Индивидуальный маршрут развития ребенка с ЗПР
Индивидуальный маршрут развития ребенка с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Индивидуальный образовательный маршрут (далее ИОМ) развития ребенка с задержкой психического развития (далее – ЗПР) разработан в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования. Реализация ИОМ предусматривает взаимодействие с разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом общих принципов дошкольного образования и специфических принципов и подходов к формированию образовательных маршрутов для воспитанников с ЗПР.
Цель: создание условий для развития обучающегося старшего дошкольного возраста с ЗПР в соответствии с его общими и особыми потребностями, индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
Задачи:
- реализация содержания ИОМ для обучающегося с ЗПР;
- коррекция недостатков психофизического развития обучающегося с ЗПР;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с его возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала ребенка с ЗПР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми.
Психологические особенности детей дошкольного возраста с ЗПР
В дошкольном возрасте проявления задержки становятся более выраженными и проявляются в следующем:
- недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью. Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности;
- отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма. Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений;
- недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия, что негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование;
- более низкая способность, по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста, к приему и переработке перцептивной информации, что наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков, чем их здоровые сверстники. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов.
Для дошкольников с ЗПР характерна неоднородность нарушенных и сохранных звеньев в структуре психической деятельности, что становится особенно заметным к концу дошкольного возраста. В отсутствии своевременной коррекционно-педагогической помощи к моменту поступления в школу дети с ЗПР не достигают необходимого уровня психологической готовности за счет незрелости мыслительных операций и снижения таких характеристик деятельности, как познавательная активность, целенаправленность, контроль и саморегуляция.
Вышеперечисленные особенности познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы обусловливают слабость функционального базиса, обеспечивающего дальнейшую учебную деятельность детей с ЗПР в коммуникативном, регулятивном, познавательном, личностном компонентах.
А именно на этих компонентах основано формирование универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС НОО. Важнейшей задачей является формирование этого функционального базиса для достижения целевых ориентиров дошкольного образования и формирования полноценной готовности к началу школьного обучении.
Учебно-тематический план
Общие сведения
ФИО ребенка | Иванов Иван Иванович |
Дата рождения | |
группа | |
ФИО родителей | |
ФИО педагога (куратора) | |
ФИО специалистов сопровождения, должность | |
Заключение и рекомендации ТПМПК | Заключение ТПМПК Мамонтовского района № 58 от 10.06.2021 г. Рекомендуемая программа обучения: АООП для обучающихся с задержкой психического развития. Занятия с логопедом, психологом, дефектологом. |
Форма обучения | очная |
Срок реализации программы сопровождения | 2023-2024 учебный год |
Наличие инвалидности | нет |
Заключение и рекомендации ППк МБДОУ детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Основные особенности воспитанника (на основе обследования специалистов)
Характер деятельности | Вступает в игру и выполняет задания без интереса. Игры однообразны по содержанию, воспроизводит одни и те же действия, не пытаясь их обогащать. |
Особенности мышления | Доминируют наглядно-образные формы мышления. Отсутствует речевое объяснение сделанного выбора. Не способен к поисковой деятельности. Навыки мыслительной деятельности неустойчивые. Невербальные показатели интеллектуального развития незначительно снижены, вербальные значительно ниже нормы. |
Особенности поведения, общения | Малоактивен, отсутствует мотивация на познавательную деятельность. Речь невнятная, не всегда понятна окружающим, что мешает общению со сверстниками. |
Особенности моторного развития, мелкой моторики рук | Общая и мелкая моторика сформирована недостаточно. |
Особенности речевого развития | При обследовании артикуляционной моторики фиксируются ограничения объема движений, трудности изменения заданного положения, снижение тонуса мускулатуры, недостаточная точность. Понимание обращенной речи затруднено. Простые инструкции выполняет. Выполнение сложных инструкций затруднено. Состояние звукопроизношения: звукопроизношение нарушено. Состояние фонематических процессов: фонематический слух нарушен. Звуковой анализ слов: не сформирован. Слоговая структура: Словарный запас: ниже возрастной нормы, характеризуется бедностью неточностью. Грамматический строй речи: не соответствует возрастной норме. Связная речь: не сформирована. Логопедическое заключение: ОНР – 1-2 уровень |
Создание специальных образовательных условий
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Специалисты сопровождения | Направления работы | Форма проведения занятий | Продолжительность и частота |
