Статья на тему «Информационные пятиминутки»
Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучшую статью «Формирование ключевых компетенций обучающихся с помощью современных технологий».
Автор : Сафина Гульнара Исламовна – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дворец школьников» Арского муниципального района РТ.
Информационные пятиминутки.
В последние годы происходит практически глобальное внедрение информационно-компьютерных технологий в нашу жизнь. ИКТ довольно быстро внедряется и в школу, и в дополнительное образование, и в садики. В сегодняшнем мире дети практически с рождения видят вокруг себя различные технические устройства, они очень притягивают детей к себе. Современные люди живут в мире увеличения потоков информации, постоянной модернизации устройств, а также для обработки всей информации. Будущее сегодняшних детей – это информационное общество. И ребёнок должен быть готов к жизни в таком мире. Параллельно нужно развивать и компьютерную грамотность, и мозг ребенка. Считается, что, если с детства заниматься обучением ребенка, разучивать с ним наизусть стихотворения и постоянно давать пищу его формирующемуся уму, к моменту поступления в школу по уровню развития он будет обгонять своих сверстников. Сухая статистика сообщает, что старые люди, продолжающие заниматься интеллектуальным трудом, гораздо реже подвержены старческим болезням разума, чем те, кто вышел на пенсию.
На занятиях «Интеллектуал» для начального звена, с целью расширения кругозора обучающихся, повышения компьютерной грамотности, я включаю информационные минутки.
При подготовке и проведении информационных минуток активное участие принимают и сами обучающиеся, они делятся последними услышанными ими сведениями о компьютерах, научных открытиях и изобретениях. Творчески работающий педагог должен обучать детей добывать новую информацию.
Информационная минутка — это маленький этап занятия, где мы узнаем новую информацию. Начав занятие с яркой, интересной информационной минутки, можно обеспечить познавательную активность детей на протяжении всего занятия.
Примерное содержание информационных минуток.
Знакомство с ____________
Раздача рисунков каждому обучающемуся, они приклеивают их в тетради и подписывают название предмета
Диалог с обучающимися. Ребята отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт и знания: - Зачем нужен _______? - Где он применяется? - Его плюсы и минусы
Обобщение педагога. Он добавляет интересные факты, обобщает ответы ребят.
Информационные минутки я распределила на блоки :
Великие открытия : телевизор, компьютер, телефон, микроволновая печь и т.д.
Телевизор
История создания телевизора длится около 100 лет. Сначала появилось радио, причем его открыли сразу 2 человека в разных частях света. Телевидение же является сложной технологией, которая создавалась поэтапно. У каждой страны есть своя версия того, кто стал ее прародителем – акцент делается на своих ученых. Дело в том, что над технологией трудились целые коллективы, которые решали отдельные технические задачи.
Компьютер
Первым созданным компьютером в истории человечества считается машина для подсчетов Блеза Паскаля, возникшая в 1642 году. Это был первый примитивный калькулятор, который помогал изобретателю слагать и вычитать.
Телефон
Историю появления телефона связывают с Александром Беллом из Америки, 1876 г. Но он был не единственным из тех, кто активно занимался конструкторской идеей передачи человеческого голоса на расстоянии.
4) Микроволновая печь
Компьютер и его части : монитор, клавиатура, мышь, системный блок, печатающие, сканирующие устройства, хранители информации и т.п.
Монитор – это устройство вывода информации, где можно увидеть результаты операций
Главным в компьютере является системный блок, включающий в себя процессор, память, накопители на гибких и жестких магнитных дисках, блок питания и др.
Клавиатура – устройство для ввода информации
Мышь – устройство для ввода информации
5) К персональному компьютеру могут подключаться дополнительные устройства:
Принтер – устройство для вывода информации на бумагу,
Акустические колонки – устройства для вывода звуковой информации
Джойстик – устройство для управления компьютером во время игры
Сканер – устройство для ввода графических изображений в память компьютера непосредственно с бумажного оригинала
Микрофон. Подключается к звуковой карте и нужен для голосового общения. При помощи него общаются по интернету в Скайпе
Веб-камера. Позволяет совершать видео звонки по интернету. Подключается через интерфейс USB.
Флешки – это портативные устройства, на которых хранится информация. Бывают разных объемов: от 4 Гб и выше
Юные изобретатели :
Бен Франклин в юном возрасте. изобрел пару ласт для плавания, создал кресло-качалку, молниеотвод
Мальчик Луи Брайль стал известен на весь мир, благодаря созданию шрифта, с помощью которого невидящие люди могут читать и писать. Юный изобретатель потерял зрение в возрасте 8 лет. К 15-ти годам Луи разработал рельефно-точечный тактильный шрифт, благодаря которому распознавать символы можно было одним касанием пальца.
В России не так давно десятилетний Сергей Валеев собрал из Лего действующий протез руки. Этот механизм может сжимать и разжимать пальцы, а также держать предметы. Пока что искусственная рука управляется при помощи кнопок, но школьник твёрдо намерен найти способ сделать управление более удобным.
Фруктовый лед-мороженое на палочке –впервые изготовил 11-летний Фрэнк Эпперсон (1905г). Он высыпал порошок типа "Юпи" или "Инвайта" в воду и забыл все это выпить. Чашку со всем этим паренек оставил на улице, в холодное время года. И да, в воде он также оставил палочку для помешивания. После того, как все это замерзло, пареньку получившийся продукт очень понравился.
Идея создания меховых наушников для защиты от холода принадлежит 15-летнему американцу Честеру Гринвуду, который любил кататься на коньках и одновременно слушать музыку.
Батут также придумал ребенок. В 1930 году, наблюдая за соревнованиями воздушных гимнастов, подросток Джордж Ниссен решил изобрести «подпрыгивающую установку» для гимнастов, на которой можно было бы подпрыгивать и делать разные трюки в воздухе.
Сергей Халявин, Россия, 17 лет: мышка для людей без рук
8) В 13 лет Жозеф-Арман Бомбардье (Канада) изобрел снегоход. Жозеф рос в простой семье фермера и был старшим из восьми детей. Родители отправили его учиться в духовную семинарию. Зимой 1920 года Бомбардье приехал домой на Рождество. По случаю праздника Жозеф обещал семье необычное представление — механические сани.
Фантазеры.
На занятие выбирается какая-то вещь, нужно придумать для нее 10-20 способов использования не по назначению. И наоборот, если вам не хватает какой-то вещи, придумать, чем ее можно заменить. Хотя бы теоретически.
Каждый педагог на свое усмотрение может поменять темы пятиминуток, это зависит от возраста обучающихся, их интересов. Я буду рада, если информационные пятиминутки помогут и вам на занятиях сосредоточить внимание детей, заинтересовать их, повысить поисковую деятельность.