ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА ДЛЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССОВ
«С Алисой в стране чудес»
…Думай о смысле, а слова придут сами.
ГерцогиняЦель: Развитие познавательных интересов в учебной внеклассной деятельности учащихся математических классов. 1
Задачи:
формировать у учащихся умения применять знания в нестандартной обстановке;
раскрывать и развивать творческие способности учащихся;
познакомить учеников с творчеством английского писателя и математика Л. Кэрролла;
формировать межличностные отношения в классном коллективе, позволяющие решать задачи при достижении общей цели.
Открытие интеллектуальной игры. Слово Алисе. Она приглашает в удивительный мир в чудесную страну, которая каждый миг раскрывается ребятам через магический вопрос – почему? (Алиса – молодая обаятельная учительница математики).
Пожелание успеха в игре (директор школы, гости).
Представление жюри (представляет Алиса)
члены жюри: учителя математики, русского языка, английского языка, музыки, ИЗО, родители.
Конкурс № 1.
Гимн науке, познанию мира. Оцениваются: музыка, стихи, исполнение.
Жеребьевка классов, определение номера маршрута. С этим же номером команда получает маршрутный лист.
Представление команд (всего 7 команд по количеству станций).
Определение порядка дальнейшего путешествия и основных правил игры (Алиса).
Пока команды путешествуют по стране чудес, жюри подводит итоги по художественному, музыкальному конкурсам и оценивают приветствие команд.
(Путешествие включает в себя семь этапов, пребывание на которых строго регламентировано временными рамками. На каждый этап отводится пять минут. Со звонком команды переходят на следующую станцию, не зависимо от степени выполнения задания. На последнем этапе подводятся итоги, проставляется общее количество баллов за все путешествие. Команда возвращается в зал и сдает свой маршрутный лист жюри. Пока команды собираются, демонстрируется видео фильм «Алиса в стране чудес»).
Команды собрались и, пока жюри разводит окончательные итоги, кураторы станций рассказывают о своих впечатлениях, о командах, справлявшихся со своими заданиями лучше всех.
Подведение итогов и награждение победителей (Алиса).
Конкурсы.
Художественный конкурс на лучшую иллюстрацию к сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес».
Присваивается I, II, III место, индивидуально.
Музыкальный конкурс на лучший гимн познанию. Награждается класс за лучшие стихи, музыку и исполнение.
Конкурс – путешествие. Награждаются 4 лучшие команды и все участники. + Награды за оригинальное решение. Результаты конкурса по приветствию включаются в командное подведение итогов.
Домашнее задание для всех участников.
А) Прочитать Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес»;
Б) Принять участие в конкурсе рисунков к сказке «Алиса в стране чудес»;
В) Сочинить и исполнить гимн познанию мира;
Г) Приготовить короткое приветствие команды (2-3 минуты).
Оформление и оборудование.-
-
-
-
Сцена и актовый зал.
-
-
Б) под аркой названия игры большая улыбка Чеширского кота, сбоку квадрат логотипа игры;
В) по стенам актового зала рисунки к сказке «Алиса в стране чудес»;
Г) магнитофон с записями песен о школе;
Д) видеомагнитофон с фильмом «Алиса в стране чудес».
Е) оформление 6 станций с рисунками и высказываниями героев сказки.
Ж) 7 станция в кабинете иностранного языка.
Станции.
А) материалы для конкурсов.
Б) высказывания из книги Л. Кэрролла для каждой станции.
Вниз по кроличьей норе (логика).
Море слез (русский язык).
У Синей Гусеницы (стихи).
Безумное чаепитие (природоведение, физика, история – загадки).
В гостях у Шалтай-болтая (математика).
В саду говорящих цветов (видео, английский язык).
У Черной Королевы (шахматы).
Призы (из фонда родителей и директора)
6 шт. призов – для художественного конкурса
4 шт. призов – для лучших команд
2 шт. призов – для обоих классов за музыкальный конкурс
12 – 13 грамот
Станция № 1
(логика)
«Вниз по кроличьей норе»
Никогда не думай, что ты иная, чем могла бы быть иначе,
чем, будучи иной в тех случаях, когда иначе нельзя не быть.
Герцогиня
1. Предлагается команде короткое пояснение, что такое силлогизм и как он решается; для примера приводится пара силлогизмов.
