Интеллектуальная игра «Будем дружить с природой»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия г. Навашино»
Интеллектуальная игра: «Будем дружить с природой»
Разработала воспитатель группы продленного дня
Воронина Елена Александровна
2020 уч.год
Цель: 1. Развивать любознательность, кругозор учащихся.
2. Формировать умения работать в команде, добиваться общей победы
3.Воспитывать чувство уважения к природе и ее обитателям.
Оборудование, оформление:
Выставка рисунков о природе, конверты с разрезанными пословицами, слайд с пословицами, слайды с изображением птиц, слайд с правилами поведения в природе.
Ход игры
Ребята! Сегодня у нас интеллектуальная игра, посвященная природе.
Вы любите природу? Это великое чувство! Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, ответственнее, великодушнее. Я думаю, что наша игра пройдет интересно!
Любить природу может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет её видеть и слышать. А чтобы научиться этому, надо быть очень внимательным и любознательным!
(Дети читают стихи, заранее выученные):
1.«Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм-с лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток, открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток, не оскверняй её святынь.»
2.«Я не хочу, чтоб речка высыхала, Где плещет столько рыбок золотых,
Где пляшет резво лодка у причала, Где тёплый ветер так порою тих!
Где сотней радуг лёд зимой искрится, Где по весне бушует ледоход,
Где летом пьёт доверчивая птица, Где сосны зеленеют круглый год.»
Итак, продолжаем!
В нашей игре участвуют 2 команды. Сейчас мы узнаем, как они будут называться. (дети придумывают названия, связанные с темой о природе).
Игра состоит из 9 заданий. Каждой команде я буду задавать свой вопрос. Подумав и посовещавшись, команда будет отвечать. Каждый правильный ответ- 1 балл. Если команда затрудняется и не знает ответ, может ответить другая команда и получить лишний балл для себя.
Итак, мы начинаем-1 задание: Разминка1. Какой цветок возвращает память тем, кто забыл что – то? / незабудка/
2. Какой цветок всегда следит за солнцем? /подсолнух/
3. Какой цветок считается самым благородным? / роза/
4. Много рук, а нога одна /дерево/
5. Рос шар бел, ветер дунул – шар улетел /одуванчик/
6. Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает /подснежник/
Но, как бы не были красивы цветы, лучше их не рвать.
(дети читают стихи)
«С целым миром спорить я готов, я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов, и они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог, в горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди плачут, и росу роняют на песок.»
- Какая птица- главный врач деревьев /дятел/
- Какое растение богато витамином С? /шиповник/
- Какое растение лечит ссадины и раны? /подорожник/
- Какое лекарственное растение определяют даже слепые? /крапива/
3 задание «Узнай животное и птицу по описанию»:
1.Жизнь этого животного связана с водой. Оно умеет глубоко нырять и долго не показываться на поверхности. В воде ему никто не страшен. Издавна люди уважали это животное за его строительное искусство. Кто это? /бобр/
2.У этого животного много имён, прозвищ, даже по имени – отчеству его величают. И всё потому, что его все боятся. Этот зверь, не смотря, на то, что очень большой, как все маленькие, любит сладенькое: разоряет гнёзда диких пчёл, чтобы полакомиться мёдом. Летом пугает людей, которые приходят в лес за малиной, потому что сам её очень любит. Кто это? /медведь/
3. Наша родина – Антарктида. Основную часть жизни мы проводим в море, а для размножения выходим на берег, где образуем большие колонии. Самки несут яйца, а присматривают за яйцами самцы, нося их в своих лапах, чтобы они не касались холодного льда. В самые жестокие морозы мы собираемся в кружок. Кто мы? /пингвины/
4. Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда – сюда, вверх – вниз по дереву, мне и крылья – то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клёна. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я? /поползень/
4 задание- Составить и объяснить пословицу! (В 6 конвертах пословицы, разрезанные на слова.) 1. Береги нос в большой мороз.
2. Весна красна цветами, а осень пирогами.
3. Худое лето, коли солнца нету.
4. Большие дождевые пузыри — к дождям.
5.Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.
6. Летом каждый кустик ночевать пустит.
5. Задание- Интеллектуальные вопросы для капитанов (из трех ответов, выбрать правильный)
1. Что находится в мыльном пузыре?(мыло, воздух, вода)
2. Укажи ягоды, растущие на болоте:(клюква, черника, малина)
3. Где весной раньше начинает таять снег?(в городе, в лесу, в поле)
4. Как называют большие группы, образуемые птицами перед отлётом в тёплые края?
