Учебный материал «Инновации библиотечной работы. Зинин С.М.»
Зинин С.М. Республика Татарстан, г. Бугульма ИННОВАЦИИ, КАК СТРАТЕГИЯ, ФАКТОР И УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕК БИБЛИОТЕКА, УСТРЕМЛЕННАЯ В БУДУЩЕЕ
Библиотека осуществляет функцию сохранения СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ: призвана накапливать информационные источники и передавать их последующим поколениям, способствуя стабильному функционированию общества. Библиотека СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, предоставляющая в общественное пользование результаты развития цивилизации, обеспечивающая интеллектуальное и культурное развитие наций и государств. Библиотека ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ, способствует умножению творческих сил индивида и общества в целом. 2
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ – важнейшее средство получения образования, социальной, деловой и художественно-гуманитарной информации, проведения досуга. Библиотека призвана обеспечить функционирование фондов для его осмысления, восстановления связи времен, поиска эффективных моделей развития. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК позволяет находить наилучший вариант национально-этнических и духовно-культурных ориентаций. Библиотека способна формировать у новых поколений чувство патриотизма, ощущения гражданства в великой стране «Россия», стремления к вершинам прогресса, нравственного совершенствования, расширения связей с внешним миром. Деятельность библиотек призвана обеспечить духовно-нравственную интеграцию региона, возможность жителям региона удовлетворить свои национально-культурные интересы (библиотека-банк по региональному краеведению). 3
БИБЛИОТЕЧНЫЕ ФОНДЫ – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ, ДЕЛОВОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОСУГА. Библиотека расширяет ПОЛЕ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО НАСЛЕДИЯ. Библиотека являясь ЦЕНТРОМ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ РЕГИОНА должна учитывать в своей деятельности полифункциональность, многомерность, универсальный характер понятия «культура». 4
ИННОВАЦИЯ – комплексный процесс создания, распространения, внедрения и освоения новшества для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей (новые услуги, новые технологии, изменение методов руководства). ИСТОЧНИКИ НОВШЕСТВ В БИБЛИОТЕКИ – передовая библиотечная практика, рационализаторская деятельность библиотекарей, рекомендации научных исследований, новые информационные технологии, новшества, заимствованные из других сфер деятельности (электронные мультимедийные ресурсы, использование компьютерных сетей связи). 5
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА 1. Инициация инноваций (обучение библиотекаря творческому отношению к своей работе- «презумпция талантливости») 2. Анализ «рынка новшеств» с целью поиска инновационных предложений 3. Создание проектной группы (надежная команда, выполняющая помимо других функций роль главного эксперта при оценке неординарных идей и умеющей заразить этими идеями коллектив) 4. Подготовка базы для внедрения новшества 5. Использование инновации, слияние ее с существующим производством 6
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИННОВАЦИЙ 1. Ликвидация существующих стереотипов: безынициативности, равнодушия, комплекса собственной незначительности 2. Защита библиотеки от неразумного «бега вперед без оглядки» 3. Компьютеризация, «философия маркетинга» – не цель, а средство библиотечного обслуживания 4. Базовыми критериями деятельности библиотек является следование просветительским традициям, развитие их гуманистической функции 7
СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ И БИБЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ИННОВАЦИЙ Целесообразность возможна только с опорой на культурные традиции региона, критическое заимствование опыта как других библиотек, так и достижений зарубежных коллег (исключение риска эклектики). Для читателей важнее не интерьер, а удобство и качество обслуживания (информационный стенд с правилами пользования библиотекой, свободный доступ к фонду, удобное расположение мест в читальном зале, приветливые лица библиотекарей-улыбка библиотекаря создает у читателя образ теплого дома и способна раскрыть творческий потенциал). Внедрение инноваций должно идти не по пути революционных преобразований (коренной ломки, сделать все иначе), а по пути реформ (продуманных, системных, пошаговых обновлений). 8