Педагог-психолог | Психологическая помощь | индивидуально | 2 раза в неделю, 25 минут |
Учитель-логопед | Логопедическая помощь | индивидуально | 2 раза в неделю, 25 минут |
Воспитатель | Педагогическая помощь | разнообразные | пять дней в неделю |
Музыкальный руководитель | Педагогическая помощь | фронтально | 2 раза в неделю, 25 мин |
Инструктор по физической культуре | фронтально | 2 раза в неделю, 25 мин | |
индивидуально | 1 раз в неделю, 25 мин |
Специальные условия необходимые для обучения и воспитания
Режим | Пять дней в неделю, полный день. |
Организация пространства | Групповые помещения, создающие условия для игровой и образовательной деятельности в соответствии с ФГОС. Помещения, создающие условия для коррекции ВПФ и речи (кабинет психолога, логопедический кабинет). Музыкальный и физкультурный залы. |
Технические средства обучения | Не нуждается |
План коррекционной работы
План работы педагога-психолога
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1. | Создание условий для формирования элементов произвольности психических процессов во всех видах деятельности. | Развиты функции контроля и планирования собственных действий. Удерживает внимание 15-20 минут. Объём внимания 8-10 предметов. Развито целенаправленное запоминание. Объём памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия. | |
2. | Развитие творческого потенциала. | Выполняет творческие задания. | |
3. | Развитие инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности. | Сформировано наглядно-образное мышление. Проявляет интерес к играм со сложным замыслом. | |
4. | Способствовать самопознанию ребёнка. | Способен анализировать собственное эмоциональное состояние и поступки. | |
5. | Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций. | Преобладает ровное оптимистичное настроение. | |
6. | Совершенствовать коммуникативные навыки. | Проявляет потребность в общении, способен инициировать общение. | |
7. | Развитие навыков сотрудничества. | Сформировано внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное общение: взрослый - источник информации, собеседник. Общение со сверстниками - ситуативно-деловое. |
План работы учителя-логопеда
№ | Направления коррекционно-развивающей работы | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Развитие понимания речи. | - умеет вслушиваться в речь и давать ответные двигательные реакции; - понимает обиходные обращения в повелительной форме: покажи, положи, дай, возьми, принеси и т. д.; -понимает обращенную речь, простые инструкции. | |
2 | Развитие слухового внимания. | - узнает и различает неречевые звуки: постукивание, похлопывание, звуки бубна, дудки, колокольчика, погремушки и т.д.; - использует звуковые комплексы,: «а-а-а» (укачивание куклы), «о-о-о» (больное ушко), «и-и-и» (песенка лошадки), «у-у-у» (игра на дудочке). | |
3 | Развитие активной подражательной речевой деятельности. | - воспроизводит гласные звуки А, О, У, И, Ы вслед за взрослым с постоянной и различной громкостью; -пытается договаривать слова, словосочетания в повторяемых логопедом потешках, стихах, коротких сказках. | |
4 | Уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса ребенка. | -расширение объема понимания обращенной речи, накопление пассивного словаря с ориентацией на понимание целостных словосочетаний, подкрепленных наглядным предметным действием; - умеет соотносить (в пассиве) предметы и действия с их словесным обозначением (Покажи, кто спит, сидит, летит, идёт и т. д.); - умеет называть имена детей, членов семьи, картинки по пройденным лексическим темам; - соотносит слова один, много, ни одного с соответствующим количеством предметов; - понимает вопросы: где? куда?кому? у кого?. | |
5 | Активизация и выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков. | -знает упражнения артикуляционной гимнастики (5-7 упр), упражнения для дыхания; - умеет протягивать гласные звуки с различной громкостью по подражанию и по инструкции; - узнает гласные звуки А, О, У, И, Ы по беззвучной артикуляции и называнию или по показу символа звучания; - умеет произносить простые согласные звуки: м, п, б, д, т, н,г, к, х — в открытых слогах и словах с ними. | |
6 | Развитие ВПФ, мелкой моторики. | -подбирает парные картинки по цвету и форме, составляет разрезные картинки из двух, трех частей по образцу; - усваивает обобщающие понятия по пройденным лексическим темам; - переключается с одного действия на другое по словесной инструкции, выполняет одно и двух ступенчатые инструкции; - нанизывает крупные бусы на шнурок, работает с крупной мозаикой, разбирает и собирает пирамидку и матрешку; - знает простые пальчиковые игры. |
План работы инструктора по физической культуре
№ | Направления образовательной деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | Развитие начальных представлений о здоровом образе жизни | -имеет представления о здоровом образе жизни | |
2 | Развитие двигательных качеств | -умеет выполнять простейшие упражнения в беге, в ходьбе, и на месте | |
3 | Развитие быстроты, силы и координации | -правильное выполнение упражнений на быстроту ,силу и координацию | |
4 | Развитие игровых навыков | -может повторить правила игры, понимает цель игры |
План работы музыкального руководителя
Направления образовательной деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
развитие музыкально-ритмических способностей как основы музыкальной деятельности | музыкально - ритмические способности в стадии формирования | |
