Научная статья «Инновации — условие для лучшего качества жизни»
Инновации сейчас смело можно назвать основным двигателем современного развития, условием роста экономики, человеческого потенциала, в конечном итоге условием для лучшего качества жизни. А если учесть, что все эти факторы происходят по-прежнему в рамках жесткой конкуренции на мировых рынках, то инновациями в полном смысле могут называться не любые новшества и изобретения, а лишь те, которые принесли определенный результат для людей, общества, государства, то есть вписавшиеся в систему экономических отношений, ставшие фактором развития экономики, ставшие продуктом, имеющим своего потребителя и формирующим в свою очередь спрос. Попросту говоря, успешно проданное и полезное для экономики новшество или изобретение и есть инновация.
Развитие общества невозможно представить без инноваций. Иначе общество будет стагнировать, отставать от конкурентов, что скажется на всех сферах жизни. Поэтому в России инновации были всегда востребованы как необходимое условие развития экономики. В СССР инновации были прямым заказом централизованной авторитарной государственной власти, как условие выживания режима и государства в противостоянии с Западом [1, 3]. Отсюда и успехи в развитии фундаментальной и прикладной науки, покорении космоса, создание эффективной военной техники и оборудования, атомной промышленности и т.п. После развала Союза исчез и государственный заказ на инновации – появился бизнес, который на первоначальной стадии не нуждался в инновациях, так как ему необходимо было «переварить» гигантское наследие советской экономики, потенциал которой был огромен.
Но всему когда-нибудь приходит конец, и успешно конкурировать в мире на одном лишь советском наследии у нас не получилось. И когда пришло понимание того, что необходимо менять структуру экономики, уходить от сырьевой зависимости, строить современное государство, тогда и были сформулированы новая стратегия и новые приоритеты: модернизация и инновации, как главный и существенный фактор модернизации. Вновь появился государственный заказ на инновации, что в условиях рыночной экономики является прямым сигналом для бизнеса. Отсюда можно охарактеризовать современный инновационный бизнес в России, как зарождающийся и имеющий огромный потенциал роста. Технократическое развитие цивилизации, продолжавшееся весь XX век, поставило перед человечеством совершенно новые глобальные проблемы. Одна из важнейших проблем – это несоответствие уровня развития трудовых ресурсов и организации общества тому характеру экономики, который сформировался в современном мире. Прежде всего, это выражается в огромной нехватке квалифицированных специалистов во всем мире. Активные миграционные процессы, характерные для современной цивилизации, ничего не решают, так как проблема носит глобальный характер. Это в одинаковой степени относится и к бизнесу, и к науке, и к сфере образования [2, 34]. Решение глобальных задач может быть найдено только в рамках сотрудничества и тесного взаимодействия различных групп общества, и, прежде всего предпринимателей, ученых и представителей сферы образования. Причем, в рассматриваемом контексте стоит особо отметить роль тех представителей бизнес-сообщества, которые создают совершенно новые направления развития бизнеса, изменяя структуру самого бизнеса. Главный сигнал для развития инновационного бизнеса уже сделан – Президент и Правительство сформулировали задачи развития инноваций в качестве приоритетов государства. И сейчас самым главным является определение «правил игры», создание правовых, институциональных и технических условий для развития и ведения инновационного бизнеса. Бизнесу должны быть выгодны инновации [3, 1]. Если мы эту линию выдержим последовательно, то Россия имеет прекрасный шанс войти в число стран с современной передовой экономикой с высоким уровнем науки и техники, а инновации в различных сферах экономики станут главным движущим фактором для предпринимательской активности и бизнеса. Однако, сообщество предпринимателей, и научно-образовательное сообщество в России не в полной мере отвечают реалиям сегодняшнего дня. Так, процесс становления российского бизнеса носит однобокий характер и отражает развитие ограниченного числа секторов экономики. А ведь чем более диверсифицировано сообщество, тем оно более стабильно, успешно и готово к стратегическому сотрудничеству с другими сообществами.