Силлогизм – логическое умозаключение, в котором из двух данных суждений (посылок) получается третье (вывод). Если «мир предметов» разделен на части по трем различным признакам и нам заданы два суждения, содержащие две различные пары этих признаков, то из них мы можем вывести третье суждение относительно той пары признаков, которые не вошли в парах два суждения, то в этом случае данные два суждения называются «посылками», третье суждение – «Заключением», а все три суждения вместе – «силлогизмом». Ясно, что-либо один из признаков непременно должен входить в обе посылки, либо в одну посылку должен входить сам признак, а в другую – ему противоположный. В первом случае термин, который повторяется дважды, называется средним термином, поскольку он служит своего рода связующим звеном между двумя другими терминами. Во втором случае средними терминами будут два термина, содержащие признаки. Признак, входящий в средний термин, не входит в заключение. О нем говорят, что его «исключили».
Примеры: а) «Все драконы не лукавые».
«Все шотландцы не драконы».
Средний термин – «лукавые», исключая его, получаем что «Все драконы не шотландцы» или «Все шотландцы не драконы».
б) «Все лекарства противны на вкус».
«Александрийский лист – лекарство».
Средним термином является «лекарство».
Решением силлогизма является суждение «Александрийский лист противен на вкус». Конкурс оценивается тем количеством баллов, сколько силлогизмов было правильно решено.
Силлогизмы, предполагаемые для решения:
Некоторые из тех, кто достоин славы, получают награду.
Никто, кроме храбрецов, не достоин славы.
Некоторые храбрецы получают награду.
Все склонные к горячности люди неразумны.
Некоторые ораторы склонны к горячности.
Некоторые ораторы не разумны.
Не существует рыбы, которая не умела бы плавать.
Некоторые коньки рыбы.
Некоторые коньки умеют плавать.
Тем, кто лыс, расческа не нужна.
Ни одна ящерица не имеет волос.
Ни одной ящерице не нужна расческа.
Некоторые устрицы молчаливы.
Молчаливые существа не очень-то забавны.
Некоторые устрицы не очень-то забавны.
Все антилопы стройные.
Стройные животные радуют глаз.
Все антилопы радуют глаз.
Все утки при ходьбе переваливаются с боку на бок.
Все, что переваливаются с боку на бок, не изящно.
Все утки ходят не изящно.
Все осы не общительные.
Все щенки общительные.
Осы не щенки.
Ни одно четвероногое не может свистеть.
Некоторые кошки – четвероногие.
Некоторые кошки не умеют свистеть.
Все секретари заняты полезным делом.
Некоторые птицы – секретари.
Некоторые птицы заняты полезным делом.
11.Гусеницы не отличаются красноречием.
Денис красноречив.
Денис не гусеница.
Станция № 2
(Лингвистика)
«Море слез»
Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти.Вопросы к игре
№ |
вопросы |
ответы |
1 |
Что объединяет слова: арфа, фагот, флейта? |
А) музыкальные инструменты; Б) Имена существительные; В) заимствованные слова (ф). |
2 |
Какой из 6 падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой – без предлогов? |
А) именительный; Б) предложный. |
3 |
В каком словаре можно узнать историю происхождения слова? |
Этимологический |
4 |
Найдите корни в словах: вынуть, разуть, обуть, обувь. |
А) нет корня; Б) у. |
5 |
Решите уравнения: Музыка + ноты = речь + Х Тигр + 4 = Х + 8 Зрители + фильм = Х + звезды Музыка + плейер = море + Х |
А) звуки, Б) паук, В) астроном, Г) раковины. |
6 |
Назовите 2 слова, в которых звуков в 2 раза больше, чем букв. |
Я [ ja/], её [jujo/] |
7 |
Найдите слова, в которых рядом находятся 2 гласных звука: галерея, оазис, фойе, филиал, статуя, фиалка, союз, сауна, лауреат, майолика. |
оазис, филиал, фиалка, сауна, лауреат. |
8 |
Сколько твердых согласных звуков в скороговорке: Летели лебеди с лебедятами. |
1 - [ m] лебедятами [ m] |
9 |
Объясните смысл фразеологизма: жить на широкую ногу. держать порох сухим. быть на седьмом небе. |
А) жить богато, Б) быть готовым к бою, В) быть счастливым. |
10 |
Найдите однокоренные слова: горячий, горянка, горчица, горестный, горница. |
таких нет, корни в этих словах имеют различное значение. |
11 |
Подумайте, родственные ли эти слова: зеркало, заря, зреть, зоркий, зрачок, зря, зрение. |
Да, у всех исторически общий корень зр (зрение) |
12 |
Назовите имена создателей славянской азбуки |
Кирилл и Мефодий |
13 |
Перед вами названия букв первой славянской азбуки: Р – рцы У – укЧто обозначают эти названия? Подберите к ним однокоренные современные слова. |
А) рцы – речь, изречение, речевой, Б) ук – учение, наука. |
14 |
Какого рода эти существительные: задира, умница, чистюля, обжора, непоседа, хитрюга. |
общего рода |
15 |
Поставьте существительные в нужную форму: 5 (зуб) расчески, 6 (зуб) рыбы, 7 (кочерга), 1 пара (носки), 1 пара (чулки). |
А)5 зубьев расчески, Б) 6 зубов рыбы, В) 7 кочерег, Г) 1 пара носков, Д) 1 пара чулок. |
Станция № 3
(Стихи) «У Синей Гусеницы»
«Думай о смысле, а слова придут сами».