формирование общей и эстетической культуры личности, эстетических чувств и музыкальности | начала формироваться общая и эстетическая культура личности, эстетические чувства | |
побуждение к переживанию настроений, передаваемых в музыкальных художественных произведениях; воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку. | ребёнок переживает настроения, передаваемые в музыкальных художественных произведениях; внимательно слушает, эмоционально реагирует на музыку |
План работы воспитателя группы
№ | Направления деятельности | Ожидаемый результат | Формы оценки результатов работы: + сформировано + - в стадии формирования - не сформировано |
1 | ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Сенсорное развитие: Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера). Обеспечить успешное овладение рациональными приемами осязательного обследования предметов. Развивать слуховое восприятие в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей. Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета. Познавательно-исследовательская деятельность: Формировать умение ориентироваться в групповом помещении, помещении детского сада, на участке. Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к вещам. Формировать представления о смене времен года, их очередности. Научить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона. Формировать представления о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в природе. Формировать представления о том, что растения – это живые существа. Знакомить с жизнью растений, с первыми весенними цветами, полевыми и луговыми цветами. Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить. Формировать представления о комнатных растениях и уходе за ними. Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными. Формировать представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни. Формировать представления о насекомых, их особенностях, образе жизни. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Развитие элементарных математических представлений: Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Обучать сравнивать две группы предметов и формировать представления о равенстве и неравенстве. Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по величине.Раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке по длине, высоте. Учить различать и называть геометрические фигуры: шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник. Совершенствовать умение определять направления от себя, двигаться в заданном направлении. Расширять представления о частях суток, их последовательности. | – понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной речи; - владеет рациональными приемами осязательного обследования предметов. - развито зрительное восприятие. - различает времена года по существенным признакам сезона. - знаком с деревьями, цветами, их разновидностью. - имеет представление о диких и домашних животных. Об их внешнем виде, образе жизни. - имеет представление о птицах, насекомых их особенностях и образе жизни. - бережно относится к природе. - считает в пределах 5 - сравнивает две группы предметов, раскладывая их возрастающем порядке по длине и высоте. - различает и называет треугольник, круг, квадрат, шар, куб. Знает их характерные отличия. - определять направления движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз). - определяет части суток. | |
2 | ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Восприятие художественной литературы Учить слушать сказки, рассказы, стихи, произведения малых фольклорных форм и с помощью педагога правильно понимать их содержание. Воспитывать чувство языка, учить воспринимать мелодику русской речи, эмоционально реагировать на прочитанное. Совершенствовать навык рассматривания иллюстраций к литературным произведениям и умение соотносить их с текстом.. Конструктивно-модельная деятельность Совершенствовать умение работать с разрезными картинками, простыми пазлами, кубиками с картинками по всем изучаемым лексическим темам. Развивать мелкую моторику в работе с дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике. Формировать навыки сооружения построек по образцу и алгоритму из крупного и мелкого строительного материала с использованием деталей разных цветов. Совершенствовать умение различать и называть детали строительного конструктора, анализировать несложные постройки и создавать их по образцу, схеме, указанию.. Обучать конструированию из бумаги: сгибанию прямоугольного листа пополам, совмещая при этом стороны и углы; приклеиванию деталей к основной форме. Изобразительная деятельность РИСОВАНИЕ Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы. Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании. АППЛИКАЦИЯ Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата, навыки аккуратного наклеивания деталей. ЛЕПКА Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки. | - слушает произведения художественной литературы, понимает их содержание. - рассмотренные иллюстрации соотносит с текстом. - умеет работать с разрезными картинками, пазлами, кубиками. - сооружает постройки по указанию. - эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результату. - владеет некоторыми операционально – техническими сторонами изобразительной деятельности, пользуется карандашами, фломастерами, кистью, мелом. - умеет правильно держать ножницы и пользоваться ими. - аккуратно наклеивает детали. - владеет разными приемами работы с пластилином. | |
