12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Камерцель Светлана Владимировна78
2

 Интегрированный урок «Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»»

КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ И ТУРИЗМУ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМЕНИ А.А. АЛЯБЬЕВА» ГОРОДА ТОБОЛЬСКА

 Интегрированный урок

 Тема : «Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Подготовила и провела:

Преподаватель изобразительного

искусства МАУ ДО «ДШИ имени А.А.Алябьева» города Тобольска

Камерцель С.В.

г .Тобольск 2019г
 

Тема: Иллюстрирование сказки А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цели урока. Научить воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.Формирование знаний учащихся об иллюстрации, как форме взаимосвязи слова с изображениеЗадачи:

Совершенствование графических знаний и умений учащихся при создании рисунка.

Развивать у учащихся творческое мышление при выборе композиции иллюстрации

Развивать у учащихся логическое мышление при создании изобразительных образов во время прослушивания фонограммы сказки А С Пушкина.

Прививать интерес к предмету.

Формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Оборудование: компьютер, фонограмма сказки А.С. Пушкина.

иллюстрации художника Л.Присекиной.

Ход урока.

-Сегодня необычный урок посвящённый творчеству А.С. Пушкина – великого русского поэта и писателя. Он родился 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных было трое детей: старшая дочь, Ольга и два сына – Александр и Лев. Читать маленький Саша научился очень рано: в 5 лет на французском языке, и первые стихи он написал тоже на французском, потому что его воспитывали французы-гувернёры. В раннем детстве Пушкин много времени проводил в Подмосковье, у своей бабушки, Марии Алексеевны.

В детстве у Пушкина была няня, Арина Родионовна. Она очень любила своего воспитанника – рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама. Её исполнение очаровало будущего маленького поэта и он создал свой мир сказок. В 12 лет Сашу отдали в Царскосельский лицей, в котором он проучился 6 лет, где он продолжал сочинят стихи. За годы своей короткой жизни Пушкин написал очень много произведений для взрослых и детей.

«Чтение –лучшее учение», - любил говорить А.С. Пушкин. В 38 лет Пушкин погиб на дуэли.

Со сказками и произведениями Пушкина вас знакомили  ваши родители и в детском саду мы тоже слушали стихи и сказки Пушкина. По его произведениям созданы фильмы и мультфильмы.

С детства входит в жизнь каждого из нас поэзия А.С. Пушкина – это сказки. Перед вами портрет А.С. Пушкина (1799-1837гг.)

« Пушкин …давно принадлежит миру. Он как солнце, которое встаёт над каждой страной- раньше или позже», так сказала известная болгарская поэтесса Элисавета Багряна.

Кто не знает отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»?

«У лукоморья…»

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот учёный
Все ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка, там, на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дом видений полоны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идёт , бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух … там Русью пахнет!

Одной из самых близких и любимых для детей вещей всегда была книжка с картинками. Каких только книг не выпускают в типографии. Книга не только источник знаний, но и предмет искусства, доставляющий эстетическое наслаждение. Художники – графики по-разному решают не только конструкцию своей книги (книжки-раскладушки, книжки- гармошки), но и иллюстрации.

Иллюстрация – это произведение искусства.

Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависят те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по-разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание.

Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с иллюстрациями к сказкам А.С. Пушкина и нарисуем иллюстрацию. Перед Вами копии иллюстраций художника Виктора Королькова к сказкам А.С. Пушкина.Скольких замечательных художников, скульпторов, композиторов вдохновлял и продолжает вдохновлять поэт на произведения, которые сами по себе стали бесценным достоянием искусства.

Притча.

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

- Как вы думаете, так ли это?

- Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина:

В «Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях» Пушкин показывает то, как вселенская любовь может творить чудеса, а красота, которая скрыта внутри человека, важнее оболочки. Основной конфликт в сказке происходит между двумя женщинами – царевной и царицей. Причем царица становится его инициатором. Женщина завидует прекрасной внешности падчерицы. Она видит в ее лице главную конкурентку. Царица мечтает стать первой красавицей среди других людей, хотя так же обладает замечательными внешними данными. Однако в погоне за внешностью и устранением дочери царя, женщина забывает о внутренних человеческих качествах. Ее разум и сердце навсегда покинули такие чувства, как сострадание к ближнему, доброжелательность и простота. Она слишком возвысила свою персону перед другими. Это породило враждебность ко всему окружающими миру. Однако женщина была настолько не уверена в себе, что постоянно нуждалась в «комплиментах» от зеркальца. Только зеркало стало ее другом, которое царица в конце сказки разбила. После этого женщина и сама умерла. Она не смогла пережить «воскрешения» падчерицы, чужое счастье и то, что царицу кто-то смог превзойти по красоте. В сказке так же поднимается вопрос о достоинстве и верности. Молодая царевна, спасаясь в лесу, попадает в дом к братьям богатырям. Она никого не застает дома, но видя «хозяйственные недочеты» сразу принимается их устранять. Когда богатыри возвращаются, они понимают кто перед ними. И хотя ее речь тихая, а манера поведения более чем скромная, именно воспитанность выдает ее истинное происхождение. Они влюбляются в нее, но девушка признается «названым братьям», что любит только королевича Елисея. Хотя любой из богатырей смело мог бы составить ему конкуренцию, девушка остается верна жениху. Она даже не рассматривает варианта, что может быть с кем то другим. Для нее это будет аморально. В сказке практически все герои любят царевну. Любой из братьев готов взять ее в жены, царевич Елисей «колесит» по свету, в ее поисках, царь отец опечален известием о ее исчезновении. Возможно, это тоже становится поводом для недовольства царицы. Царь перестает обращать внимания на свою жену, а «тужит» по дочери. Чем не повод для ревности?! В произведении реальные жизненные проблемы переплетены со сказочным мотивом. Это лишний раз заставляет читателя задуматься над происходящим и возможно даже, поможет не повторять тех же ошибок, которые совершали герои. Конечно же, в истории счастливый конец, и добро опять взяло верх над злом и коварством. И это неспроста. Все сказки Пушкина учат созидать, и напоминают читателю, к чему может привести негативное отношение к окружающим, жадность и эгоизм. Зло всегда будет наказано, а справедливость непременно восторжествует. В конце сказки царевна становится женой королевича Елисея. Автор показывает, через что пришлось пройти молодым людям, чтобы быть вместе. Ведь не всегда в отношениях людей складывается все ровно и гладко. Иногда, чтобы проверить чувства и уважение друг к другу, судьба посылает паре нелегкие испытания. И только крепкие и настоящие взаимоотношения смогут выстоять перед натиском. В жизни не дается не посильных испытаний. И как бы порой не было тяжело и горестно, вера, дружба и любовь смогут сотворить настоящее чудо.

Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

что же такое Добро, а что такое Зло?

- Хорошо, ребята, молодцы.

Работа над темой урока.

А сейчас назовите героев этой сказки?

«Здравствуй, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи:

 Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

Какой героине принадлежат слова?


 

Подождать она хотела до обеда, не стерпела,

В руки яблочко взяла, к алым губкам поднесла,

Потихоньку прокусила и кусочек проглотила.

О ком идет речь?


 

Царь , который женился на молодой колдунье. Колдунья: злая, она завидовала молодой красавице. Королевич Елисей – искал невесту. Богатыри: сильные, смелые. Царевна: добрая, убирала в доме богатырей. И так далее).


 

- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

- Царевна молодая и царица-мачеха.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого.

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.


 

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

- Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).

Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы.

- Как разворачиваются события дальше?

- Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

Работа над образом царевны.

План:

Представление сказочного персонажа.

Описание внешности.

Черты характера.

Отношение к окружающим.

Отношение окружающих к героине

Кому героиня противопоставлена в сказке?

Работа над образом царицы-мачехи.

Составление сравнительной характеристики.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

2. Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны? Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

иллюстрации художника Л.Присекиной.

Во время творческой работы учитель наблюдает, чтобы учащиеся располагали листы и определили величину изображения на листе в зависимости от композиционного замысла и размера листа, чтобы композиция отражала содержание выбранного эпизода в логической связи между изображаемыми объектами. На этом этапе урока учитель оказывает учащимся индивидуальную помощь, поддерживает их творческие стремления, предлагает активно заполнять плоскость листа.

Рефлексия деятельности.

- Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Итог урока.

Какими нельзя быть?

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.