Учебно-методический материал «Информационные ресурсы общества»
Н.Н. Мухина
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА
учебно-методическое издание
Казань, 2017
Печатается по решению Ученого совета Казанского государственного института культуры.
Рецензенты:
Р.Н. Исмагилова - кандидат педагогических наук, директор «МБУК ЦБС г. Казани».
С.Д. Бородина – доктор педагогических наук, профессор КазГИК.
Мухина, Н.Н.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ОБЩЕСТВА: учеб.-метод. изд. / Н.Н. Мухина; науч. ред. А.Р. Абдулхакова. – Казань, 2016. – с.
Учебно-методическое издание содержит тематику семинарских и лабораторно-практических занятий, тестовые занятия для контроля знаний, полученных в ходе теоретических и практических занятий. Издание предназначено студентам, обучающихся по направлению подготовки 43.02.02 «Документоведение и архивоведение».
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….4
Семинарские занятия…………………………………………………………7
Лабораторно-практические занятия…………………………………………11
Тестовые занятия……………………………………………...……………..28
Список рекомендуемой литературы………………………………………..46
Терминологический словарь…………………………..……………………50
Введение
Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы.
Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие: всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает.
Курс «Информационные ресурсы общества» основывается на деятельностном подходе к проблемам функционирования культуры и информационных ресурсов о ней в обществе на уровне государственных и общественных институтов, хранящих, создающих, потребляющих и распространяющих информацию о культуре на основе традиционных и информационных технологий. В курсе «Информационные ресурсы общества» предполагается использование различных форм занятий, позволяющих студентам осваивать материал не только на ознакомительном уровне, но и креативном, т.е. обеспечивающем умение творчески использовать материал для самостоятельно работы и в практической деятельности.
В ходе изучения дисциплины реализуются следующие компетенции:
ОПК-4 – владение навыками использования компьютерной техники и информационных технологий в поиске источников и литературы, использовании правовых баз данных, составлении библиографических и архивных обзоров;
ПК-2 – владение основами информационно-аналитической деятельности и способностью применять их в профессиональной сфере;
ПК-4 – способность самостоятельно работать с различными источниками информации;
ПК-12 - способность выявлять и отбирать документы для разных типов и видов публикаций.
Объектом изучения дисциплины являются отраслевые информационные ресурсы общества.
Предметом – типо-видовая структура информационных ресурсов, потребители информационных ресурсов.
Цели изучения дисциплины:
а) формирование представления о системе информационных ресурсов;
б) получение целостного представления о потребителях информационных ресурсов;
в) типо-видовая структура информационных ресурсов.
В результате изучения дисциплины решаются следующие задачи:
а) формирование целостного представления о системе информационных ресурсов;
б) получение целостного представления о потребителях информационных ресурсов;
в) анализ типо-видовой структуры информационных ресурсов.
В настоящее издание включена тематика семинарских занятий, задания для лабораторно-практических занятий. Тестовые задания, представленные в практикуме, помогут студентам проверить свои знания, полученные в результате изучения дисциплины «Информационные ресурсы общества». Также в издании представлен терминологический словарь и литература в помощь изучению курса.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинар 1. Личные библиотеки в системе информационных ресурсов общества.
Вопросы для обсуждения:
Личные библиотеки: определение, истоки, основные тенденции развития.
Личная библиотека как историко-культурный источник.
История создания и изучение личных библиотек отдельных персоналий.
Литература:
Баринов, Л. Собрание императрицы (личная библиотека Александры Федоровны) / Л. Баринов // Библиотека. - 2002. - С. 62-64.
Ковригина, С. Императрица Александра Федоровна в кругу семьи и ее библиотека / С. Ковригина // Библиотековедение. - 2002. - № 3. - С. 64. - 71.
Лабынцев, Ю.Я. Книжное наследие Н.П. Румянцева / Ю.Я. Лабынцев. - М.: Наука, 2004. - 208 с.
Лошаковская, З. Имам Шамиль - библиограф с поликультурным кругом чтения / З. Лошаковская // Библиография. - 2004. - № 3. - С.87-90.
Мартынов, Г. Библиотека В.Д. Набокова: к истории формирования и гибели / Г. Мартынов // петербургская библиотечная школа. - 2002. - № 1. - С. 18-25.
Масевич, В.В. Обосновныхтенденцях развития личных библиотек / В.В. Масевич // Кн. дело. - 1994. - № 5. - С. 39-41.
Матиева, А. Судьба библиотеки М.М. Ковальских / А. Матиева // Библиотековедение. - 2003. - № 2. - С. 102-106.
Муравьева, И. Личные библиотеки ректоров / И. Муравьева // Библ. дело. - 2005. - № 1. - С.34-37.
Мыльников, А.С. Каталоги библиотек ученых как историко-культурный источник / А.С. Мыльников // Сов.библиогр. - 1986. - № 5. - С. 38-45.
Покровская, З. Частные библиотеки в истории русской культуры / З. Покровская // Национальная библиотека в современном социокультурном процессе: тез.сообщ. / РГБ. - М.: Пашков Дом, 2002. - С. 369-371.
Шавыркина, И.Я. Личная библиотека. Культурно-исторический анализ: монография / И.Я. Шавыркина. - М.: Союз, 2000. - 200 с.
Шагиахметова, Г. Иван Алексеевич Второв и его библиотека / Г. Шагиахметова // Библиотековедение. - № 2. - С. 74-79.
Шестернева, Е. Частные библиотеки: от книжных собраний до электронных ресурсов / Е. Шестернева // Вестник БАЕ - 2003. - № 3. - С. 78. - 81.
Семинар 2. Музей в системе информационных ресурсов общества.
Вопросы для самоподготовки:
1. Музей: определение, классификация, функции.
2. ИРО как объект музейной деятельности: специфика.
3. Формы и методы обслуживания пользователей в музее.
Литература:
Библиотека Эрмитажа в именах и собраниях: каталог выставки / Гос. Эрмитаж. - СПб., 1994. - 88 с.
Джентили А. Лондонская Национальная галерея: Альбом. М.: Слово/Slovo, 2000. 606 с. (Великие музеи мира).
Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отраслевых архивах: справочник. - М., 1991. - 590 с.
Малов В. И. Музеи. М.: Слово/Slovo, 2000. 48с. (Что есть что).
Музеи России: Справочник. Художественные, искусствоведческие, архитектурные, литературные / М-во культуры России. - М., 1993. - 270 с.
Пилко, И. С. Библиографическое отражение деятельности музея-заповедника / И.С. Пилко // Библиография. - 2012. - № 2. - С.78-87.
Семинар 3. Архив в структуре информационных ресурсов общества.
Вопросы для обсуждения:
Зарождение и становление архива.
Документы архива, их трансформации.
СБА архива как отражение его содержания. Поисковые возможности.
Исползование электронных технологий в деятельности современного архива.
Литература:
Горохова, Л. В. Архивное дело в Татарстане(1940-2001 гг.: учеб.пособие для студентов,обучающихся по спец.020800"Историко-архивоведение" / Гл.арх.упр.прикаб.министров РТ,КГЭУ. Казань: Гасыр, 200. 159с.
Карманов И.И. Автоматизация проверки мультимедийного контента в Центральном государственном архиве аудиовизуальных документов Республики Татарстан // Вестник архивиста. 2016. № 1. С. 301-3013
Крайская, З.В. Архивоведение: учебник / З.В. Крайская, Э.В. Челлини. - М: Норма, 1996. - 224 с.
Козлов, В.П. Архивная служба России и российская государственность: опыт 80 лет / В.П. Козлов // Отечественные архивы. - 1998. - № 6. - С. 9-17.
Козлов, В.П. Символ государственности / В.П. Козлов // Мир библиографии. - 1999. - № 6. - С. 15-18.
Лебедев А. Первый черновик истории: [к 90-летию Государственного архива печати РТ] // Республика Татарстан. 2016. - № 187. - С.6.
Пихоя, Р.Г. Современное состояние архивов России / Р.Г. Пихоя // Новая и новейшая история. - 1993. - № 2. - С. 3-10.
Тюнеев, В.В. Архивное наследие стран СНГ: хранение, доступ, использование / В.В. Тюнеев // Отечественные архивы. - 1998. - № 5. - С. 3-10.
ЛАБОРАТОРНО-ПРКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторно-практическое занятие № 1.
Тема: Музеи, архивы, библиотеки в структуре информационных ресурсов общества.
Методические указания: перед началом выполнения данного лабораторно-практического задания происходит знакомство с лекционным материалом по характеристике музеев, архивов и библиотек как одних из главных хранителей и создателей информационных ресурсов общества.
Цель: знакомство с современной деятельностью музея, архива, библиотеки.
Содержание: экскурсии по названным учреждениям.
По окончании всех экскурсий студент делает письменный сравнительный анализ, в частности музеев и других учреждений, на предмет объекта деятельности музея, его экспозиции, массовой работы и т.д.
Лабораторно-практическое занятие № 2.
Тема: Деятельностная структура культуры общества.
Методические указания: перед началом выполнения данного лабораторно-практического задания происходит знакомство с лекционным материалом по истории и современному состоянию структуры культуры и искусства общества. Студент знакомится с видами и областями искусств, а также с типологией информационных ресурсов.
Цель: выявить уровень общих представлений студента по истории и современному состоянию культуры и искусства, его жанры.
Содержание: студент отвечает на вопросы теста, предлагаемые преподавателем.
Вариант 1.
Определите, к какому виду искусства информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Осовицкая, З.Е. В мире музыки: учеб.пособие по музыкальной литературе: первый год обучения / З.Е. Осовицкая. - М.: Музыка, 1999. - 199 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: партитура, клавиатура, вариант рукописи, тема?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
биографическая
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
летопись жизни и творчества
картина
речь
обзор
4. К каким видам искусств относится фотоискусство?
Вариант 2.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Зорина, А.П. "Могучая тучка": крат.очерк / А.П. Зорина. - М.: Музыка, 1999. - 96 с. - (Музыкальная библиотека для юношества).
