Методическая разработка эколаборатории «Давайте с природой дружить» (8–9 класс)

1
0
Материал опубликован 19 February 2018

МБОУ «Крохалевская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка эколаборатории

Давайте с природой дружить”.

Бабина Антонина Степановна,

учитель биологии и химии

первая квалификационная категория

619176 Пермский край

Юсьвинский район

с.Крохалево ул.Центральная ,56

 


 


 


 


 


 

2017


 

Методическая разработка эколаборатории

Давайте с природой дружить”.

Цель: Формирование экологической культуры и исследовательских компетенций школьников, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

1. Активизировать познавательную активность в сфере экологии.

2. Развить навыки общения, умения работать в команде

3.Формировать навыки подготовки и проведения исследовательских работ экологической направленности.

4. Повторить учебный материал по разным предметам под новым углом зрения

5. Расширить кругозор учащихся.

Человеческие ресурсы:

1. Учителя химии и физики

2. Учащиеся 8-9 класса

Временной ресурс: 1 час

Рекомендации по выполнению мини исследовательских работ:

Работа ведется в лаборатории по 4 человека, следуя инструкциям. Учащиеся должны найти объяснение некоторым фактам и опытам

Для рефлексии нужен силуэт дерево или сухая ветка

План-программа методической разработки

1. Представление участников

2. Составление команд

3. Физические и химические эксперименты

4. Итоги, рефлексия

На доске, плакатах высказывания ученых, поэтов

Для того чтобы усовершенствовать ум,

Надо больше размышлять, чем заучивать.

Гельвеций (Французский философ)


 

Ход мероприятия:

1-й ведущий. Добрый день!

2-й ведущий. Приветствуем вас!

1-й ведущий. Мы приглашаем всех стать гостями и участниками единственного и неповторимого.

2-й ведущий. Захватывающего и интересного.

1-й ведущий. Удивительного

2-й ведущий. А самое главное — познавательного мероприятия,

1-й ведущий. Которое называется: Эколаборатория

2-й ведущий. “Давайте с природой дружить”.

Ведущий 1:  Считая себя власте­лином всего живого на Земле, Чело­век, создание Природы-матери, по­чти сгубил ее.

2-й ведущий. Избежим подроб­ностей.

1-й ведущий. Да, да, «хроники» правления человека ужасны.

2-й ведущий. Теперь человек во все горло орет, вопит: «Помогите! Спа­сите! Тону!»

1-й ведущий. Но, спасение утопаю­щих — дело рук самих утопающих.

2-й ведущий. Спасательным кру­гом для человека стала наука... Экология.

1-й ведущий.   О, экология родная!

Наука всем нам дорогая.

Кабы не ты, кабы не ты,

То не росли б вокруг цветы,

2-й ведущий.

Не пели б в роще соловьи,

Не суетились муравьи.

И океан бы мертвым был,

Про радость каждый бы забыл.

1-й ведущий. Тогда не жил бы в мире Я.

  О, экология, моя!

Учитель 1: С наукой экология вы уже немного знакомы, давайте знакомиться друг с другом.

Учитель 2: Предлагаю участникам эколаборатории разделиться на творческие лаборатории по 4 человека в каждой ( заранее ученикам раздаются жетоны в виде листиков разного цвета, создаются команды(5 минут)

Учитель 1: Чтобы работа вашей лаборатории была успешной – нужен талисман. Изобразите его, причем каждый к этому должен приложить усилие, иначе талисман помогать откажется. (8-10 минут).

Созданные талисманы скотчем закрепляются на передней стенке стола.

 Учитель 2:  Обращаем ваше внимание на то, что у нас не конкурсы, а исследования. Лаборатории не соревнуются, а находят объяснение некоторым фактам и опытам. Руководители лабораторий – учителя, это ваши консультанты и помощники в поисках истины.

Учитель 1: У каждой команды своя эколаборатория, вы занимаетесь мини исследовательской работой, находите объяснение на поставленные вопросы и все аргументируете с позиций науки и экологии.