Герцогиня
Каждой команде предлагается 21 закрытое слово. Из набора слов выбирается четыре слова и эти слова должны войти в четырехстишие. Оценивается качество и логическая связь слов в стихотворении. Дополнительный балл получит команда, если в стихотворении отражается какой-либо эпизод из сказки «Алиса в Стране чудес».
Набор слов для конкурса: заяц, часы, поросенок, королева, девочка, очки, дорога, чудеса, цветы, чай, нора, шахматы, игра, песня, варенье, карта, стихотворение, зеркало, подземелье, кот, улыбка.
Станция № 4(вопросы и загадки) «Безумное чаепитие»
Слыхала я такую чепуху,
рядом с которой это разумно как толковый словарь.
Команде предлагаются карточки с загадками и вопросами. По количеству правильных ответов ставится общий балл оценки конкурса. Ответ считается правильным, если дается пояснение к нему. Таким образом, необходимо не только дать ответ, но и объяснить, – почему это явление наблюдается. Если объяснений нет или они неправильные, то снимается половина балла.
Например: вопрос - что такое – светит, но не греет? Ответ – Луна.
Если дети дают правильный ответ, но не объясняют, почему Луна не греет, команда получает полбалла.
Вопросы и загадки.
1. Бежать, бежать – не добежать,
Лететь, лететь – не долететь.
(Горизонт)
Есть невидимка:
В дом не просится,
А прежде людей бежит, торопится.
(воздух)
Чего в комнате не видишь?
(воздух)
Месяц видел, солнце сняло.
(звезды на небе)
Родится с рогами, а потом их потеряет. (Луна)
Светит, но не греет.
(Луна)
Мету, мету – не вымету,
Несу, несу – не вынесу,
Пора придет – сам уйдет.
(солнечный луч)
Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет.
(ветер)
Сперва – блеск,
За блеском – треск,
За треском – плеск.
(молния, гром, дождь)
Красное коромысло через реку повисло. (радуга)
Чист и ясен, как алмаз,
Дорог не бывает,
Он от матери рожден,
Сам ее рождает.
(Лед и вода)
У тебя есть, у меня есть,
У дуба в поле, у рыбы в море.
(тень)
Кто на всех языках говорит?
(эхо)
Триста шестьдесят пять скворцов, двенадцать гусей, пятьдесят два грача. (дни, месяцы, недели)
В воде купался, а сух остался.
(гусь или перо водоплавающей птицы)
Самого не видно, а песню слышно.
(комар)
– Черная?
- Нет, красная.
А почему она белая?
Потому что зеленая.
(красная смородина)
Не море, а волнуется. (нива)
Две сестрицы в ряд бегут, вместе не сойдутся. (колеи, рельсы)
Висит груша – нельзя скушать,
Не бойся, тронь, хоть внутри огонь.
(лампочка)
Без начала, без конца.
(кольцо)
Не крылата, а перната,
Как летит, так свистит,
А сидит, так молчит.
(стрела)
Его бьют, а он не плачет,
Быстрее еще скачет.
(мяч)
До каких пор заяц бежит в лес?
(до половины леса, потом бежит из лесу)
Какие часы показывают верное время два раза в сутки?