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: набросок, рисунок, этюд, план.
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
собственно художественная информация
телеграмма
либретто
диссертация
словарь языка писателя
4. К каким видам искусства относится архитектура?
Вариант 3.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Брянцева, В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран: второй год обучения. - М.: Музыка, 1999. - 182 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: постановочный план, рисунок, материалы репетиции?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
биографическая
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
гранки
доклад
каталог музея
рецензия
4. К каким видам искусства относится киноискусство?
Вариант 4.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Чужое: опыты преодоления: очерки по истории культуры Средиземноморья / Ин-т востоковедения РАН. - М.: Алетейа, 1998. - 380 с. - (Око).
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: модели в различных материалах, негатив, проект, рисунок?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная литература
биографическая
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
роман
рецензия
интервью
семинарий
4. К каким видам искусства относится радиоискусство?
Вариант 5.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Пушкинские чтения, 1998: тез.докл. науч. чтений к 110-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1998. - 71 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: мотив, партитура, вариант рукописи.
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
биографическая
искусствоведческая
научно-вспомогательная
видеоматериалы
картина
обзор
персональные энциклопедии
4. К каким видам искусств относится декоративно-прикладное искусство?
Вариант 6.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Мейер, К.: Шостакович: жизнь. Творчество. Время: перевод. - СПб.: DSCH: Композитор, 1998. - 551 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: чертеж, план, проект, макет, набросок?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
биографическая
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
сценарий
картотека рукописей
монографии
письма
4. К каким видам искусства относится книжная графика?
Вариант 7.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Смирнова, Э.С. Русская музыкальная литература: для 6-7 классов детских музыкальных школ / Э.С. Смирнова; под ред. Т. Поповой. – М.: Музыка, 1998. – 135 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: рисунок танца, постановочный план, материалы репетиции?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
собственно художественная информация
биографическая
искусствоведческая
информационно-вспомогательная
путеводитель
обзор
либретто
речи
К каким видам искусства относится телеискусство?
Вариант 8.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Гаррик. Волков. Щепкин. Катков. Салтыков-Щедрин: биогр. повествования / сост. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1998. – 501 с. – (Биографическая серия, 1890-1915. – Т.33).
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: монтажный лист, сценарий, варианты мизансцены?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I. собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.этюд
b.дневник
c.каталог рукописи
d.статья
К каким видам искусств относится компьютерная графика?
Вариант 9.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Культура и текст. Литературоведение: сб. науч. тр. / М-во образ.и проф. образования РФ. – СПб., Барнаул: Изд-во БГПУ, 2000. – 220 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: гранки, корректура, варианты рукописей, черновики?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I. собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.рецензии
b.библиография текстов
c.ноты
d.телеграммы
К каким видам искусства относится цирковое искусство?
Вариант 10.
Определите к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Мольер, Ж.Б. Комедии: пер. с фр. / Ж.Б. Мольер; вступ. ст. и коммент. В.А. Лукова. – М.: Дет. лит., 1999. – 296 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: рисунок, этюд, эскиз?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.статья
b.семинарий
c.киносценарий
d.аудиозапись
К каким видам искусства относится дизайн?
Вариант 11.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Арбор, Д. Очарование страсти: роман: пер. с англ. / Д. Арбор. – М.: Центрполиграф, 2000. – 202 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: варианты мизансцены, монтажный лист, сценарий, постановочный план?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.обзор
b.учебник
c.картотека «Н. Вискве»
d.переписка
К каким видам искусства относится скульптура?
Вариант 12.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Строфы века-2: антология мировой поэзии в русских переводах XX в. / сост. Е. Витковский. – М.: Полифакт, 1998. – 1186 с. – (Многотомная подписная серия «Итоги века.Взгляд из России»).
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: мотив, фраза, партитура.
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.комментарий
b.партитура
c.интервью
d.словарь языка писателя
К каким видам искусства относится театр?
Вариант 13.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Байбордин, А.Г. Воля: повести и рассказы: избранные произведения / А.Г. Байбордин. – Иркутск: Письмена, 2001. – 352 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: проект, чертеж, макет, негатив?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.диссертация
b.письма
c.портрет
d.летопись жизни и творчества
4. К каким видам искусства относится литература?
Вариант 14.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Ильин, А.Н. Киллер из шкафа / А.Н. Ильин. – М.: ЭКСМО-пресс, 2000. – 460 с.
К какой области искусствва могут быть отнесены подготовительные материалы: записные книжки, конспекты, гранки?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.монография
b.дневники
c.персональные энциклопедии
d.либретто
К каким видам искусства относится музыка?
Вариант 15.
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Николай Иванович Названов: каталог персональны выставок, посвященный 75-летию со дня рождения / сост. Н.С. Оснина. – Саранск, 2003. – 25 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: рисунки, наброски, эскизы, гранки
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.этюд
b.учебник
c.каталог выставок
d.мемуары
К каким видам искусства относится хореография?
Вариант 16
Определите, к какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Соловьев, Ю.С. Музыкальная культура современного общества: филос.-эстет. исслед. / Ю.С. Соловьев. – Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 1998. – 13 с.