3 | РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.Воспитание звуковой культуры речи- развитие восприятия звуков родной речи и произношения. Формирование грамматического строя речи.Воспитание любви и интереса к художественному слову. | – участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки, используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами); – использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут добавляться жестами; | |
4 | РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Совершенствовать умение одеваться и раздеваться, складывать аккуратно одежду. Самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи. Правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой. | – использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого; – с незначительной помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные просьбы взрослого. | |
5 | СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Формирование общепринятых норм поведения Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях. Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность, смелость, желание быть справедливым. Учить испытывать чувство стыда за нехорошие поступки. Развивать умение играть и действовать сообща, уступая друг другу. Формировать навык бережного отношения к вещам. Воспитывать уважительные отношения к сверстникам своего и противоположного пола. Привлекать к активному участию в жизни группы и детского сада. Привлекать внимание к труду взрослых, его общественному значению. Развитие игровой и театрализованной деятельности Активизировать игровую деятельность, развивать имитационные и творческие способности, наблюдательность, подражательность, активность, инициативность, коммуникативные навыки, взаимодействие, доброжелательное отношение к окружающим. Развивать двигательную активность, быстроту, ловкость, способность ориентироваться в пространстве, активизировать мышечный тонус, совершенствовать координацию движений. Воспитывать самостоятельность в организации знакомых игр с группой сверстников. Формировать навыки игры в настольно-печатные игры с правилами (лото, домино, игры-«ходилки»), умение играть сообща, уступать друг другу. Формировать умение объединяться для игры, распределять роли, совершать действия в соответствии с общим замыслом. Развивать умение использовать в сюжетно-ролевой игре постройки из строительного материала. Развивать интерес к театрализованным играм. Обучать разыгрыванию несложных представлений по знакомой сказке. Формировать эстетический вкус, достаточный запас эмоций и впечатлений. | -продуктивное взаимодействие в паре, в ситуациях межгруппового взаимодействия. -способность вступать в коммуникацию – проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать; - стремиться принимать активное участие в подвижных играх. |
Консультативная работа с родителями:
- выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с ребенком;
- консультативная помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка .
Информационно – просветительская работа предусматривает различные формы:
- индивидуальные беседы;
- консультирование,анкетирование;
- индивидуальные практикумы;
- информационные стенды, печатные материалы, буклеты, презентации;
- открытые мероприятия.
Перечень учебно-методического обеспечения
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ»
Методические пособия
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа. (5 – 6 лет).
Абрамова Л.В., Слепцова И.Ф. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа. (6 – 7 лет).
Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет).
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников (3-7 лет). Мозаика-синтез, 2015.
Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности»
Дыбина О. В. «Рукотворный мир. Сценарии игр-занятий для дошкольников. – М: Сфера, 2001.
Дыбина О. В. «Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов» - М.: ТЦ Сфера, 2004.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду: Для занятий с детьми 3–7 лет.
Петрова В.И., Стульник Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет.
Л.Ю.Павлова «Сборник дидактических игр»
Ветохина А.Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» 3-7 лет
Потапова Т. В. «Беседы с дошкольниками о профессиях»- М.: ТЦ Сфера, 2003
Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками.
Ульева Е.А. 100 увлекательных игр в дороге, на прогулке. Сценарии игр.
Ульева Е.А. 100 увлекательных игр для уверенности в себе. Сценарии игр.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Мозаика-синтез, 2015.
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет). Мозаика-синтез, 2015.
Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве.
О.В.Дыбина «Неизведанное рядом»
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Старшая группа (5-6 лет). Мозаика-синтез, 2014.
Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Мозаика-синтез, 2014.
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» 5-6 лет
Соломенникова О.А. «Ознакомление с природой в детском саду» 6-7 лет
Николаева С.Н. «Юный эколог» 5-6 лет
Крашенинникова Е.Е., Холодова О.Л. «Развитие познавательных способностей дошкольников ( 5-7 лет)
Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (4-7 лет).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа (5–6 лет).
Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения (+CD)
Сенсорное развитие детей 6-7 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения (+CD)
Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. Методическое пособие.
Саулина Т. Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет).
Шиян О. А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке (3-7 лет).
Ульева Е.А. 100 увлекательных игр для отличной учебы. Сценарии игр.
Программа «Юный эколог»: 3-7 лет.
Система работы в старшей группе: 5-6 лет. Юный эколог.
Система работы в подготовительной к школе группе: 6-7 лет. Юный эколог. Календарь сезонных наблюдений (5-9 лет). Юный эколог.
Наглядно-дидактические пособия
Бордачева И. Ю. Безопасность на дороге: Плакаты для оформления родительского уголка в ДОУ.
Бордачева И. Ю. Дорожные знаки: Для работы с детьми 4-7 лет. Бордачева И. Ю. История светофора: Для работы с детьми 4-7 лет
Плакаты:
«Водный транспорт»; «Воздушный транспорт»; «Городской транспорт»; «Грибы»; «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Домашние питомцы»; «Домашние птицы»; «Животные Африки»; «Животные средней полосы»; «Зимние виды спорта»; «Зимующие птицы»; «Кто всю зиму спит»; «Летние виды спорта» «Морские обитатели»; «Музыкальные инструменты народов мира»; «Музыкальные инструменты эстрадно-симфонического оркестра»; «Народы стран ближнего зарубежья»; «Насекомые»; «Немецкий алфавит»; «Овощи»; «Очень важные профессии»; «Перелетные птицы»; «Погодные явления»; «Полевые цветы»; «Птицы»; «Птицы жарких стран»; «Садовые цветы»; «Спецтранспорт»; «Строительные машины»; «Счет до 10»; «Счет до 20»; «Таблица слогов»; «Форма»; «Фрукты и ягоды»; «Хищные птицы»; «Цвет».
Серия «Мир в картинках»:
«Авиация»; «Автомобильный транспорт»; «Арктика и Антарктика»; «Бытовая техника»; «Водный транспорт»; «Высоко в горах»; «Государственные символы России»; «Грибы»; «День Победы»; «Деревья и листья»; «Домашние животные»; «Животные — домашние питомцы»; «Животные жарких стран»; «Животные средней полосы»; «Инструменты домашнего мастера»; «Космос»; «Морские обитатели»; «Музыкальные инструменты»; «Насекомые»; «Овощи»; «Офисная техника и оборудование»; «Посуда»; «Птицы домашние»; «Птицы средней полосы»; «Рептилии и амфибии»; «Собаки. Друзья и помощники»; «Спортивный инвентарь»; «Фрукты»; «Цветы»; «Школьные принадлежности»; «Явления природы»; «Ягоды лесные»; «Ягоды садовые».
Серия «Расскажите детям о...»:
«Расскажите детям о бытовых приборах»; «Расскажите детям о Москве»; «Расскажите детям о Московском Кремле»; «Расскажите детям о космонавтике»; «Расскажите детям о космосе»;
«Расскажите детям об Отечественной войне 1812 года»; «Расскажите детям о рабочих инструментах»; «Расскажите детям о транспорте», «Расскажите детям о специальных машинах»; «Расскажите детям о хлебе», «Расскажите детям о грибах»; «Расскажите детям о деревьях»; «Расскажите детям о домашних животных»; «Расскажите детям о домашних питомцах»; «Расскажите детям о животных жарких стран»; «Расскажите детям о лесных животных»; «Расскажите детям о морских обитателях»; «Расскажите детям о насекомых»; «Расскажите детям о фруктах»; «Расскажите детям об овощах»; «Расскажите детям о птицах»;«Расскажите детям о садовых ягодах», «Расскажите детям о музеях и выставках Москвы», «Расскажите детям о зимних видах спорта»; «Расскажите детям об Олимпийских играх»; «Расскажите детям об олимпийских чемпионах», «Расскажите детям о музыкальных инструментах»; «Расскажите детям о драгоценных камнях».
Плакаты:
«Где в природе есть вода», «Зачем люди ходят в лес», «Зачем пилят деревья», «Как лесник заботится о лесе», «Кому нужны деревья в лесу», «Лес — многоэтажный дом», «Пищевые цепочки», «Этого не следует делать в лесу».