(стадо, компания, стая)
5. Какое растение в народе называют порезник, ранник?(ландыш, одуванчик, подорожник)
6. Как называются растения, у которых мягкие сочные стебли?(кустарники, деревья, травы)
7. Как называются животные, у которых тело покрыто чешуёй?(птицы, рыбы, млекопитающие)
8. Что относится к живой природе?(дерево, камень, вода)
9. Какую птицу называют лесным доктором? (Синица, поползень, дятел)
10. Для жизни растений и животных необходимы:(мясо, фрукты, сок; рыба, овощи, кисель; солнце, воздух, вода)
Молодцы капитаны. Справились с заданием и заработали баллы для своих команд.
А мы продолжаем. (Дети читают стихи)
«Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –просто диву даёшься.
Но спросите иного, что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –и, гляди, удивится!»
Птицы – это песнь и полёт! Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью.
6 задание- Загадки о птицах (плакат с изображением птиц)
1. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой /стриж/
2. Эти птицы считаются символом мира /голубь/
3. Эта птица живёт на болоте /цапля/
4.Этой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи. /дятел/
5. Днём спит, а ночью летает /сова/
6. Какая перелётная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? /кукушка/
7.Объясните- Почему птицы так называются?
1. Снегирь /появляется вместе со снегом/
2. Синица /основной цвет в оперении сине – голубой/
3. Кедровка /питается кедровыми орехами, помогает «садить» леса/
4. Поползень /птица, которая ползает по стволу/
5. Мухоловка /любимое лакомство мухоловки – мухи/
6. Овсянка /своей жёлтой окраской напоминает цвет спелого овса, питается овсом/
(после задания рассматриваем на слайде отгаданных птиц)
1) Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который остался после их отдыха. А Вадим ходил по поляне с пустой жестяной банкой в поисках чего – либо подходящего, чтобы завернуть банку и положить в рюкзак - чего ты носишься с этой банкой? – услышал он – брось её в воду и дело с концом.
(Что ребята сделали неправильно? Исправьте и объясните их ошибки.)
2) Петя увидел в лесу гнездо, расположенное недалеко от земли. Ему стало интересно узнать, что в нём находится. Он осторожно заглянул в гнездо. Там были беспомощные птенцы. Очень уж хотелось Пете взять их домой, но он этого не сделал.
(Что Петя сделал неправильно, а когда поступил верно?)
1. Что делает ёж зимой? /спит/
2. Кто был летом рыжий, а зимой становится серый? /белка/
3. Какой зверь похож на ежа? /дикобраз/
4. Как называются птицы, которые остаются зимовать? /зимующие/
5. Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? /клён/
6. У каких деревьев осенью листья красные? /у клёна и рябины/
7. Не зверь, не птица – нос как спица /комар/
8. Чемпион по прыжкам, скачет, скачет по лужкам /кузнечик/
9. Шёл долговяз – в землю увяз /дождь/
10. По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле траву преклоняет /ветер/
11. Рыбам жить зимой тепло: крыша – толстое стекло /лёд/
12. Он всё время занят делом, он не может зря идти.
Он идёт и красит белым всё, что видит на пути /снег/
13. Он вошёл – никто не видел, он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес /мороз/
14. В зоопарке верь, не верь, проживает чудо – зверь.
У него рука во лбу так похожа на трубу /слон/
9. Задание: Собери приметы (слайд) (кто быстрее и правильнее соберет пословицы)
1) Ласточки низко летают перед дождем.
2) Воробьи купаются в пыли к дождю.
3) Зимой дым столбом к морозу.
4) Много ягод на рябине— к холодной зиме.
5) Кошка свернулась клубком – на мороз.
6) Звезды ярко блестят к морозу.
7) Много одежек на луке— к холодной зиме.
8) Лето дождливое— зима снежная, холодная.
9) Летом пузыри на лужах, к затяжному дождю.
Ребята, а сейчас мы вспомним правила поведения в природе: (на слайде читаем все хором)
· Никогда не убивай зверей и птиц
· Не трогай домики животных и их детёнышей
· Не разоряй птичьи гнёзда
· Не ломай деревья, не рви цветы
· Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду
· Подкармливай зверей и птиц зимой
· Не шуми на прогулках, не пугай животных
· Учись наблюдать за природой и слушать ее голоса
Релаксация:
Что нового вы узнали сегодня? А что вам больше всего понравилось? (ответы
А сейчас, мы подсчитаем баллы, и определим команду-победителя.
«Любите родную природу: Озёра, леса и моря,
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней.
Давайте же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей!»
Спасибо всем. Я думаю, вы будете беречь и охранять природу, заботиться о ней.
6