Учебно-методический материал «Песочная игротерапия»
«Sand play» - песочная игротерапия.
В нашем системе образования провозглашен сегодня принцип вариативности , который дает возможность педагогическим коллективам выбирать и конструировать воспитательный процесс по любой модели , включая авторские.
В этих условиях воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологии, идей , направлении, не тратя время на открытие уже известного . Сегодня педагогическим грамотным специалистом нельзя, без изучения всего обширного арсенала образовательных технологии .
Любая технология обладает средствами , активизирующими деятельность ребенка , в некоторых же технологиях эти средства являются составляют главную идею и основу эффективности результатов .
К таким технологиям можно отнести и игровые технологии.
Сегодня многие детские учреждения имеют ванночки для песка и воды , но как оптимально использовать их мало кто знает. Часто на вопросы «Зачем Вам это нужно? Как вы с детьми играет в песок?» Многие работники отвечают: «Песок и вода нужны, чтобы дети чувствовали себя зимой как летом, а играть с ними даже не надо – они это делают сами. Интересно , что интуитивно педагоги подошли к таинству «песочной терапии», в основе которой лежит спонтанность проявления ребенка в песочных играх.
Ребенок проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок создавая картину собственного мира из песка, освобождается от напряжения . А самое главное , ребенок приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуации.
Перенос традиционных занятии в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект , нежели стандартные формы обучения.
Сейчас мы рассмотрим не сколько видов песочной игротерапии.
Игра которую я предлагаю сейчас поиграть относится к играм на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук «Чувствительные ладошки»
Начинаем наши игры!
Подвигайтесь-ка вперед!
До чего же вы ребята,
Удивительный народ!
Игра «Необыкновенные следы»
Положите руки на песок , оставьте отпечатки внешней и внутренней стороной. Важно задержать руки на песке , слегка вдавив ее и прислушаться к своим ощущениям .
-Мне приятно. Я чувствую прохладу (тепло)песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки, а что чувствуешь ты?
- я перевернул руки и мой ощущения изменились . Теперь я по другому чувствую шероховатость песка, по моему он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?
А сейчас мы с вами поиграем . Смотрите и повторяйте.
«Идут медвежата»- дети кулачками и ладонями с силой надавливают на песок.
«Прыгают зайцы»- кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигая в разных направлениях.
«Ползут змейки»- расслабленными / напряженными пальцами рук делают поверхность песка волнистой.
«Бегут жучки-паучки»- двигают всеми пальцами, имитируя движения насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом , «жучки здороваются».
«Кроказябла» - дети оставляют на песке самые разнообразные следы придумывать название для фантастического животного , который оставляет такие следы.
Следующая игра относится к одному из видов познавательных игр.
Географические игры .
Здесь мы узнаем как живут люди в разных уголках планеты. Моделируем в песочнице различные климатические зоны и жизнь в них.
Например, часто детям непросто представить себе жизнь в тропических многоярусных лесах. Фотографий недостаточно четки, изображение- плоское. Ставим фигурки экзотических деревьев , обвиваем их «лианами»- веревочками, размещаем на них фигурки обезьян , располагаем животных , отметим ,что даже дети с проблемами развития надолго запоминают материал проигранный в подобных играх.
Нету в тропиках берез,
Нету в тропиках осин,
В многоярусных лесах
Ждет чудес огромный мир!
Пальмы, финики, бананы
Обвиты лианами,
Мы попрыгаем по ним
Вместе с обезьянами.
Скучно обезьянке нужно пригласить друзей и заселить наш песочный тропик (выставляем на песок фигурки жирафа, слона, зебра и т.д.)Следующая игра на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения, обучения чтению и письму «Песочная грамота».
В одной сказочной стране жила маленькая рыбка. У рыбки был домик . Он в нем жил. Рядом с домиком росло дерево. Рыбка о нем заботилась, поливала его, разговаривала с ним , укрывала когда было холодно. У нашей рыбки было интересное имя – ее звали «С-с-с». Но самое удивительное было то , что рыбка могла произносить и говорить только свое имя : «С-с-с». Но оставим на некоторое время рыбку «с» и познакомимся еще с одним героем нашей сказки.
На другом островке (конце) сказочной страны тоже стоял домик. И рядом с домиком росло прекрасное дерево . А жил в этом домике другая рыбка. Звали его- «О». Также как и рыбка С, рыбка О умела произносить только свое имя . Когда ему было весело , он говорил: «О-о-о-о!» Когда он грустил , тихонько говорил «О-о-о-о», когда он узнавал что-то новое, удивлялся , он говорил: «О-о-о-о»
Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим , кто еще живет в этой сказочной стране . Посмотрите, в нашей стране есть еще один островок, а на островке стоит домик. Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы? Это еще один житель сказочной страны . познакомьтесь – рыбка К. И как другие жители этой сказочной страны , может произносить только свое имя : «К». Как он говорит когда он радуется? А когда грустит? А когда сердится А когда удивляется? Как то раз, рыбкам наскучило сидеть дома и они пошли страну посмотреть , да себя показать . Ведь им так хотелось иметь друзей. Вот встретились две рыбки Си О . Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно , произнес свое имя И когда их руки соединились , вдруг каждый из них произнес: «Со!» и «Ос!» Когда их руки соединялись , они могли произносить не только свое имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: «С», «О»
Рыбок очень обрадовало то, что они могут произносить
Что-то новое. И они взявшись за руки, пошли по дорожке,
Весело распевая: «Со» и «Ос». В это время рыбка К тоже гуляла
и вот вышла на дорожку по которой шли С и О.
Когда рыбка К увидела весело шагающих С и О она очень удивилась и произнесла К. С и О уже знали какие интересные
Вещи происходят когда соединяться руки. Поэтому они подбежали к рыбке К и взяли его за руки. И все они вместе
Произнесли каждое свое имя С О К.
А когда солнышко закатилось наступил вечер, наши рыбки
Разошлись по своим домам. Но каждый из них теперь знал,
Что он одинок, и когда ему захочется они вновь встретятся
Мы попрощаемся с нашими рыбками. И скажем до свидание
Нашему волшебному песку.