К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы: проект, макет, модели в различных вариантах, негатив?
Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
I.собственно художественная информация
II.биографическая
III.искусствоведческая
IV.информационно-вспомогательная
a.эскиз
b.библиографиялтературы
c.обзор
d.речи
К каким видам искусства относится театр?
Лабораторно-практическое занятие № 3.
Тема: Знакомство с текущими библиографическими пособиями НИЦ "Информкультура", РКП, ВНТИЦ по культуре и искусств
Методические указания: перед началом выполнения данного лабораторно-практического задания происходит знакомство с деятельностью библиотечно-информационных центров по созданию библиографических пособий, отражающих информационные ресурсы по культуре и различным видам искусств.
Цель: знакомство с современными реферативно-библиографическими источниками, издаваемыми НИЦ "Информкультура", РКП, ВНТИЦ.
Содержание: анализ следующих библиографических пособий: "Музейное дело и охрана памятников", "Культура. Культурология", "Зрелищные искусства", "Социокультурная деятельность в сфере досуга", "Музыка", "Эстетическое воспитание", "Изобразительное искусство", "Библиотечное дело и библиография", "Нотная летопись", "Книжная летопись", "Бюллетень регистрации НИР", "Современная художественная литература за рубежом", "Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Литературоведение", "Общие проблемы культуры и искусства", "Культурно-просветительская работа». Любительская деятельность в сфере досуга" по следующим параметрам:
библиографическое описание БП;
дата начала выпуска БП;
временной интервал выхода БП за год (количество выпусков);
хронологические рамки отбора литературы в БП;
виды и типы литературы, включенной в БП;
содержательный аспект включенной в БП литературы;
что представляет из себя библиографическая запись в БП.
языковой состав включенной в БП литературы;
вспомогательные указатели БП.
По окончании анализа студент формирует картотеку изданий.
Лабораторно-практическое занятие № 4.
Тема: Поиск в системе текущих библиографических пособий по культуре и искусству.
Цель: определение и закрепление поисковых возможностей данных изданий.
Содержание: студент получает один вариант заданий, которые необходимо выполнить, используя проанализированные ранее библиографические пособия.
Вариант 1.
Подберите новую литературу для специалистов о музыкальной педагогике.
Подберите нотные сборники для пения соло.
Подберите литературу последних лет издания о правовых аспектах деятельности музеев в современных условиях.
Какие статьи о творчестве О. Ефремова были опубликованы в последнее время?
Какие исследования в области теории литературы ведутся сегодня?
О чем рассказывается в произведении кубинского писателя Х. Дианса «Знаки земли»?
Подберите специалисту новую литературу о творчестве С. Довлатова.
Какие статьи, посвященные К. Малевичу, были опубликованы в последнее время?
Какие статьи были изданы за последние годы о путях развития СМИ в современных условиях?
Какие работы о военно-патриотических клубах были опубликованы в текущем году?
Вариант 2.
Подберите для специалиста новую литературу о В. Мурадели.
Подберите нотные издания для оркестра народных инструментов.
Подберите для специалиста новую литературу о методах реставрации рукописей.
Какие статьи о Государственном академическом театре оперы и балета «Эстония» были опубликованы в последнее время?
Какие учреждения занимаются сегодня исследованиями в области прикладного искусства?
Чему посвящен сборник новелл финского писателя Туре Янссона «Честная игра»?
Каким проблемам были посвящены новые статьи литературоведа T. Fontane?
Какие статьи, посвященные изобразительному искусству, были опубликованы в последнее время в журнале «Знание-сила»?
Подберите новые статьи о междисциплинарном подходе в изучении культуры.
Какие работы о книголюбительстве были опубликованы в текущем году?
Вариант 3.
Подберите для специалиста новую литературу на тему «Использование микро-ЭВМ в музыкальном творчестве»?
Подберите музыку к детским радиопостановкам.
Какие справочные издания по музейному делу были изданы в последнее время?
Какие статьи, посвященные спектаклю «Ланцелот», были опубликованы в последние годы?
Какие учреждения занимаются сегодня исследованием проблем печати?
Чему посвящен роман испанского писателя Рамона де Эспанья «Солнце, любовь и море»?
Подберите специалисту новые публикации на тему «Литература и религия».
Подберите новую литературу о художественных изделиях из керамики.
В каких публикациях последних лет затрагивались вопросы философии культуры?
Какие работы Т. Зайцевой по вопросам досуговой деятельности были опубликованы в текущем году?
Вариант 4.
Какие статьи, посвященные музыке, были опубликованы в последние годы в журнале «Наука и жизнь»?
Подберите хоровые партитуры для смешанного хора.
Какие работы Л. Коган, посвященные музейной проблематике, были опубликованы недавно?
Какие статьи о канадской цирковой группе «Цирк дю Солей» были опубликованы в этом году?
Какие научные исследования ведутся сегодня в области взаимосвязи литератур?
О чем рассказывается в произведении венгерского писателя А. Шимонфи «Ржавая осень»?