(которые остановились)
Как можно перенести воду в решете?
(заморозив, смазать маслом, жиром)
Когда из стакана вылить воду, что останется в стакане? (воздух)
Когда у человека столько глаз, сколько дней в году?
(2 января)
Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней.
(позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
Когда небо ниже земли бывает?
Сидело сто гусей. Одного убили. Сколько гусей осталось?
(один)
Сын с отцом, да сын с отцом, да дедушка с внуком. Много ли их было?
(трое)
(когда отражается)
Станция № 5
(математика) «В гостях у Шалтай-Болтая»
Ах, не мучай меня, цифры – это мое слабое место.
Герцогиня
Конкурс состоит в том, что участники команд должны выполнить задания, требующие математических знаний и умений.
№ 1. Найти значение суммы натуральных чисел от 1 до 100.
1 + 2 + 3 +…+ 99 + 100.
№ 2. Как нет на свете без ножек столбов,
Как нет на свете без рожек козлов,
Как нет без усов и без панцирей раков.
Так нет в арифметике действий без знаков.
Проставьте знаки действий, скобки, чтобы равенства были верными.
А) 5 5 5 5 = 30
Б) записать число 30 с помощью трех 3.
№ 3. Конкурс специалистов тайности. Расшифровать высказывание. Вспомнить, кто его сказал.
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
М.В. Ломоносов
Ключ
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
XIII |
XIV |
XV |
XVI |
XVII |
XVIII |
а |
в |
д |
ж |
е |
з |
и |
к |
м |
н |
о |
п |
р |
т |
у |
ч |
ь |
я |
“IX I XIV V IX I XIV VII VIII XV XV IV V VI I XIV V IX XV XVI VII XIV XVII X I III XI XVI XIV XI XI X I XV IX II XII XI XIII XVIII III XI VIII XII XIII VII II XI III VII XIV.
Станция № 6
(видео) «В саду говорящих цветов»
Во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти.
Конкурс заключается в том, что команде предлагается отрывок из видеофильма «Алиса в стране чудес» на английском языке. Отрывок выбирается таким образом, что бы в нем присутствовала прямая речь, понятная ученикам 5 классов. Длительность отрывка 1,5 минуты. Учащиеся должны назвать героев сказки, объяснить, о чем идет речь в отрывке. Если они выполняют часть задания, то получают половину от 5 баллов или пропорционально выполнению.
Если команда быстро справилась со своим заданием, то ей можно предложить еще один фрагмент и добавить баллы.
Для проведения конкурса необходимо иметь на кассете минимум семь фрагментов фильма.
Станция № 7
(шахматы) «У Черной Королевы»
Весь мир – шахматы.
Черная королева
Конкурс заключается в том, что команда должна решить задачи на шахматной доске. При этом необходимо знать как «ходят» шахматные фигуры, сколько клеток (полей) имеет шахматная доска, и уметь перевести эту информацию на математический язык.
1. Задача о ферзях. Можно ли расставить на шахматной доске восемь ферзей так, чтобы они не угрожали друг другу?
2. Можно ли разрезать шахматную доску на прямоугольники размером 3 х 1?
3. Можно ли в центры клеток шахматной доски забить 16 гвоздей так, чтобы никакие три гвоздя не лежали на одной прямой?
Литература
1. Л. Кэрролл «Алиса в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье», М., Наука,1991г.
2. Л. Кэрролл «Логическая игра», М., Наука, 1991г.
3. Пословицы. Поговорки. Загадки. Составил Мартынов А.М., М., «Современник», 1986г.
4. Пчелинцев Ф.А., Чулков П.В. Математика 5 – 6 класс. Уроки математического мышления. – М. 1998г.
5. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку», М., «Просвещение», 1995г.
6. «Энциклопедия для детей. Языкознание. Русский язык». Аванта, 1999г.
7. «Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября», 1999г. № 43, 47, 48
8. Видеофильм «Алиса в Стране чудес».
Осуществлять контроль времени (общее время проведения конкурса 5 мин.).
У последней команды подсчитать общий балл и вписать его в карту жюри.
Зафиксировать оригинальный, «яркий» ответ, и поделиться впечатлениями со всей аудиторией во время подведения итогов.
1 В игре могут участвовать учащиеся 5х классов. Перед началом игры звучат песни о школе.