А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке
Пояснительная записка к презентации
Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.
Цели урока:
-раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;
-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
-формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.
Эпиграф урока:
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели
Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение сказки.
Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, портрет А.С.Пушкина.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приветствие учащихся. Отметить отсутствующих).
2. Слово учителя. ПРИТЧА. Слайд 1.
Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, что же такое добро и зло, чего в его душе больше.
- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
(Ученики отвечают, что мы будем говорить о добре и зле).
- На примере какого литературного произведения мы будем говорить об этих понятиях?
(На примере сказки А.С.Пушкина, будем говорить о добрых и злых героях, о царевне и мачехе, будем сравнивать их).
- Правильно, молодцы. (СЛАЙД 2)
Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина.
Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.
Работа с эпиграфом к уроку.
Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.
Шота Руставели (грузинский поэт)
- Как вы думаете, так ли это? Можем ли мы согласиться с высказыванием поэта?
- Отвечают.
Учитель:
-Ребята, мы с вами говорили о необыкновенном интересе А.С.Пушкина к народному творчеству.
- Кто знакомил Пушкина с русским народным творчеством?
(Поэт с огромным удовольствием слушал песни и сказки в исполнении своей няни, Арины Родионовны, других простых людей).
3. Проверка домашнего задания.
Учитель:
-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”.
Так что же это такое – Добро и Зло?
(Обучающиеся формулируют определение добра и зла).
Учитель:
-Хорошо, ребята, молодцы.
СЛАЙД 3. (На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):
Учитель:
-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями? Как в русском языке называются такие группы слов?
(Да, добро и зло – противоположные понятия, это антонимы).
Учитель:
-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”.
4. Объяснение нового материала.
(СЛАЙД 4). А теперь давайте вспомним, чем отличается народная сказка от литературной?
(СЛАЙД 5). СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ НАРОДНОЙ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗОК.
1. Работа с текстом.
Беседа.
Учитель: (СЛАЙД 6)
- В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных.
- Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?
Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела. (Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце).
- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями.
- Кого мы отнесём к отрицательным героям? ( Царицу – мачеху).
(СЛАЙД 7).
- Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?
(СЛАЙД 8.) (В персонажах Царевны и царицы).
Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.
Учитель:
- Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся к устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.
(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).
Учитель:
(СЛАЙД 9).
-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у нас получилось.
(Учащиеся зачитывают определения в таблицу.
|
Царица |
Царевна |
Внешность |
Высока Стройна Бела |
Белолица Черноброва |
Поведение, характер |
Горда Ломлива Своенравна Ревнива Злая |
Красавица-душа Милая Приветливая |
Цветовая гамма |
Черны (зависть) |
Белый Красный Румяный |
Делаем вывод по таблице.
Нрав – характер, душевные качества.
Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.
Гордый – сознающий своё превосходство.
Ломлива – капризна.
Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.
Ревнива – здесь: мучительно желающая быть лучшей.
Учитель:
-Ребята, почему царица- мачеха решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?
(Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.
Учитель:
-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
(Ненависть, зависть)
Учитель:
-Обладает ли добрый человек такими чувствами?
(Нет, эти чувства характерны для злых людей)
Учитель:
-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?
(Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить).
Учитель:
-Ребята, и царица-мачеха, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?
(Царица-мачеха красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают).
Учитель:
- В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко. Так кто из героев встает на путь добра и совершает добрые поступки???
Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.
Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.
Даже явления природы помогают Елисею найти невесту.
Учитель:
- Что же в конце происходит со злой царицей-мачехой?
Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.
Учащиеся зачитывают строки:
“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла”.
Учитель:
-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.
(СЛАЙД 10.)
5. Закрепление. Самостоятельный вывод учащихся.
Учитель: (СЛАЙД 11.)
-А сейчас, ребята, давайте еще раз обратимся к эпиграфу урока.
Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?
(Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.)
Учитель:
-Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли? (Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло?)
(Как А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло.
ВЫВОД: В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.)
Учитель:
-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.
(СЛАЙД 12) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?
Запишите ответ на этот вопрос дома в тетрадях. Отрывок из сказки выучите наизусть.