Подберите для специалиста новую литературу о женских образах в английской литературе.
Подберите специалисту новые публикации о художественных выставках за рубежом.
Какие статьи в последнее время были изданы о процессах урбанизации и культуры.
Подберите новые библиографические издания об учреждениях культуры.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТЕСТ 1.
1. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, – это
А.справочно-библиографический аппарат библиотеки
Б.библиотечный фонд
В.информационные ресурсы
2. Уровень развития общества в целом и любого его элемента – это
А.искусство
Б.культура
В.образование
Г. культурно-просветительная работа.
3. Обеспечение преемственности культурного наследия - это:
А. культуроохранительная функция
Б. трансляционная функция
В.созидательная функция
4. Предоставление в распоряжение пользователя необходимых им информационных продуктов – это
А. информационная услуга
Б. информационное обслуживание
В. Информационный мониторинг
5. Включенной информационной деятельностью занимаются:
А. библиотеки
Б. аптеки
В. музеи
6. Информационная деятельность является основной для:
А. вузов
Б.служб НТИ
В.архивов
Г. служб быта
7. Информационная деятельность является вспомогательной для:
А.архивов
Б.аптек
В.магазинов
Г.кинопроката
8. Собирают и хранят неопубликованные документы:
А.архивы
Б.библиотеки
В. ТВ
9. К какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Строфы века-2:антология мировой поэзии в рус.переводах ХХ века/сост.Е.Витковский.-М.:Полифакт,1998.-186 с.- (Многотомная подписная серия «Итоги века. Взгляд из России»)
А.художественно-креативная
Б.научно-исследовательская
В.критико-публицистическая
10.К какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Пушкинские чтения (1998.Санкт-Петербург): тез.докл. науч. чтений к 110-й годовщине со дня рождения А.С.Пушкина.-СПб,1998.-71с.
А.художественно-креативная
Б.научно-исследовательская
В.критико-публицистическая
11. К какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Ильин,А.Н. Киллер из шкафа.-М.:Эксмо-Пресс,2000.-460с.
А.художественно-креативная
Б.научно-исследовательская
В.критико-публицистическая
12. К какому виду информационно-созидательной деятельности относится данное издание:
Зорина,А.П. «Могучая кучка»: крат. очерк.-М.:Музыка, 1999.-96с.
А.художественно-креативная
Б.научно-исследовательская
В.критико-публицистическая
13.К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы - мотив, фраза, партитура?
А. музыка
Б. ИЗО
В. кино
14. К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы – гранки, корректура, черновики рукописей?
А. музыка
Б. дизайн
В. литература
15.К какой области искусства могут быть отнесены подготовительные материалы – партитура, клавир, тема?
А. ИЗО
Б. хореография
В. музыка
16.Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
А.собственно-художественная информация 1.Летопись жизни и творчества
Б.библиографическая 2. картина
В.искусствоведческая 3.речь
Г.информационно-вспомогательная 4.обзор
17.Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
А.собственно-художественная информация 1.путеводитель
Б.библиографическая 2. обзор
В.искусствоведческая 3.либретто
Г.информационно-вспомогательная 4.речь
18. Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
А.собственно-художественная информация 1.этюд
Б.библиографическая 2. дневник
В.искусствоведческая 3.каталог рукописей
Г.информационно-вспомогательная 4.статья
19.Установите соответствие по характеру информационных ресурсов:
А.собственно-художественная информация 1.диссертация
Б.библиографическая 2. письмо
В.искусствоведческая 3.портрет
Г.информационно-вспомогательная 4.летопись жизни и творчества
20.К каким видам искусства относится театр?
А.временные
Б. пространственные
В. пространственно-временные
21. К каким видам искусства относится цирковое искусство?
А.временные
Б. пространственные
В. пространственно-временные
22. Новую литературу о В.Мурадели можно подобрать, используя указатель:
А.Музыка
Б.Музейное дело
В.Нотная летопись
Г.Общие проблемы культуры и искусства.
23. Новую литературу о Государственном академическом театре оперы и балета «Эстония» можно подобрать, используя указатель:
А.Музыка
Б.Музейное дело
В.Нотная летопись
Г.Общие проблемы культуры и искусства.
24. Новые статьи о книголюбительстве можно подобрать, используя указатель:
А.КПР. Любительская деятельность в сфере досуга.
Б.Зрелищные искусства
В.Бюллетень регистрации НИР
Г.Общие проблемы культуры и искусства.
25.Новые статьи о путях развития СМИ в современных условиях можно подобрать, используя указатель:
А.Общие проблемы культуры и искусства
Б.Зрелищные искусства
В.Музыка
Г.Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.
26. Новую литературу о женских образах в английской литературе можно подобрать, используя указатель:
А.Общие проблемы культуры и искусства
Б.Зрелищные искусства
В.Музыка
Г.Новая литература по социальным и гуманитарным наукам.
27. Современная музейная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач, – это
А.МАРК
Б.ИРБИС
В,КАМИС
28.Этот научно-исследовательский институт возник как своеобразный памятник А.С.Пушкину и был открыт в 1905 году:
А. Институт мировой литературы им. М.Горького.