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ Частичная модернизация Экстраполяция Интерполяция Заимствование форм деятельности из сопредельных сфер знаний Наличие широкопрофильных специалистов (менеджмент и маркетинг – знания по психологии, социологии, теории массовых коммуникаций, педагогике, рекламе, знания по графике, полиграфии, дизайну, библиографии и библиотековедению) 9
ЦЕЛЬ ИННОВАЦИИ – рост удовлетворенности у абонента работой библиотеки, улучшения качества обслуживания. ОСНОВА ИННОВАЦИЙ – профессионализм и особые личные качества библиотекаря: фантазия, хорошая интуиция, способность неординарно мыслить и видеть (вдохновляет на дело не приказ, а яркая человеческая индивидуальность, способная проявить инициативу, взять на себя ответственность, показать образцы деятельности). ИННОВАЦИЯ – результат сугубо индивидуального решения, авторами инноваций выступают молодые сотрудники, а также те, кто пришел в библиотеку из сопредельных областей знаний (педагоги, музейные работники, журналисты и т.п.). 10
ПРИМЕРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В БИБЛИОТЕКАХ Служба книгонош для инвалидов «Книга-03» Бюро информационно-библиографического сервиса Компьютерные или интернет-классы Медиатеки, музеи книги Библиотечные центры: социологические исследования, фестивали и конкурсы творчества, ассамблеи талантливых читателей, акции - рекламные, благотворительные, марафоны, книжные ярмарки совместно с книготорговыми организациями, постоянно действующие рубрики в газетах, организация информационных автобусов Сервисные услуги с применением техники Реализация электронных проектов и продуктов 11
12
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах PHOTOPEACH. Сервис хорош для создания простых, но ярких фотовыставок. Позволяет создавать слайд-шоу в сочетании фотографий, музыки и текста. А также встраивать викторины с несколькими вариантами ответов. 13
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах POPPLET предоставляет возможности для создания более сложной и обширной выставки, даже если это выставка одной книги. Он позволяет создавать развернутые выставки с разделами, цитатами, иллюстрациями. Сюда можно вставить видео, аудиоматериалы, и текст на русском языке. Кроме того, этот сервис идеален для организации коллективной работы читателей над созданием выставки. Каждый из участников, может работать над своим разделом выставки. 14
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах MYEBOOK позволяет сделать очень симпатичную книжку-выставку. Он очень похож на сервис Calameo. 15
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах BANNERSNACK. Несложную и яркую книжную фотовыставку или "библиобанер" можно создать с помощью этого сервиса. В баннер помимо картинок, можно вставлять видео. . 16
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах CALAMEO. Сервис для создания, как отдельных книжек, так и настоящих виртуальных книжных выставочных полок. . 17
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах DIPITY лента времени. Этот сервис - идеальный вариант для создания выставки-хроники по творчеству писателя. Такую выставку можно дополнять иллюстрациями, видеоматериалами, ссылками, картой, а просматривать созданное в трёх режимах на выбор. 18
Сервисы для создания виртуальных выставок на сайтах PLAYCAST Оригинальный способ выразить себя в интернете, поделиться своими мыслями и настроением, сделать подарок своими руками, поздравить друзей. Соедините в единое творение стихи, фотографию, музыку — и получите свой уникальный маленький шедевр - оригинальную открытку. 19
Проект «ЧИТАЮЩАЯ» СКАМЕЙКА» в г. Ульяновске На «читающей» скамейке, любой человек, используя технологию QR-сканирования, может скачать любое из представленных произведений. Чтобы загрузить файл электронной книги на смартфон или планшет, пользователям сервиса достаточно считать с помощью камеры мобильного устройства QR-код, размещенный на «корешке» нужной книги. 20
Проект «КНИГИ В МЕТРО» был создан в 2018 г. Московским метрополитеном при поддержке «ЛитРес», целью которого является популяризация чтения и знакомство широкой аудитории с литературой: «Согласно данным ЛитРес, общественный транспорт – одно из самых популярных мест для потребления электронных и аудиокниг. Очевидное удобство электронной книги заключается в её мобильности: можно читать или слушать в любом месте в любое время. Уверены, что открытие электронной библиотеки в вестибюле новой станции «Рассказовка» станет драйвером для популяризации чтения и литературы в целом. Повышение значимости роли книг в жизни людей – одна из социальных миссий нашей компании». 21
Потамошнева Наталья Алексеевна