Использование ИКТ в изучении дошкольниками правил дорожного движения
СТАТЬЯ
Информационно-коммуникативные технологии в условиях современного дошкольного образовательного учреждения
Автор: Дениченко Альбина Витальевна.
Использование ИКТ в изучении дошкольниками Правил Дорожного Движения
Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в дошкольном учреждении – это один из самых новых и актуальных вопросов в дошкольной педагогике нашего времени.
Для реализации задач по обучению правилам дорожного движения в работе с воспитанниками своей группы наряду с традиционными формами работы я активно использую компьютерные и информационные технологии.
Использование компьютера, интерактивной доски и других технических средств в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма способствует воспитанию и развитию творческих способностей ребенка, формированию его личности:
1. Мультимедийные презентации в программе Power Point .
Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала, вызывают интерес у детей.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
Например, для детей дошкольного возраста целесообразно использовать такие презентации, как:
- «Участники дорожного движения»;
- «Дорога и ее главные части»;
- «Виды транспортных средств»;
- «Виды дорожных знаков и их назначение»;
- «Причины дорожно-транспортных происшествий»;
- «Правила дорожного движения от А до Я»;
- «Соблюдай правила ПДД» и др.
2. Качественные иллюстративные материалы обеспечивают «эффективность» восприятия информации — излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью видеопроектора, флеш-карты и сети Интернет демонстрирую детям обучающие фильмы, видеоролики и мультфильмы.
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
- «Светофор, история его развития»;
- «Смешарики изучают Правила дорожного движения»;
– «Про бабу Ягу и Правила дорожного движения»;
– «Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
- «Робокар Полли» и др.
3. Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения, можно применять разнообразные дидактические игры, используя программу SMART и интерактивную доску.
Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.
В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих игр онлайн для детей дошкольного возраста.
Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Так развивается произвольность в поведении дошкольников. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание.
Мною используются, как интерактивные игры из Интернета, так и созданные в программе SMART для интерактивной доски.
- «Светофор. Составь цвета в правильном порядке»;
- «ПДД. Дорожные знаки»;
- «Запрещающие, предупреждающие и разрешающие»;
- «Перекрёсток. Постройка»;
- «Перекрёсток с железной дорогой».
4. Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. С помощью проигрывателя Windows Media для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения. Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника, напевают песенки в повседневной жизни, и это помогает им постоянно помнить о правилах дорожного движения.
5. Для организации самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста я предлагаю использовать редактор Рисование интерактивной доски, в которой дети могут почувствовать себя настоящими художниками. В эту программу загружаются раскраски по правилам дорожного движения из Интернет ресурсов, которые дают воспитанникам возможность для творческой деятельности.
Дети выполняют такие задания, как:
– раскрасить дорожные знаки;
– раскрасить пешеходный переход;
– раскрасить сигналы светофора и другие.
При этом, дошкольники развивают координацию движения руки, мелкую моторику рук, знание цветов.