Инструкция по охране труда №36
при обучении кройки и шитью
(Инструкция предназначена для проведения первичного, повторного и внепланового инструктажей по охране труда с учащимися на уроках технологии при обучении кройки и шитья.)
Общие требования безопасности
Данная инструкция разработана в соответствии с требованиями статей 22, 212,213,214, 219, 220,221,225 Трудового кодекса РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ. Постановления Минтруда и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций». Ст. 28, 41, 48 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 17.12.02 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда». Инструкция разработана в соответствии с Отраслевой типовой инструкцией по охране труда при обучении кройке и шитью ТИ РО - 029 – 2004г. Типовая инструкция введена в действие 01.01.2005 года.
В качестве учителя, преподавателя, мастера (далее - учитель) при обучении кройке и шитью допускаются лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную документом установленного образца (диплом).
Учитель кройки и шитья должен быть не только специалистом швейного дела, но и педагогом-воспитателем.
Учитель должен пройти предварительный медицинский осмотр, в последующем периодические медосмотры в сроки, установленные Минздравом России.
С учителем по обучению кройке и шитью должны быть проведены инструктажи: вводный (при поступлении на работу), первичный на рабочем месте, повторный (не реже одного раза в 6 месяцев), а в случае необходимости - целевой и внеплановый.
При использовании электрооборудования на занятиях по кройке и шитью учитель должен пройти обучение по электробезопасности с последующей проверкой знаний и присвоением квалификационной группы не ниже III.
К выполнению работ по кройке и шитью под руководством учителя допускаются учащиеся с 5-го класса (далее - обучающиеся), которые прошли медосмотр и не имеют противопоказаний по состоянию здоровья. С учащимися обязательно перед допуском к занятиям учителем должен быть проведен инструктаж по охране труда, в последующем инструктажи проводятся периодически перед началом занятий по новому разделу программы (но не реже одного раза в 6 месяцев).
Учитель по обучению кройке и шитью должен быть ознакомлен с инструкцией по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении. Он обязан принимать участие в практических тренировках по эвакуации людей из помещений, которые должны проводиться в образовательном учреждении не реже одного раза в полугодие.
Обучающиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В помещении для занятий кройкой и шитьем должен быть огнетушитель.
Учитель по кройке и шитью должен быть обучен оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях в объеме инструкции по первой доврачебной помощи, действующей в образовательном учреждении.
Обучающиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
На занятиях по кройке и шитью возможно воздействие следующих опасных и вредных факторов:
электроопасность;
пожароопасность;
зрительное напряжение;
значительные статические нагрузки;
колющие и режущие элементы ручного инструмента;
поверхности с высокой температурой, водяной пар;
При кройке и шитье обучающиеся должны использовать халат хлопчатобумажный или фартук и косынку.
В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования индивидуальными и коллективными средствами защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю, который ставит в известность об этом руководителя образовательного учреждения или представителя администрации.
Обучающиеся, допустившие невыполнение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности, и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Учитель по обучению кройке и шитью несет полную ответственность за сохранность жизни, здоровья и безопасность обучающихся во время занятий. При нарушении учителем требований по охране труда к нему могут быть применены виды ответственности, установленные законодательством Российской Федерации.
Требования безопасности перед началом занятий
Учитель должен перед началом занятий осмотреть кабинет, проветрить его в течение 5-10 мин, проверить исправность, целостность и устойчивость используемого оборудования, инструментов, электророзеток и других травмоопасных элементов, а также наличие термостойких подставок под электрические утюги.
Входить в кабинет для занятий кройкой и шитьем обучающиеся должны только с разрешения и в присутствии учителя.
Надеть спецодежду, волосы убрать под косынку.
Помещение для занятий кройкой и шитьем должно быть просторным, светлым, чистым.
Столы и стулья нужно расставлять так, чтобы свет падал с левой стороны.
В помещении должно быть соответствующее оборудование для занятий; обучающиеся должны быть обеспечены швейными принадлежностями (портновский мел, ножницы и др.).
Место учителя должно быть расположено с таким расчетом, чтобы было удобно наблюдать за работой обучающихся и чтобы были видны записи на доске.
Перед началом работы на швейной машине нужно внимательно осмотреть и проверить исправность её частей, наличие заземления корпуса, если оно предусмотрено эксплуатационной документацией.
Эксплуатировать швейную машину следует в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации предприятия-изготовителя. Запрещается размещать швейную машину в местах, где она может упасть.
Под ноги надо подложить подставку, так как отсутствие опоры для ног вызывает преждевременную усталость.
Требования безопасности во время занятий
Во время занятий в кабинете кройки и шитья должна поддерживаться чистота и порядок.
Во время занятий кройкой и шитьем не допускается оставлять обучающихся в кабинете без учителя. При необходимости ухода учителя в кабинете обязательно должно находиться лицо, временно замещающее его.
Обучающийся должен сидеть за машинным столом так, чтобы игла с лапкой и сшиваемое место изделия находились не ближе 30 см и не далее 40 от глаза работающего.
Если по состоянию зрения обучающийся вынужден нагибаться, чтобы лучше видеть зону иглы, следует, избегая наклона корпуса, работать в очках.
Стул возле машины надо устанавливать во время работы так, чтобы корпус работающего не отклонялся в сторону.