Б. Институт русской литературы АН РФ
В. ИНИОН
29. Дагеротипия - на начальном этапе так называли:
А. кино
Б. фотографию
В. фонограф
30. Организация первого государственного архива в России относится к:
А.16в.
Б.17 в.
В. 18в.
31. Какой из справочных изданий дает информацию на уровне «архив- фонд»?
А. путеводитель по архиву
Б. обзор фонда
В. каталог
32.Какая запись архивного документа сделана правильно?
А.Ф.420, оп.5, д.233, л.45.
Б. Оп. 5, ф. 420,л.45,д.233.
В. Д.233,ф.420,оп.5.л.45.
33. Базовый архивный справочник, представляющий собой систематический перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, – это…
А.обзор документов
Б.опись дел
В. путеводитель
34. Торжественные общегреческие праздники в честь муз, во время которых проходили состязания между поэтами и художниками, - это…
А.фестиваль
Б.музей
В.архив.
35.Отношение музея к дисциплине или к комплексу наук, отрасли – это…
А. структура музея
Б.профиль музея
В. специализация музея.
36.Какой из данных музеев не относится к музеям естественно-научного профиля?
А.биологический
Б.антропологический
В. горного дела
Г. экологический
37.Какой из данных музеев не относится к музеям технического профиля?
А.политехнический
Б.автотранспортный
В.художественных ремесел
Г. связи
38.Определение того, кто изображен на картине, - это:
А.искусствоведческая атрибуция
Б. историческая атрибуция
В. смешанная.
39.Какой каталог музея отражает все фактические сведения о предмете, историю его изучения, экспонирования, библиографию по предмету и др.?
А. справочный каталог
Б. научный каталог
В. учетный каталог
40. Какие творческие союзы создают собственные ИР?
А. Союз художников
Б.Союз дизайнеров
В.Союз потребителей
Г.Союз промышленников
ТЕСТ 2.
Список условных сокращений, используемых в тесте:
ИРЛИ – Институт русской литературы.
ИМЛИ – Институт мировой литературы.
РИК – Российский институт культурологии.
РГАЛИ – Российский государственный архив литературы и искусства.
РГИА – Российский государственный исторический архив.
РГАФД – Российский государственный архив фонодокументов.
РГА КФД - Российский государственный архив кинофотодокументов.
РГАДА - Российский государственный архив древних актов.
РГАНИ- Российский государственный архив новейшей истории.
РГВА – Российский государственный военный архив.
Вопросы:
Какое из информационных агентств выпускает «Президентский вестник»:
ИТАР-ТАСС
РИА «Вести»
Интерфакс
РИА «Новости»
«Единая новостная лента» является продуктом информационного агентства
ИТАР-ТАСС
РИА «Вести»
Интерфакс
РИА «Новости»
РИА «Вести» входят в систему агентств
Национальных
Специализированных
региональных
сетевых
Какое из перечисленных агентств не является государственным:
ИТАР-ТАСС
РИА «Вести»
Интерфакс
РИА «Новости»
Какое из социально-культурных агентств не является государственным:
агентство социальной информации
Прима News
Телескоп
Интермедиа
Организация конкурса в музее является источником комплектования
Оперативного
Инициативного
Обменного
экспедиционного
Рисунки писателя входят в раздел фонда
Рукописного
изобразительного
книжного
вещевого
Портреты писателя, выполненные в технике гравюры, входят в раздел фонда
Фототеки
Изобразительного
Фильмотеки
рукописного
Изображения предметов, находящихся в музее, хранятся в разделе фонда
Фильмотеки
Изобразительного
Фототеки
вещевом
Муляжи входят в состав фонда:
Основного
Дублетного
мемориального
научно-вспомогательного
Какой из учетных документов создается в последнюю очередь
книга поступлений
акт о приемке
научный паспорn
инвентарная книга
Фонды какой организации послужили основой для создания РГАЛИ
Российской национальной библиотеки
ИРЛИ
Литературного музея
РИК
Какой архив содержит материалы кинохроники начала XX века
РГАЛИ
РГАДА
РГВА
РГИА
Документы об Иване Грозном находятся в архиве
РГАЛИ
РГАДА
РГВА
РГИА
Какой архив содержит коллекцию голосов писателей
РГАЛИ
РГА КФД
РГИА
РГАФД
Какой архив хранит документы о ситуации в России 90-х гг. XX в.?
РГА КФД
РГИА
РГАДА
РГАНИ
Документы какой организации не передаются в РГАЛИ:
Третьяковской галереи
журнала «Новый мир»
Казанской консерватории
Театра «Современник»
В каком году был создан РГАЛИ?