В некотором смысле все это касается и науки, и образования. В силу ряда объективных и субъективных факторов существует разрыв между реальными потребностями общества и деятельностью представителей этих сообществ. В российской науке и образовании все еще сохраняется заметный технократический перекос. Действительно, наука в СССР была исключительно технократической [4, 54]. Однако только технократических знаний недостаточно. Нужны гуманитарные технологии, эффективные инструменты, которые позволяют правильно трансформировать эти знания в рыночный ресурс, проводить маркетинг, обеспечивать партнерство. И недостаток таких технологий и инструментов до сих пор остается очень серьезной проблемой. Следует обратить внимание на два серьезных момента, характерных для нашей страны. Во-первых, в некотором смысле, у нас произошла «деэлитизация» общества. За прошедшие десять-пятнадцать лет понизился статус науки и образования. Роль научной элиты как коллективного эксперта, своего рода «третейского судьи» сведена к минимуму. Это очень негативно влияет на процесс принятия решений о приоритетах развитии страны. Одновременно, в обществе широко укоренилось не самое лестное представление о предпринимателях. Все это, очевидно, не способствует конструктивному взаимодействию сообществ и укреплению их авторитета в обществе. Во-вторых, в нашей стране не развита инфраструктура, обеспечивающая продуктивное пересечение и сотрудничество представителей различных социальных сообществ и соответствующих элит. Следствием этого является их разобщенность, слабое участие в принятии важных решений для успешной модернизации экономики страны. Поэтому говорить о начале формирования системы, обеспечивающей взаимодействие сообществ ученых и предпринимателей, пока рано [3, 2]. Говоря о развитии сотрудничества между различными социальными сообществами, необходимо подчеркнуть роль, которую могут сыграть средства массовой информации. СМИ могут внести большой вклад в поиск «точек пересечения интересов», в выработку «стратегии общего выигрыша». Сейчас этим вопросам уделяется слишком мало внимания. Полезно было бы регулярно представлять мнение известных бизнесменов, ученых, педагогов о приоритетных направлениях развития общества. Еще более важным представляется публикация серьезных аналитических материалов, посвященных вопросам сотрудничества сообществ ученых и предпринимателей, пересечения элит, выбора приоритетов при построении в России инновационной экономики, основанной на знаниях.
Привлечение внимания общества к этим вопросам является исключительно важной задачей. Ведь именно развитие инновационной экономики, основанной на знаниях, определяет долгосрочные перспективы страны. Знания – это один из главных ресурсов любой нации. Причем ресурс возобновляемый, и ресурс социально, экологически ориентированный. Сохранение сырьевой ориентации российской экономики в течение еще 10-15 лет означало бы окончательную утрату возможности использовать знания как фактор экономического развития. Поэтому необходим ускоренный переход от сырьевой экономики к инновационной. Этот переход возможен только при активном участии всех основных социальных сообществ, и, прежде всего, ученых и предпринимателей. Причем пересечение и сотрудничество сообществ невозможно организовать «сверху». Необходимо, чтобы естественным образом сложилась инфраструктура взаимодействия. В самих сообществах должны сформироваться группы лидеров, которые организуют процесс сближения и будут создавать организационные формы, отвечающие современным требованиям. Государство же может здесь выступать своего рода катализатором и обеспечивать лидерам статусную поддержку. Инновационному бизнесу для выхода на новые рубежи необходима последовательность и настойчивость всех уровней власти. Нужны понятные и непротиворечивые законы, поощряющие развитие инноваций, нужны меры экономического стимулирования, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В идеале, государство должно создать атмосферу всеобщей увлеченности общества инновациями, это должно стать своего рода национальной идеей, наподобие того, как в 30-е годы индустриализация стала национальной идеей в СССР [3, 2]. Модернизация и инновации, на мой взгляд, и должны стать нашей национальной идеей, так как все необходимые условия для ответа на глобальные вызовы современного развития мировой экономики и для построения инновационной экономики в России есть. В стране сложилась довольно стабильная, прогнозируемая ситуация. Есть достаточно отчетливое понимание проблем на уровне элит. Происходят позитивные изменения в самих социальных сообществах. Думаю, через несколько лет мы увидим впечатляющие результаты.
Литература
1. Материалы I Национального Конгресса «Приоритеты развития экономики. Новая инновационная политика – технологический прорыв России». М.: 2007, С.4
2. В.Л. Иноземцев. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения// Вопросы философии. 1997. №10. С. 34
3. Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
4. Кузьминов Я. Теоретик и практик перемен// Эксперт №21 от 26 мая-1 июня 2008 г., С. 54.