При шитье необходимо следить, чтобы корпус был в прямом положении или слегка наклонен вперед. Нельзя сгибаться или закладывать ногу за ногу. При несоблюдении этого правила наступает преждевременная усталость и нарушается нормальная работа организма.
Для освещения зоны шитья следует использовать лампочки мощностью 15 Вт. Перед заменой лампочки нужно обязательно отключить электрическую швейную машину от сети.
Нельзя оставлять электрическую швейную машину в подключенном состоянии без присмотра
Следует вынимать вилку электрической швейной машины из сети:
если необходимо отойти от швейной машины;
при уходе за машиной;
при замене лампочки;
при замене механических деталей или принадлежностей;
в случае аварийных режимов в электрической сети;
в случае дефектов в электрической части швейной машины.
Эксплуатация электрической швейной машины запрещена, если:
поврежден шнур питания или вилка;
при работе слышится неритмичный стук, или отмечается повышенная вибрация;
было падение машины с рабочего стола на пол;
любое вентиляционное отверстие заблокировано пухом, пылью, материалом.
При работе на швейной машине необходимо следить за тем, чтобы пальцы рук не находились вблизи движущихся деталей машины, особенно иглы. Всегда следует помнить о наличии движения иглы в вертикальной плоскости. Обучающий не должен отвлекаться от работающей швейной машины.
Перед стачиванием изделия на швейной машине убедиться в отсутствии булавок или иголок на линии шва.
При пользовании электроутюгом необходимо соблюдать требования безопасности, изложенные в инструкции по эксплуатации.
Пользоваться электроутюгом с неисправной изоляцией электрического шнура запрещается.
При заливе воды в горячий утюг с пароувлажнением соблюдать осторожность во избежание ожога паром.
При подготовке электроутюга к глажению, в перерывах при глажении и до полного остывания после глажения электроутюг ставить на основание ручки или на термостойкую подставку.
Нельзя оставлять без присмотра утюг, включенный в электросеть. Это может привести к пожару.
Хранить иголки и булавки в определенном месте (подушечке, специальной коробке и пр.), не оставлять их на рабочем месте.
Не пользоваться при работе ржавыми иголками и булавками, ни в коем случае не брать иголки и булавки в рот.
При шитье вручную иглу проталкивают сквозь ткань при помощи наперстка.
В случае поломки швейной иглы или булавки, обломки их не бросать на пол, а убирать в урну.
Выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.
Ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя, передавать их друг другу ручками вперед. Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
В случае дефектов в электрической части швейной машины следует поручить ремонт машины специалисту.
Периодически необходимо удалять пыль и остатки шитья с зубцов транспортера.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
При любых признаках нарушения нормального процесса работ по кройке и шитью (запах жженой изоляции, гари, дыма) учитель должен как можно быстрее и объективнее оценить предварительную обстановку.
При любых аварийных режимах в электрической сети и используемом оборудовании (короткое замыкание, загорание) обучающиеся не должны предпринимать никаких самостоятельных действий, кроме прекращения работы.
Первоочередные действия учителя должны быть направлены на обеспечение полной безопасности обучающихся: эвакуация из кабинета в безопасное место, контроль за их нахождением и поведением в аварийной ситуации, оказание первой доврачебной помощи лицам, которые в ней нуждаются. Приемы и способы оказания первой доврачебной помощи должны соответствовать изложенным в инструкции по первой доврачебной помощи, утвержденной руководителем образовательного учреждения.
Если несмотря на предпринятые усилия не удалось предотвратить развитие аварийной ситуации, необходимо срочно поставить в известность руководителя учреждения или представителя администрации.
Дальнейшие действия учителя должны соответствовать указаниям должностных лиц. При этом не следует забывать о мерах личной безопасности.
При возникновении пожара учитель должен поступать в соответствии с требованиями инструкции по пожарной безопасности, действующей в образовательном учреждении.
По окончании событий, связанных с аварийной ситуацией учитель или представитель администрации обязательно должен проверить по списку обучающихся, которые были эвакуированы с занятий по кройке и шитью. При обнаружении отсутствующих следует предпринять оперативные меры.
5. Требования безопасности по окончании занятий
После окончании занятий электрическую швейную машину нужно обязательно отключить от электрической сети.
Для отключения электрической швейной машины следует повернуть ручку управления в положение «Выкл» («0»), а затем вынуть вилку из розетки.
При отключении запрещается тянуть за шнур; следует удерживать вилку, а не шнур.
Вылить воду из электрического утюга с пароувлажнением, чтобы бачок был сухим. Воду выливать через водоналивное отверстие, наклоняя утюг и потряхивая его.
Проверить наличие рабочего инструмента и привести в порядок рабочее место.
По окончании занятия обучающиеся должны вымыть руки с мылом и покинуть кабинет кройки и шитья после сдачи своего рабочего места учителю.
В кабинете кройки и шитья ежедневно должна проводиться влажная уборка помещения и не менее двух раз в день (послесменное) проветривание.
По окончании занятий учителю тщательно вымыть руки с мылом.
Обо всех замеченных неисправностях в используемом оборудовании учитель кройки и шитья должен поставить в известность руководителя образовательного учреждения и проконтролировать устранение поломок.
Учитель технологии Д.В. Власова