1905
1931
1941
1961
В каком разделе фонда РГАЛИ будут содержаться документы о С. Прокофьеве
Литературном
Музыкальном
Изобразительном
киноискусстве
В литературном фонде писателей РГАЛИ не присутствуют документы о
Ф. Гладкове
К. Паустовском
А. Бенуа
М. Светлове
В разделе русского театрального искусства РГАЛИ отсутствуют документы о
В. Мейерхольде
С. Танееве
М. Петипа
А. Яблочкиной
Архив камерного театра входит в состав архивохранилища РГАЛИ
личного происхождения
печатных изданий
учреждений и организаций
микрофотокопий
На какую операцию РГАЛИ не имеет права
получать гранты
оказывать платные услуги
выставлять документы на аукцион
принимать документы в дар
В какой рубрике тематического рубрикатора к БД «Культура и быт русского дворянства XVIII – начала XXвв.» следует искать документы о литературных салонах ½ XIX в.
культура дворянского сословия
общественный быт дворян
домашний быт дворян
история дворянских родов
Проект «Сказки выходного дня» реализован в
литературном музее
РГАЛИ
Российской национальной библиотеке
ИРЛИ
Литературный музей был основан в
1921
1934
1938
1954
В какой организации есть отдел «Древлехранилище»
литературном музее
РИК
ИРЛИ
РГАЛИ
Основателем «Древлехранилища»
В. Малышев
А. Орлов
В. Перетц
М. Успенский
Серию «Памятники русского фольклора» создают ученые
ИМЛИ
РИК
Института этнографии АН РФ
ИРЛИ
Фонозаписи народно-поэтического творчества хранятся в
РГАЛИ
ИРЛИ
РГА ФД
РГАДА
Сборники «Писатель, исследования и материалы» - продукт
ИМЛИ
РИК
ИРЛИ
РГАЛИ
«Летопись жизни и творчества» как тип справочного издания сформировалась в
ИМЛИ
РИК
ИРЛИ
РГАЛИ
Исторический курс «История русского современного романа» создан учеными
рукописного отдела ИРЛИ
литературы XVIII в.
литературы XIX в.
Новейшей русской литературы
Фундаментальный библиографический указатель «История русской литературы XIX в.» был подготовлен специалистами
ИМЛИ
ИРЛИ
РИК
Литературного музея
Теоретическими проблемами музееведения занимаются ученые
Литературного музея
ИРЛИ
РИК
ИМЛИ
Список рекомендуемой литературы
Библиотека Эрмитажа в именах и собраниях: каталог выставки / Гос. Эрмитаж. СПб., 1994. 88 с.
Горохова Л.HYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=11876&TERM=%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" В. Архивное дело в Татарстане(1940-2001 гг.: учеб.пособие для студентов,обучающихся по спец.020800"Историко-архивоведение" / Гл. арх. упр. при каб.министров РТ,КГЭУ. Казань: Гасыр, 2003. 159с.
Государственные архивы СССР: справочник. М., 1989. 21 с.
Государственные архивы РСФСР: справочник-путеводитель. М., 1980. 368 с.
Гумерова Г.Р. Информационные ресурсы: теория и практика управления // Актуальные проблемы экономики и права / гл. ред. В.Г. Тимирясов. 2010. № 4. С.178-182.
Документы ГАФ СССР в библиотеках, музеях и научно-отраслевых архивах: справочник. М., 1991. 590 с.
Ермолаева, Л. Держим единую линию: [Духовное управление мусульман Татарстана и издательский дом "Хузур" запустили информ.-аналитический портал "Ислам против террора"] // Республика Татарстан. 2016. - № 146. - С. 2.
Ковалёва А. М. Краеведческий корпоративный ресурс «Алтайский край» // НТБ. 2012. № 5. С.60-67.
КолковаHYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=18932&TERM=%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9D.%20%D0%98.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" Н.И., Скипор И.Л. Терминосистема предметной области "электронные информационные ресурсы": взгляд с позиций теории и практики // Научные и технические библиотеки. 2016. № 7. С. 24-41 .
Краткий справочник по научно-отраслевым и мемориальным архивам/АН СССР. М., 1979. 114 с.
КунанецHYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=18932&TERM=%D0%9A%D1%83%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86,%20%D0%9D.%D0%AD.%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" Н.Э., Кут В.И. Информационные ресурсы библиотек для пользователей с ограниченными возможностями: история и перспективы // Научные и технические библиотеки. 2012. № 8. С.33-39: ил.
Кустова Е. М. Летописи земли Иркутской // Современная библиотека. 2012. № 2. С.66-67.
Лейба, А. А. О некоторых вопросах правового регулирования интернет-торговли в России / А. А. Лейба // Гражданин и право. 2016. № 9. С. 44-52.
Леонов В. П. Технобиблиография - новый этап развития библиографии // Библиография. 2011. №: 3. С.14-18.
Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР: указ.в 3-х т. М., 1962-1980.
ЛысиковаHYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=19980&TERM=%D0%9B%D1%8B%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" ОHYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=19980&TERM=%D0%9B%D1%8B%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus".HYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=19980&TERM=%D0%9B%D1%8B%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0,%20%D0%9E%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B0%20%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus"В. Музеи мира: учеб.пособие к интегрир. курсу "Музеи мира". М.: Флинта: Наука, 2002. 128с.: 8 л. фот.
Материалы к истории театральной культуры России ХУII – XX вв.: аннот. каталог. Вып. 1,2,3. / Рос.нац.б-ка. СПб., 1992.
