Вирюкина Светлана Павловна
Воспитатель
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 138 «Песенка» г. Брянска
Г. Брянск
Информационно-коммуникационные технологии в работе ДОО
Аннотация: В статье рассматривается понятие информационно-коммуникационных технологий, цель их использования в дошкольной образовательной организации. Также в данной работе проанализированы такие направления применения информационно-коммуникационных технологий в работе детского сада, как организация сетевого взаимодействия с вышестоящими организациями и внутри организации, использование их в воспитательно-образовательном процессе, при взаимодействии с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования является одним из основных документов в области дошкольного образования. Согласно ему образовательное пространство дошкольной образовательной организации должно быть оснащено техническими средствами обучения и воспитания. Кроме того, в профессиональном стандарте педагога содержится достаточно большое число позиций, связанных с информационно-коммуникационными компетенциями, которые делятся на две группы:
- технологические, которые включают в себя владение информационными технологиями;
- методические, подразумевающие владение методами применения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе[3].
Этот стандарт распространяется и на воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Под информационно-коммуникационными технологиями (далее ИКТ) понимаются технологии, основной задачей которых является обеспечение фиксации информации, её обработке, хранении, передачи, распространении и раскрытии посредством компьютеров, программного обеспечения и средств электронной связи. ИКТ включают в себя методы и программно-технологические средства, которые позволяют в значительной мере снизить всю сложность процесса использования информации.
Целью использования ИКТ в дошкольной образовательной организации являются оптимизация и повышение качества образования, формирование устойчивой положительной мотивации дошкольников к образовательному процессу [3].
Бондаренко А. А. в своей статье отмечает три основных направления применения ИКТ в работе ДОО, первое из которых включает в себя организацию сетевого взаимодействия с вышестоящими организациями, внутри организации [1]. Данный компонент подразумевает под собой контроль, отчетность, документооборот, интернет административные ресурсы, организацию воспитательного процесса, а также сайты образовательных, коррекционных и медицинских центров, сайты общественных организаций, электронную периодику и электронные издания, блоги педагогов ДОУ.
Вторым направлением применения ИКТ в работе ДОО является их использование в организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Суть его реализации заключается в гармоничном соединении ИКТ с традиционными средствами развития ребенка, формами и методами организации педагогического процесса, направленного на реализацию программно-методических задач дошкольного образования. ИКТ позволяют педагогам дошкольного учреждения показывать необходимую для освоения детьми информацию на экране в игровой форме, что вызывает у воспитанников огромный интерес. Таким образом, материал преподносится в доступной для ребёнка форме, ярко, образно, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста. ИКТ дают возможность привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией. Красильникова Л. В. и Вялова Н. В. в своей работе также отмечают, что введение компьютера в систему дидактических средств ДОО может стать сильным фактором обогащения интеллектуальной основы умственного, эстетического, социального и физического развития ребенка. Средства ИКТ особым образом обогащают и обновляют дидактику детского сада, способствуют развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов [2]. Кроме того, использование ИКТ позволяет расширить творческие способности самого педагога, помогает совершенствоваться в профессиональном мастерстве.
Третьим направлением использования ИКТ в ДОО является их применение в процессе взаимодействия с родителями для более эффективного решения образовательных задач. ИКТ позволяют использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения с помощью презентаций, видео и фотоматериалов о деятельности ДОО в целом и конкретной группы, в частности личных блогов воспитателей, скайпа [1].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что активное использование ИКТ в системе ДОО позволяет повысить качество образования, сделать его более эффективным.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко А. А. ИКТ в организации работы ДОУ // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5. – С. 439-440.
2. Красильникова Л. В., Вялова Н. В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста // ПНиО. - 2018. - №3 (33). – С. 217-225.
3. Куликова Е.А., Белинова Н.В. Особенности использования ИКТ в дошкольном образовании // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-ikt-v-doshkolnom-obrazovanii (дата обращения: 17.04.2020).