Игровой подход в обучении младших школьников

0
0
Материал опубликован 6 January 2016

Игровой подход в обучении

Игра сопровождает человечество на протяжении всей его жизни ,а человека- от колыбели до старости. Игра- это относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых . Она удовлетворяет потребность людей не только в отдыхе, развлечении, но и в познании, в развитии духовных и физических сил. Переход от дошкольного детства , где доминирует игра, к школьной жизни, где основное – учеба, должен быть педагогически продуманным.

Изучение развития детей показывает, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности , развиваются все психические процессы. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но, наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Поэтому опора на игру (игровую деятельность, игровые формы, приемы)- это важнейший путь включения детей в учебную работу.

Среди многообразия игр, которые используются в работе с детьми, различают:

-сюжетно- ролевые игры

-игру-труд

-игры-забавы и развлечения

-комплексные игровые праздники

-дидактические и подвижные игры.

Преимущественно познавательную нагрузку, функцию интеллектуального развития берут на себя дидактические игры. Эти игры специально создаются педагогикой (в том числе и народной) в учебно-воспитательных целях. По характеру используемого материала дидактические игры подразделяют:

-на предметные (в основном это дидактические игрушки и материалы)

-настольно – печатные

-логические игры (типа «Лабиринт», «Трудное путешествие»)

-словесные (игры-загадки, задачи, предположения, игры-путешествия и др.)

Важная функция игры- организаторская. Игровая форма организации урока (воображаемое путешествие, разгадывание загадок, шарад, наблюдение за действиями любимого героя мультфильма, придумывание сказок и др.) помогает детям легко включиться в познавательную деятельность.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Соответственно, должны претерпеть изменения способы, средства и методы обучения и воспитания детей. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания детей, в частности, дидактические игры.

Правильно подобранные и хорошо организованные игры способствуют всестороннему, гармоничному развитию школьников, содействуют укреплению их здоровья, помогают выработать необходимые в жизни и учебе полезные навыки и качества.

Игры достаточно широко используются в детских дошкольных учреждениях , в начальной школе и родителями. Они направлены на развитие познавательных процессов ( внимания, памяти, мышления).

Дидактические игры- это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы- это важный наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу. Можно согласиться с Л.С.Выготским, который писал, что «в школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношения к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и в труде.» К сожалению, некоторые педагоги воспринимают игру лишь как развлекательный и организующий момент урока, позволяющий снять умственное напряжение. Такое представление в корне не верно. В этом случае игра не входит органично в урок, а находится около процесса обучения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от изучения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

Дидактическая игра имеет определенную структуру:

- дидактическая задача

- игровая задача

- игровые действия

- правила игры

-результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации игры знания усваиваются лучше. Самое главное- то, что дидактическая задача в игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ребенком не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игровой. Дети и педагог – участники одной игры. Нарушается это условие- и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра- это игра только для ребенка. Для взрослого она- способ обучения. В игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель игр и игровых приемов обучения- облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр.(см. слайд)

Итак, дидактическая игра- это сложное многогранное явление. В играх происходит не только усвоение ЗУН, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести игру задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры.(см. слайд)

Прежде чем провести игру педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога- направить силы ребенка на учебу , сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их кол-во. По возможности надо стремиться, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому если игровую деятельность осуществляет часть детей, то остальные должны выполнять роль контролеров, судей, т.е. тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры, как с наименьшей затратой времени провести саму игру. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы, в конце урока- игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунками.

На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания. Мастерство учителя проявляется в умении обеспечить общение с детьми наиболее подходящими для каждой ситуации игровыми средствами.

Можно считать педагогическим предрассудком, будто учебная игра- удел младших школьников. Успешное проникновение в учебный процесс деловых, ролевых и ситуативных игр требует расширения использование игры в обучении старших школьников. Дидактический смысл игры в том, что позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, о самочувствии в коллективе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации