе - пассажиром.

Водитель - лицо, управляющее каким-либо транспор­тным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравни­вается обучающий вождению.

Как видно из определения, к понятию «водитель мож­но отнести лиц, которые сидят за рулем автомобиля, трол­лейбуса, трактора, мотоколяски, трамвая, гужевой по­возки, велосипеда и т.д. Но как только водитель поки­нул кабину транспортного средства, он перестает быть водителем, а становится либо пешеходом, либо лицом, выполняющим работы на дороге.

Пешеход - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пе­шеходам приравниваются лица, передвигающиеся в ин­валидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляски.

Пассажир - лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, кото­рое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

Регулировщик - лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, закрепленных Правилами, и непосредственно осуществ­ляющее, указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку.

Дорога - обустроенная иди приспособленная и ис­пользуемая для движения транспортных средств поло­са земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочи­ны и разделительные полосы при их наличии.

Проезжая часть - элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. По проезжей части движутся только колесные транспортные средства: автомобили, троллейбусы, трактора, мотоцик­лы, велосипеды, мопеды, гужевые повозки и т.д. Движе­ние трамваев осуществляется по трамвайным путям, ко­торые являются также элементом дороги.

Тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном.

Правила запрещают движение транспортных средств по тротуарам, за исключением случаев подвоза грузов к тор­говыми другим предприятиям и проведения уборочных или ремонтных работ при соблюдении мер безопасности.

Разделительная полоса - конструктивно выделен­ный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или оста­новки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

Разделительные полосы могут разделять проезжие ча­сти как противоположного, так и попутного направле­ния. Они, как правило, окаймлены возвышающимися на 15-20 см бордюрными камнями.

Разделительная полоса может иметь разрывы, пред­назначенные для проезда уборочных транспортных средств, проезд других транспортных средств в таких местах запрещен.

Главная дорога - дорога с твердым покрытием по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегаю­щей территории.

Признаком главной дороги служит прежде всего наличие специальных дорожных знаков.

Грунтовая дорога не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обыч­ной дороги.

Автомагистраль имеет два основных признака, отличающие ее от других дорог:

1. Она имеет (за исключением отдельных местных уча­стков) самостоятельные проезжие части для всех направ­лений, отделенные друг от друга разделительной полосой.

2. Не имеет пересечений на одном уровне ни с дорога­ми, ни с железнодорожными или трамвайными путями, ни с пешеходными дорожками. Это обеспечивает безопас­ность движения автомобилей с высокими скоростями при высокой интенсивности движения.

Перекресток - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное вооб­ражаемыми линиями, соединяющими соответственно про­тивоположные наиболее удаленные от центра перекрес­тка начала закруглений проезжих частей. Не считают­ся перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Пешеходный переход - участок проезжей части, выделенный для движе­ния пешеходов через дороги.

Полоса движения - любая из продольных полос проез­жей части, обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд. Ширина полосы движения колеблется от 2,75 м (при движении только легковых автомобилей) до 3,75 м (в зависимости от категории дороги).

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без та­ковых в пределах дорог.

Под дорожным движением обычно понимают сложную социально-техническую систему, включающую в себя пе­шеходов, водителей и пассажиров и различные транс­портные средства, движение которых подчиняется опре­деленным правилам.

Транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудо­вания, установленного на нем.

Механическое транспортное средство - транспорт­ное средство, кроме мопеда, приводимое в движение дви­гателем. Термин распространяется на любые тракто­ра и самоходные машины.

В соответствии с этим определением к механическим транспортным средствам можно отнести автомобили всех типов, трамваи, троллейбусы, трактора и комбайны, самоходные шасси, мотоциклы.

Остальные транспортные средства: велосипед, мопед, гужевая повозка и прицепы относятся к немеханичес­ким транспортным средствам.

Мопед хотя и имеет двигатель, но к водителям его Правила предъявляют иные требования, чем к водите­лям механических транспортных средств.

Велосипед - транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более, приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

Мотоцикл - двухколесное механическое транспорт­ное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные ме­ханические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг.

Мопед - двух или трехколесное транспортное сред­ство, приводимое в движение двигателем с рабочим объе­мом не более 50 см3, имеющее максимальную конструк­тивную скорость не более 50 км/ч. К мопедам приравниваются велосипеды с подвесными двигателями, моки­ки и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. .

Прицеп - транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин рас­пространяется также на полуприцепы и прицепы-рос­пуски. ­

Остановка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 мин, а также на большее, если это необходимо, для посадки или высадки пассажиров, либо для загрузки или разгрузки транспортного средства.

Этот термин включает в себя обязательное понятие преднамеренного прекращения движения, т.к. ситуация, когда водитель останавливается в соответствии с требо­ваниями Правил (например, у закрытого шлагбаума же­лезнодорожного переезда), к данному понятию не относится.

Стоянка - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 мин. по причи­нам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров, либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.

Вынужденная остановка - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисп­равности или опасности, создаваемой перевозимым гру­зом, состоянием водителя (пассажира. или появлением опасности на дороге..

Не считается вынужденной остановка перед светофо­ром, по сигналу регулировщика или в связи с затором на дороге, а также во всех случаях, когда водитель выполняет требование «Уступите дорогу».

Обгон - опережение одного или нескольких движу­щихся транспортных средств, связанное с выходом из занимаемой полосы.

Организованная перевозка детей - специальная пе­ревозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспорт­, ном средстве, не относящемся к маршрутному транс­портному средству.

Такая перевозка должна осуществляться в соответствии со специальными правилами в автобусе или грузовом ав­томобиле с кузовом-фургоном, имеющих опознавательные знаки «Перевозка детей».

Организованная транспортная колонна - группа из трех и более механических транспортных средств, сле­дующих непосредственно друг за другом под одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с включенным проблесковым маяком синего цвета или маятниками синего и красного цветов.

Организованная пешая колонна - группа людей, совместно движущихся в одном направлении.

Железнодорожный переезд - пересечение дорог с же­лезнодорожными путями на одном уровне.

Это понятие охватывает все виды переездов: охраня­емых, неохраняемых, оборудованных и не оборудован­ных средствами сигнализации, с одним или несколькими путями и т.д.

Пересечение с трамвайными путями не относится к железнодорожным переездам, независимо от того, устроены трамвайные пути на обособленном полотне или рас­положены на одном уровне с проезжей частью.

6. Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.

1. Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».

2. Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».

3. Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».

4. Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.

5. Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.

6. Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.

7. Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.

Комментарии
Комментариев пока нет.