Медведева Т. П. Культурная среда края // Современная библиотека. 2011. № 4. С.78-81.
Музеи России: Справочник. 4.1: Художественные, искусствоведческие, архитектурные, литературные / М-во культуры России. М., 1993. 270 с.
Ненахов Г.С. Информационные ресурсы зарубежных патентных ведомств и ВОИС в Интернете: метод. пособие для экспертов / Рос.агентство по пат. и товар. знакам; Инф.-изд. Центр. – М.: ИНИЦ, 2001. – 140 с.
Пилко И. С. Библиографическое отражение деятельности музея-заповедника // Библиография. 2012. № 2. С.78-87.
Подмазова Т.А., Бахтина Е.В., Шикова С.С. Архивные материалы по истории книги и книжного дела в СССР 1917-1967: указ.лит. М, 1974. 242 с.
Российский государственный архив литературы и искусства : путеводитель / Российский государственный архив литературы и искусства. М, [19--].
Вып. 9: Фонды бывшего спецхрана / Федеральное архивное агентство; ред. совет: Т.М. Горяева (председатель), Л.М. Бабаева, Л. Н. Бодрова [и др.]; сост.: Е. В. Бронникова, Т.Л. Латыпова: РОССПЭН, 2010. 694, [1] с.
Сводный указатель к Русскому Архиву П.И. Бартенева / сост.: А.Б.Каменский, А.Ю.К аменская .— М.: Аспект Пресс, 2001. 429с.
Справочники о составе и содержании фондов государственных архивов СССР: библиография. М., 1989. 34 с.
Справочники по истории, дореволюционной России: библиография. М., 1971. 515 с.
Федотова О. Информационные ресурсы: создание и продвижение // Библиополе. 2013. № 2. С. 2-5: ил.
Фишман О. П. Российская театральная библиография: состояние и проблемы // Библиография. 2011. № 1. С.123-128.
ХадсонHYPERLINK "http://85.233.77.7/cgi/zgate.exe?ACTION=follow&SESSION_ID=19980&TERM=%D0%A5%D0%B0%D0%B4%D1%81%D0%BE%D0%BD,%20%D0%9A%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D1%82%5B1,1004,4,101%5D&LANG=rus" К. Влиятельные музеи / пер. с англ. Л.Мотылева. Новосибирск: Сибир. хронограф, 2001. 194с.: фот.
Центральный государственный архив звукозаписей СССР: очерк-путеводитель. М., 1991. 241 с.
Центральный государственный архив литературы и искусства СССР: путеводитель: в 6 вып. М., 1951. 1988.
Юхновец Т.С. Информационные ресурсы библиотек в системе удовлетворения информационных потребностей студентов вуза // Научные и технические библиотеки. 2012. № 4. С. 12-17: ил.
http://arc.familyspace.ru/gosarchive
http://www.library.ru/3/biblionet/
Терминологический словарь
Архивный справочник - информационно-поисковая система, в которой поиск информации об архивных документах производится вручную.
Архивный фонд РФ – совокупность документов, отражающих материальную и духовную жизнь народов России и имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое или культурное значение.
Бренд – это образ в воображении посетителей; это идентификационная система, совокупность визуальных знаков.
Ведомственный архив – архив, находящийся в непосредственном подчинении соответствующей организации, не входящей в систему ГАС.
Государственный архив – архив, непосредственно подчиненный какому-либо органу управления архивным делом или местной администрации.
Иконография – 1.описание и изучение изображений какого-либо сюжета или лица в живописи и скульптуре; 2. совокупность таких изображений.
Информационные ресурсы – 1.отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах(библиотеках, архивах, фондах, банках данных и др. информационных системах); 2.совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.
Информационно-библиографические ресурсы – совокупность документальных и библиографических материалов, накопленных за всю историю развития печатного дела и библиографии, сохраняющая научно-практическое значение и используемая в практике.
КАМИС - современная информационная система, обеспечивающая решение широкого круга музейных задач: учет и хранение, каталогизация, подготовка выставок и экспозиций и др.
Коллекция - систематизированное собрание каких-либо предметов, представляющих обычно научный, художественный, исторический интерес.
Культура – 1.область деятельности, направленная на воспитание и образование, т.е. духовная сфера человеческой деятельности; 2. совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении.
Маргиналии - пометки, примечания на полях книги или рукописи.
Мемуары – записки, воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий.
Музей – учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую или художественную ценность.
Мультимедиа - коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающиеся звуком, видео, анимацией и другими аудиовизуальными эффектами, включающие интерактивный интерфейс и другие механизмы управления.
Опись дел – базовый архивный справочник, представляющий собой систематический перечень заголовков дел и предназначенный для раскрытия состава и содержания дел, закрепления их систематизации внутри.
Раритет – редкая, ценная вещь, редкость.
Электронная библиотека – вид информационной системы, хранящей и использующей документы в машиночитаемой форме.
Экспозиция – подбор и размещение каких-либо предметов или произведений искусства, выставляемых для обозрения.
51
Ширшова Наталья Владимировна