Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками
Тема урока: Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками.
Цель урока: формирование умения анализировать художественное произведение
Задачи урока: выявлять сходства литературной сказки А.С.Пушкина с фольклорными сказками, учить решать поставленную задачу, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать выразительность и эмоциональность речи учащихся; воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать.
Планируемы результаты:
Личностные:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– чувство сопричастности к своему народу;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
Предметные:
- Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности
- Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами
- Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
- Работать со словом, целенаправленно пополнять активный словарный запас.
Метапредметные:
Регулятивные
– принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
– участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
Познавательные
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– пользоваться словарём литературных терминов и толковым словарём Ожегова;
Коммуникативные
– участвовать в учебном диалоге.
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Орг.момент Цель: Включение в деят-ть II. Мотивация к учебной деятельности Цель: определение содержательных рамок урока | Эмоциональный настрой Создание ситуации успеха Звучит музыка | Слайд 1 У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Какое слово предлагает нам расшифровать кот учёный? Слайд 2 Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос – ответ. Добры молодцы да красны девицы, давайте Книгу сказок открывайте! Что обозначает слово кладезь? Сегодня нам помогают работать с толкованием слов Веснин Богдан и Веснин Тимофей Это слово устаревшее и сейчас в нашей речи не употребляется. Оно многозначное. В толковом словаре Ожегова читаем: 1 в 1 значении то же, что колодец 2. в переносном 2 значении сокровищница Из толкового словаря Даля: колодезь, колодец; В каком значении это слово употреблено в четверостишии? Как из колодца мы черпаем воду, без которой не может обойтись человек, так из сказок мы берем необходимые знания, как сокровища. Случайно ли кот учёный загадал для нас это слово? | дубовые листочки слово сказка перепутаны буквы к а с а з к Кладезь- колодец. Сокровищница нет | Коммуникативные УУД: строить речевое монологическое высказывание Познавательные УУД: 1. Постановка и формулирование проблемы 2. делать выводы, обобщения; |
III. Актуализация и углубление изученного Цель –актуализация знаний IV. Работа с текстом. Осмысление содержания Цель -развитие читательских умений, умения работать с текстом | Создание условий для определения темы урока, формулирования целей На доске выстраивается таблица | О чем продолжим разговор на уроке? Показываю зеркальце. Слайд №3 О какой сказке пойдёт речь? Кто написал это произведение? Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Мы сегодня не раз будем заглядывать в это зеркало и оно поможет нам решить некоторые задачи. Слайд №4 Какие задачи поставите на урок? - искать ответы на поставленные вопросы - рассказывать о героях Наш урок пройдет в необычной форме. Сегодня мы с вами будем исследователями «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина. И поэтому я хочу предложить ещё одну задачу: 2. Сравнить сказку Пушкина с народными сказками. - Что значит сравнить? Слайд №5 Итак, начнём 1 этап. Ищем сходства Вспомните особенности народных сказок
А теперь предлагаю исследовать сказку Пушкина и найти сходства её с народными сказками. 1группа Ищет в литературной сказке магические числа Что мы увидели? 2группа Отыскивает в тексте волшебные моменты Какой вывод делаем? 3 группа определяет сказочность сюжета Итак, вывод? Сюжет сказочный. Все особенности сюжета народной волшебной сказки присутствуют в сказке Пушкина. 4 группа Анализ начала и конца сказки Что можно сказать по этой особенности?
Какой вывод можно сделать по проведённым исследованиям? Слайд №6 Когда, пройдя над крутизной отвесной, | О сказке Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. А.С.Пушкин
Уметь работать с текстом: Найти сходства и отличия
Использование магических чисел -Присутствует волшебство (герои оживают, в трудную минуту героям помогают волшебные предметы, волшебные слова, чудесные помощники.) -Сюжетные линии: Родители-дети, герои проходят испытания, добро побеждает зло, заканчивается свадьбой -Есть зачин и концовка Представление: выбирают из предложенных чисел нужные, приклеивают их на лист и зачитывают отрывки: с. 88, 3 раза обращался к объектам природы: солнцу, месяцу, ветру. В сказке есть магические числа Представление: выбрать картинку по данному вопросу (месяц ветер и солнце с человеческим лицом, зеркальце говорит, царевна в гробу хрустальном в норе – подземное царство) В сказке есть волшебство: волшебный помощник ветер и волшебный предмет - зеркальце Представление в виде картинного плана Рассмотрев сюжет сказки, увидели, что есть разные поколения (читает 1), Герой проходит испытания: Елисей отправляется в дорогу искать царевну, в пути он встречает Солнце, месяц и ветер, находит, разбивает гроб (добро побеждает зло) читает 4, заканчивается свадьбой, читает 5) Выбирает зачин и концовку Исследовав начало и конец сказки мы пришли к выводу, что в сказке Пушкина есть зачин (читают) и концовка(читают) У сказки написанной Пушкиным тесное сходство с народными сказками | УУД: 1. делать выводы, обобщения; 2. осуществлять самоконтроль и самооценку; 3. преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; Познавательные УУД: 1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения; 2. разграничивать основную и дополнительную информацию; 3. преобразовывать и сохранять информацию . Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности |
V. Закрепление Цель – зафиксировать новые знания Домашнее задание | (вывешиваю рисунки детей) Выходят и вывешивают качества героев на доску. Сравнительная таблица на доске | Слайд №7 - Какой 2 этап? Какие герои являются центральными образами? Слайд №8 Давайте сравним их. Сравнить, значит… 1 группа Определяет внешность 2 группа определяет характер 3 группа определяет поступки 4 группа определяет состояние героев в конце сказки Царица Царевна Стройная белолицая Высокая чернобровая Злая добрая Завистливая бескорыстная Своенравная скромная Ленивая трудолюбивая Несчастная счастливая Мёртвая живая Итак, видим обе красивы, царского происхождения, но с разными характерами и поступками. Это вы отобразили в своих рисунках. Кто их наделил такими качествами? Слайд №9 Через описание героинь передаётся авторское отношение А.С.Пушкина Это и есть отличие авторской сказки от народной. Для чего Пушкин сделал их обеих красивыми, но такими разными? Царица злая, завистливая, ленивая, своенравная, в конце несчастная и мёртвая, а царевна добрая, бескорыстная, трудолюбивая, в конце счастливая и живая? Вот она авторская позиция. Предлагаю вернуться к началу урока Слайд №10 Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос – ответ. Добры молодцы да красны девицы, давайте Книгу сказок открывайте! На какие вопросы вы сегодня получили ответы? Я предлагаю в качестве домашнего задания по желанию выучить понравившиеся отрывки наизусть, подчёркивая интонацией отношение автора к героям. | 2 этап отличия Царица и Царевна Найти сходства и отличия Автор А.С.Пушкин
- сказка похожа на народную (числами, волшебством, сюжетом, началом и концом сказки) - надо быть добрыми, скромными, трудолюбивыми, а значит счастливыми, как царевна | Личностные результаты: 1. формирование уважительного отношения к русскому народу, к искусству; Коммуникативные УУД: 1.Формирование навыков речевой деятельности Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений; 2. самостоятельно делать выводы; |
VII. Итог урока. Рефлексия | | Мы подвели итоги по анализу сказки, а теперь должны оценить работу групп. Для этого каждый оценит свою работу в группе определённым цветом: - если вы были активны и внесли большой вклад в работу группы, приклейте на лист самооценки стикер оранжевого цвета; - если вы были активны не всегда, то стикер жёлтого цвета; - если вы были просто наблюдателем и не принимали участие в работе группы, стикер красного цвета Мы видим – самая слаженная работа была в группе №… Давайте им поапплодируем. В группе № … есть красный цвет: этим детям нужно учиться работать в команде. Спасибо всем за урок! | | Рефлексия способности организовывать собственную деятельность в группе |
Няню Пушкина звали Яковлева Ирина Родионовна. Арина было её домашнее имя. Была крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем Александра и Льва.
Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни.
Самоанализ урока литературного чтения по теме: Анализ сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Сходство с фольклорными сказками.
В группах и парах мы работаем с 1 класса. Как в любом коллективе в классе есть лидеры. Эти учащиеся и стали капитанами групп, моими помощниками. Ребята учатся слушать друг друга и фронтально взаимодействовать. Эта работа предполагает и рефлексию-оценку себя в своей деятельности. В работе группами преобладает сотрудничество, т.к. капитаны лидеры и члены команды прислушиваются к ним.
Основная цель учебной деятельности: развитие исследовательской деятельности учащихся на уроке и воспитание идеального читателя.
Цель урока: формирование умения анализировать художественное произведение
Задачи урока:
выявлять сходства литературной сказки А.С.Пушкина с фольклорными сказками,
учить решать поставленную задачу, сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать выразительность и эмоциональность речи учащихся;
воспитывать эмоциональную отзывчивость и умение сопереживать.
Планируемы результаты:
Личностные:
– интерес к содержанию и форме художественных произведений;
– интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений;
– чувство сопричастности к своему народу;
– интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе;
Предметные:
- Осознанно воспринимать содержание текста, оценивать его характер, особенности
- Иметь представление об использовании народных сюжетов авторами
- Овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения
- Работать со словом, целенаправленно пополнять активный словарный запас.
Данный урок является вторым в изучаемом разделе, поэтому опиралась на то, что учащиеся уже познакомились с произведением Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Именно поэтому была организована исследовательская работа на основе сравнения сказки А.С. Пушкина с народными сказками. В ходе работы над содержанием текста, нахождением сходства и отличия сказки о мёртвой царевне я использовала такой приём работы с текстом, как комментированное выборочное чтение, поскольку этот приём более продуктивен при работе с детьми. Была организована самостоятельная поисковая деятельность в группах. Работа была построена на сравнении народных сказок и сказки Пушкина о мёртвой царевне, выявлены сходства и отличие.
На уроке была использована технология совместного обучения, технология исследовательской деятельности. Учащиеся, работая в группах не получали готовое знание, а узнавали способы для получения этих знаний. В качестве домашнего задания детям на этот урок было предложено подготовить наизусть чтение отрывков текста, чтобы привить любовь к слову, к выразительному чтению.
Цель урока совпадает с его конечным результатом: развитие умения анализировать текст в ходе исследовательской деятельности и тем самым воспитание идеального читателя.