Учебно-методический материал «Календарь природы»
Сентябрь |
|||||
Дни недели |
Недели месяца |
Живая природа |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Условные обозначения
День недели |
Погода |
Птицы и насекомые |
||
|
||||
Пояснительная записка.
Изучив на дистанционных курсах материал Н.А. Рыжовой по экологическому воспитанию детей, решила скорректировать свою работу, разнообразить формы и методы.
Все явления в природе происходят в определённой последовательности. Ежегодно в определённом порядке, одно за другим идут времена года, месяц за месяцем. Один из доступных способов донести цикл смены времён года и месяцев до ребёнка, который только начинает понимать окружающую действительность, это использование практического метода обучения - моделирования. Модели способствуют усвоению детьми алгоритма закономерных изменений в природе.
Календарь природы - это графическая модель, которая отражает разнообразные, длительно происходящие явления и события в природе.
Цель работы с календарём природы - обеспечение успешного усвоения детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Пример ведения календаря - ширмы.
Данный календарь имеет три графы:"Дни недели", "Недели месяца" и "Живая природа".
Первая графа , обозначающая день недели, раскрашивается ребёнком в определённый цвет в соответствии с тем днём, в который проводится наблюдение.
Вторая графа разделена на четыре вертикальные полоски, обозначающие недели месяца, Для наблюдений можно выбрать любую, из них, но лучше вторую или третью. Таким образом, из четырех представленных в календаре недель заполняется лишь одна. Это дает возможность показать дошкольникам, сколько дней в месяце велись наблюдения, когда они проходили и когда возобновятся снова.
Заполнение календаря, т.е. собственно моделирование, производится значками и рисунком в полном соответствии с наблюдениями. Ежедневно после прогулки, во время которой дети наблюдали за природой, они под моим руководством закрашивают клетку дня недели и в соответствующем окошечке значками изображают погоду.
В середине недели, после рассматривания покрова земли, пня от дерева и куста, которые выбраны для отображения в календаре, дошкольники фотографируются и изображение размещается в разделе "Живая природа".
В конце недели, после специального наблюдения за птицами, насекомыми и другими сезонно появляющимися животными, дети изображают их значками или рисунками в графе "Недели месяца".
В итоге заполненная страница календаря имеет: раскрашенные клетки дней одной недели, заполненные значками окошечки "погоды", фотографии с изображением дерева, куста, покрова земли - все соответствует конкретному моменту состояния природы.
Работа строится с учетом конкретного содержания календаря, задач обобщения. Сначала обучаю детей читать календарь, т. е. определять смысловое содержание по представленному наглядно символическому обозначению, умению правильно ориентироваться на его плоскости; направляю внимание ребят на выявление закономерностей изменении в природе.
С помощью вопросов организую и направляю ход рассуждений детей, подвожу
их к выделению среди множества конкретных представлении смыслового стержня. В данном случае вопросы при обсуждении календаря рассматриваются как средство становления и активизации логического мышления детей.
С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий. любые из развивающихся явлений или событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений.
Щучкина Мария Леонидовна