Картины из жизни диких животных:
«Бурый медведь. Наглядное пособие с методическими рекомендациями», «Заяц-беляк. Наглядное пособие с методическими рекомендациями».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Колесникова В.Е. «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Колесникова В.Е. «Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет»
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» 5-6 лет, Наглядно-дидактическое пособие
Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду» 6-7 лет, Наглядно-дидактическое пособие
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Грамматика в картинках»:
«Антонимы. Глаголы»; «Антонимы. Прилагательные»; «Говори правильно»; Множественное число»; «Многозначные слова»; «Один — много»; «Словообразование»; «Ударение».
Серия «Рассказы по картинкам»:
«В деревне»; «Великая Отечественная война в произведениях художников»; «Весна»; «Времена года»; «Защитники Отечества»; «Зима»; «Зимние виды спорта»; «Кем быть?»; «Колобок»; «Курочка Ряба»; «Летние виды спорта»; «Лето»; «Мой дом»; «Осень»; «Профессии»; «Распорядок дня»; «Репка»; «Родная природа»; «Теремок».
Плакаты: «Алфавит»; «Английский алфавит»; «Веселый алфавит»; «Логопедия и развитие речи»: «Какое платье?», «Какое варенье?», «Какое мороженое?», «Какой сон?», «Какой суп?»
Книги для чтения детям
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 5-6 лет.
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома: 6-7 лет.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А.Ладушки. Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А.Ладушки. Ясельки. Планирование и репертуар музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD)
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD) Старшая группа
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 CD) Подготовительная группа
Каплунова И. М. Новоскольцева И. А. «Праздник каждый день» Дополнительный материал к конспектам музыкальных занятий с аудиоприложением (2 CD) Подготовительная группа
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Лыкова И.А. «Цветные ладошки» 2-7 лет
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Старшая группа (5-6 лет). Мозаика-синтез, 2014.
Куцакова Л. В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Мозаика-синтез, 2014.
Комарова Т. С. Детское художественное творчество: Для работы с детьми 2- 7 лет.
Шиян О.А. «Развитие творческого мышления. Работаем по сказке» 3-7 лет
Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду планировкание, конспекты занятий, методические рекомендации. (по всем возрастным группам) «Цветные ладошки».-М.: «КАРАПУЗ», 2010.
Народное искусство — детям. Методическое пособие / Под ред. Комарова Т. С.
Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление с народным искусством.- М.: Мозаика- Синтез, 2008.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Мир в картинках» «Музыкальные инструменты»
Плакаты
«Арифметика цвета», «Музыкальные инструменты народов мира», «Музыкальные инструменты эстрадно-симфонического оркестра», «Оттенки цветов», «Цвет».
Альбомы для творчества:
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский букет», «Каргопольская игрушка», «Мастерская гжели», «Мезенская роспись», «Полхов-Майдан», «Сказочная гжель», «Узоры Север¬ной Двины», «Филимоновская игрушка», «Хохломская роспись», «Лепим народную игрушку», «Лубочные картинки».
Комплекты для творчества:
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Жостовский букет», «Сказочная гжель», «Узоры Северной Двины», «Филимоновские свистульки», «Хохломская роспись», «Цветочные узоры Полхов-Майдана».
Наглядные пособия:
«Городецкая роспись», «Дымковская игрушка», «Золотая хохлома», «Каргопольская игрушка», «Полхов-Майдан», «Сказочная гжель», «Филимоновская игрушка».
Плакаты:
«Гжель. Примеры узоров и орнаментов», «Гжель. Работы современных мастеров», «Полхов- Майдан. Примеры узоров и орнаментов», «Полхов-Майдан. Работы современных мастеров», «Филимоновская свистулька. Примеры узоров и орнаментов», «Филимоновская свистулька. Работы современных мастеров», «Хохлома. Примеры узоров и орнаментов», «Хохлома. Работы современных мастеров».
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Борисова М. М. Малоподвижные игры и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет.
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Старшая группа (5-6 лет).
Пензулаева Л. И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Сборник подвижных игр / Автор - сост. Э. Я. Степаненкова.
Пензулаева Л.И. «Оздоровительная гимнастика» 6-7 лет
Чеменева А. Ф. Мельникова В. С. Волкова Парциальная Программа рекреационного туризма для детей старшего дошкольного возраста «Весёлый рюкзачок»
Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: Старшая группа.
Белая К. Ю. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО: Подготовительная группа.