12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Харьковская Наталья Ивановна160
Россия, Алтайский край, С.Нижняя Суетка Суетский район

Технологическая карта урока

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Харьковская Наталья Ивановна

Место работы

МКОУ «Ниж-Суетская СОШ имени Анатолия Карпенко»


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

3 четверть урок 1

Тема урока

Имя прилагательное как часть речи. Повторение изученного в 5 классе.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:мотивация к учебной деятельности; желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознание своей индивидуальности

Метапредметные :

Регулятивные:

Уметь определять и формулировать цель урока, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уроке.


Познавательные:

Выдвигать версии, определять способы их решения; уметь ориентироваться в своей системе знаний; извлекать новую информацию; находить ответы на вопросы.


Коммуникативные:

Соблюдение правил речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, сравнивать правильность и полноту ответов; аргументировать способы решения проблем поисково­го характера


Предметные: уметь различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; знать определение понятия имя прилагательное; указывать морфологические признаки прилагательного , синтаксическую роль в предложении.

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): прилагательное, признаки

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Доска, мел, учебник «Русский язык. Учебник Русский язык в 2-х частях 6 класс часть 2.» / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. – Москва «Просвещение» 2020. Презентация .

Коллективная работа, работа в группе, паре, фронтальный опрос, работа с учебником.

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Орг. момент. Мотивация к совершению учебной деятельности

Цель - включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Прочитайте высказывание русского писателя К. Г. Паустовского на экране.

«Богатство русского языка неизмеримо»

- Как вы его понимаете?

- Какой можно сделать вывод?

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Беседа, работа над языковым материалом, устный фронтальный опрос.

Начнем с повторения прилагательного (фронтальный опрос)

- Дайте определение прилагательному.

- Назовите признаки прилагательных. Приведите примеры.

- Как вы думаете, зачем мы повторяем эту часть речи?

Разберем примеры:

(на доске записаны слова, перепишите их в тетрадь в 2 столбика)

Проблемная ситуация.

- На экране даны слова.

большое, ландыши, яблоко, сладкая, заяц, душистые, белый, земляника.

1.Определите части речи. Какое из слов вы считаете лишним? Почему? Докажите.

2.Вспомните, с чего мы начинали изучать каждую часть речи, что нам нужно знать об этой части речи, как будем доказывать, что это имена прилагательные

3. Составьте из слов словосочетания


Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


- Сформулируйте цель урока.

 - Слова "помощники":

Повторим                          

Изучим                              

Узнаем                                

Проверим                            

Мне пригодится


БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Название этой части речи произошло от латинского слова, которое обозначает «присоединение, прикрепление, прибавление».

- К какой же части речи присоединяются, прикрепляются имена прилагательные? Давайте выполним третью часть учебного задания.

- Вернемся к нашим словам большое, ландыши, яблоко, сладкая, заяц, душистые, белый, земляника и составим из них предложения.

- Составьте предложение из слов и определите с какой частью речи связано имя прилагательное.

- О ком говорится в предложении?

- Что сказано о нем?

- А что еще сказано?

- Какой частью речи является слова «белый»? Подпишите сверху.

- К какой части речи «присоединяется, прикрепляется» слово «белый»? ( аналогичная работа проходит с другими составленными предложениями)

- Сделаем вывод. С какой частью речи связано имя прилагательное?

А зачем в нашей речи нужны имена прилагательные? Как вы думаете?

- А теперь, давайте понаблюдаем за именами прилагательными и подумаем, какую роль они играют в нашей речи?

- Прочтите первый текст. О чем говорится в нем?

Пришла весна. На небе светит солнце. На деревьях щебечут птицы. У всех настроение.

Какие это предложения?

-Чего не хватает? Распространите,

- Теперь прочитайте второй текст. О чем говорится во втором тексе?

- Что можно сказать о роли прилагательных в нашей речи? Какую роль играют прилагательные в нашей речи? Сделайте вывод.


Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


- Прочитайте правило на 4 странице.

- Расскажите о прилагательном.


- А теперь проверим вашу внимательность.

- Я буду читать стихотворение. Если вы услышите прилагательное – хлопок в ладоши.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти

Белой бахромой.

-Какую картину представили себе, слушая произведение Есенина? Учитель показывает иллюстрацию берёзы!!!

