Интегрированный урок русского языка и физической культуры «Славянской письменности и культуры»
Интегрированный урок: Физическая культура и русский язык
Посвященный празднику: «Славянской письменности и культуры» (24 мая)
Идея урока (актуальность):
С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека так или иначе связана с языком. Язык – духовное достояние народа. К сожалению, в настоящее время русский язык не воспринимается нами как национальное сокровище. А ведь культура языка – это составная часть национальной культуры. В своих высших проявлениях язык – это святыня народа, его Душа.
Сегодняшний средний носитель русского языка (даже с высшим образованием) обнаруживает подчас слабое владение нормами речи. Эта «усредненность» языка проникает в публичную речь, становится фактом парламентских дискуссий, вторгается в публицистику и художественную литературу. Огромное влияние на современное состояние русского языка оказывают негласные законы сети Интернет и фактическое отсутствие цензуры речи. А так как язык формирует мышление и, в конечном счете, делает из человека — Человека, ребенок нового времени нуждается не только в регулярном обращении к классической русской литературе и народной мудрости, но и в постоянном развитии и совершенствовании собственных способностей к правильной речи.
Мой урок нацелен как раз на то, чтобы стать неким помощником начальной школе. Помощником, который в творческо-игровой форме с неизменным духом соревновательности способен незаметно, без каких-либо насильственных методов привить ребенку любовь к родному языку и здоровому образу жизни, научить его понимать и уважать эту важную составляющую культуры.
Технологическая карта урока
Предмет: физическая культура
Класс: 4
Тема урока: Подвижные игры через славянскую азбуку
Цель урока: Способствовать формированию у учащихся знаний и навыков в подвижных играх
Задачи урока:
1. Способствовать развитию быстроты реакции и координацию движений.
2. Взаимодействовать со сверстниками в процессе игры
3. Научить детей видеть красоту родного языка и понимать его значимость не только в бытовом плане, но и в духовном.
4. Развить в детях умение пользоваться словом.
5. Обобщить имеющиеся у детей знания и сообщить новые сведения по истории славянской письменности и культуры, его грамматическим и лексическим законам.
Тип урока: Комбинированный, интегрированный
Необходимое оборудование: славянская азбука (Приложение 1), календарь (Приложение 2)
Организационная структура урока
Этапы
урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Универсальные
учебные действия
1
2
3
4
I. Организационный момент или мотивационно целевой
Проверяет готовность обучающихся к уроку, озвучивает тему и цель урока; создает эмоциональный настрой
Слушают
и обсуждают тему урока
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание и стремятся хорошо учиться
II. Операционно - познавательный
Ребята, а скажите какой день в календаре выделен? и что это за праздник? Да, 24 мая, день славянской письменности и культуры. Истоки этого праздника неразрывно связаны с чествованием Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия - просветителей славян, создателей славянской азбуки. И сегодня мы с вами вспомним и узнаем кириллицу и новые интересные игры?
Ребята, посмотрите сюда…. Какие красивые и не обычные буквы – это старославянская азбука Кирилла и Мефодия …….. А вы знаете ребята, каждая буква кириллицы имеет свое значения и число……
Ребята, а вы знаете, раньше в старину сам игровой процесс не мыслим был без прелюдий. Предигровые зазывалки, как метод сбора участников будущей совместной игры при помощи специальной речевки. Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:
Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец.
Ну что ребята, давай те и мы с вами прокричим зазывалку, очень интересную, но вами не известную.
Зазывалка:
Кто играть со мной идёт, собирайся -ка народ!
Тай-тай налетай, Аз да Буки узнавай
в интересную игру, а в какую не скажу!
Отгадайте сами – чёртики с усами!
Тай-тай, налетай, Веди и Глаголь узнай
в интересную игру с нами поиграй…
А кто опоздает, считалку начинает!
Ребята а давайте -ка посчитаем сколько вас сегодня здесь? 10 (десять)
А какая же буква у нас под этой цифрой? « И» - Правильно. И игра у нас будет называться «Играем вместе»
1 ИГРА: «Играем вместе»
Выбранному по жребию водящему, в данном случае дедушке отводится дом, в котором он сидит смирно до поры до времени. Остальные игроки, разбившиеся на две группы поровну,
отходят в разные стороны от этого дома – на расстояние 15-25 шагов.
При этом каждая партия проводит для себя черту,
обозначая тем каждый свой дом. Свободное пространство между этими
чертами, или домами, называется полем.
Водящий из своего дома спрашивает:
- Кто меня боится?
- Никто! - отвечают игроки, перебегая через поле, и дразня водящего:
Тому надо поймать игроков и отвести их в свой дом. Такие игроки считаются заколдованными и покидать дом не могут.
• Пока водящий занят ловлей кого-нибудь из бегущих, пойманных им игроков могут выручать их товарищи. Для этого надо подбежать к дому водящего и дотронуться рукой до пойманного. Этот игрок считается расколдованным. Он может покинуть дом и присоединиться к своей прежней группе. Если ведущий переловит всех, то водить в следующей игре начинает тот, кого изловили первым.
• Детали:
Пойманный ведущим игрок, желающий, чтобы его расколдовали, должен вытянуть в стороны руки со словами: “Чай-чай, выручай!”
Вот какие молодцы. Вам понравилась игра???
Посчитайте ка сейчас, сколько девочек у нас? Правильно!!! 6 (шесть)
А какая буква в кириллице под этой цифрой? Правильно ЗЕЛО (З) и игра наша называется «Золотые ворота»
2 ИГРА: «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившиеся цепочка должна пройти под воротами.
«Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас! После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
Молодцы ребята! Какие вы веселые, активные!!!!
Готовы играть дальше??? А как вы думаете какая у нас дальше будет цифра??? А скажите сколько будет (4+4):2? А сколько мальчиков у нас сегодня здесь? А сколько времен года у нас? Правильно!!! 4 (четыре). А буква в кириллице Добро. И игра у нас будет добрая и веселая, а называется она так «Дедушка водяной»
3 ИГРА: «Дедушка Водяной»
Дедушка водяной (водящий) сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие водят вокруг него хоровод со словами: «Дедушка водяной, Что сидишь ты под водой? Выгляни на чуточку, На одну минуточку». Круг останавливается и водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих.
Задача водяного - определить, кто перед ним. Если водяной угадал, он меняется ролью и теперь тот, чьѐ имя было названо, становится водящим.
Детали: Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя
Вступают
в диалог
и высказывают свое мнение.
Слушают учителя
и отвечают
на вопрос
Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; осознанно высказывают в устной форме свое мнение логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о правильности выполнения. Осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя.
Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Слушают учителя.
Выполняют построения по команде «В одну шеренгу становись!».
Слушают, задают вопросы.
Участвуют в игре.
Выполняют упражнения
Познавательные:
общеучебные – отвечают на простые вопросы, делают сравнения;
логические – осуществляют поиск необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта).
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь
на показ движений учителем; умеет оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносит необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, используют речь для регуляции своего действия; взаимодействуют со сверстниками в игре
III. Рефлексия
Отмечает тех, кто был более внимателен, активен и ни разу не ошибся. Повторяют пройденный материал, какие качества развивают подвижные игры.
Отвечают на вопросы.
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Приложение 1
Приложение 2
Cергей Мелехин
Сырая Ольга Сергеевна
Иванова Наталья Александровна
breez
Координатор конкурсов
breez
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Горячева Наталья Валерьевна
Айгуль Айратовна
Татьяна Перегоедова