-Слова, какой части речи использует автор, чтобы передать красоту берёзы.

-Правильно, это имена прилагательные.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

В этом году зима, к сожалению, мало радовала нас снегом, и ,чтобы вы лучше справились с этим заданием, я предлагаю отправиться на экскурсию в зимний лес. (ПРОСМОТР ВИДЕО)

Карточка №1

Вставить имена прилагательные на место пропуска.


В зимнем лесу

Зимой в лесу необыкновенно красиво. Под _________ ёлками лежит ___________снег. Какая красота! Все деревья оделись в _______ наряд, нахлобучили _________шапки.

На ________ поверхности появились первые узоры. Снежинки горят________ огнём, когда попадают в лучи солнечного света.


-Послушаем, что у вас получилось.

-Чей текст вам понравился и почему?

-Какова роль прилагательных в речи.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Закрепим полученные знания об имени прилагательном.

1. Работа в группах. Кластер «Опиши внешность человека». Каждая группа подбирает слова для описания определенной части.

- Какие слова мы использовали для описания внешности человека?

2. Поиграем в игру «Кого я загадала?». Описываю внешность девочек.

- Какие слова я использовала?

3. Работа в группе. - Теперь попробуйте сами поиграть в группах в такую игру.

Опишите мальчиков.

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

(1) Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее. (2) Далеко не легкое это дело. (3) Из большого грушевого сада, который наполнен зноем, идешь через двор мимо собачьей будки и рыбацких сетей, поднимаешься на деревянное крыльцо и входишь в прохладный каменный дом.

(4) Ставни прикрыты, и поэтому здесь царят тишина и таинственный полумрак. (5) Приглядевшись, начинаешь различать длинную сероватую лавку, холщовую рубашку и кумачовую косынку на ней, глиняный кувшин на столе и другую бабушкину домашнюю утварь.

(6) В первую минуту вздыхаешь с величайшим облегчением: что может быть лучше этой прохлады?.. ...(7) К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза. (8) Порывистый северо-восточный ветер налетает на сад, доносит гусиные крики с реки и далекие раскаты грома. (9) Дерзкие порывы теребят соломенную крышу сарая и гонят серо-синюю огромную тучу, закрывшую нежно - голубой небосвод. (10) Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...



Задания А1—А5 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1—А5 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.(1б за каждый правильный ответ)



А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему здесь царят тишина и таинственный полумрак »?

(1) Жарким июльским днем, когда луч солнца так жгуч, хочется найти место прохладнее.

7) К вечеру, после утомительного знойного дня, собирается гроза.

(10) Вот уже дальний лес скрылся за туманной пеленой дождя...

(4) Ставни прикрыты…



А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «теребят» (предложение 9).

Дергать.

Выдергивая, вырывая с корнем.

Рвать.

Чистить.



А3. Какое имя прилагательное обозначает цвет?

Жаркий (предложение 1)

Рыбацких (предложение 3)

Нежно – голубой (предложение 9)

Глиняный (предложение 5)



А4. Какое имя прилагательное обозначает материал?

Знойный (предложение 7)

Таинственный (предложение 4)

Глиняный (предложение 5)

Дальний (предложение 10)



А5 Способ образования прилагательного ИЮЛЬСКИЙ (предложение 1)

Приставочный

Суффиксальный

Приставочно-суффиксальный

Сложение

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа в группе. Составьте кластер по теме «Имя прилагательное как часть речи», обобщить полученную информацию на основе обмена мнениями друг с другом.

  В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.

Что у вас получилось?

t1699195677aa.png

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

-Задайте друг другу вопросы по теме. (работа в паре)

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

- К изучению какой части речи мы приступили?

- Дайте определение, что такое прилагательное ? Приведите примеры.

-Какие есть вопросы по теме?

- Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились? Подберите по одному прилагательному, выражающему ваше впечатление от урока…

- Какая цель была поставлена? Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Дополните предложения:

Я узнал (а)…


Я разобрался (ась)…


Я похвалил (а ) бы себя …


Было интересно …


Было трудно…

Я поняла

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.


1.с.4 Параграф 58 упр.367 выполнить по заданию

2. Составьте синквейн на тему «Имя прилагательное».




9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 05.11.23 в 20:46 0Ответить Пожаловаться
Грамотный урок, спасибо, Наталья Ивановна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.