Работа эколабораторий.

Эколаборатория №1: (проводится для всех участников) Почти у каждого в наше время есть мобильные телефоны. Это конечно очень удобно, но как часто телефон звучит в самый неподходящий момент! Попробуем избавиться от ненужных звонков, не выключая телефон!

Вне зоны доступа

Что понадобится?

Два мобильных телефона, фольга

Как ставить опыт?

Набрать с телефона номер второго мобильного и убедиться, что он принимает сигнал (звонит).

Завернуть второй телефон в фольгу и снова позвонить на него.

Оберни телефон в фольгу прямо во время звонка

Что произойдет?

Завернутый в фольгу телефон не звонит, хотя он включен.

Если телефон заворачивать во время звонка, сигнал может слышаться.

Почему это так?

За консультацией можно обратиться к учителю

Учитель 1: Предлагаю на время нашей работы завернуть телефоны в фольгу, чтоб они нас не отвлекали. Получается, мы уже начали работу в лаборатории!

Учитель 2: Инструктаж по ТБ

Преподаватели выдают инструкции.

Эколаборатория № 2. Ребята проверяет свою ловкость. ( БУКВАЛЬНО ОТ СЛОВА ЛОВИТЬ). Команда получают оборудование к работе и выполняют её.

Проверь скорость реакции

Что понадобится?

Линейка (около 30 см)

Как ставить опыт?

Один участник эксперимента держит разжатую ладонь перед собой так, как будто хочет поймать какой- то длинный предмет, падающий сверху.

Второй участник держит линейку отметкой 0 вниз прямо над рукой первого участника и без предупреждения отпускает её между пальцами первого участника.

Первый участник опыта должен поймать линейку как можно быстрее.

Что произойдет?

Несмотря на то, что линейка падает прямо перед глазами, всё же требуется время, чтобы поймать её. Линейка при этом успевает пролететь несколько сантиметров.

Совет: проведите эксперимент для левой и правой руки каждого человека из вашей команды

Почему это так?

За консультацией можно обратиться к учителю

 

Отметка на линейке (см)

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

30

Время реакции секунда

0.14

0.16

0.17

0.18

0.19

0.20

0.21

0.22

0.23

0.24

0.25

 


 

Вывод. Ловкость определили. Если результаты вас не порадовали, не расстраивайтесь. Путём тренировок вы можете добиться таких успехов, что будете удивлять всех быстротой своей реакции.

Если бы время реакции не существовало, было бы гораздо меньше несчастных случаев. Например, при скорости 20 м\с (72км\ч) за время реакции автомобиль успевает проехать почти 5 м, это не считая тормозного пути. Вот еще одна причина быть осторожнее на дороге и водителям и пешеходам.

Эколаборатория №3: Чтобы вскипятить воду мы обычно нагреваем её. На это требуется время. А можно получить кипящую воду мгновенно, правда для этого нужны некоторые усилия. Ну что, попробуем?

Холодный кипяток

Что понадобится?

Одноразовый шприц, стакан с водой

Как ставить опыт?

Наполнить шприц водой из стакана примерно на ¼ часть

Закрыть пальцем конец шприца

Потянуть поршень на себя как можно быстрее (осторожно, не нужно вытягивать поршень из шприца )

Что произойдет?

В воде появляются пузыри, как будто вода в шприце закипела, но он остался холодным. Получился холодный кипяток.

Почему это так?

 

Вывод: Вряд ли в таком кипятке сварится суп или заварится чай, однако, и от этого явления есть польза. Например, ультразвуковые зубные щётки образуют массу пузырьков, которые позволяют избавиться от зубного налета. А в природе существуют раки, способные так быстро шевелить клешнями, что давление уменьшается, и возникают пузырьки. Когда пузыри лопаются, возникает взрывная волна, оглушающая червячков и маленьких рыбок. Таким образом рачок добывает пищу. Да, без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Эколаборатория № 4: Нередко нам приходится отделять разные вещества друг от друга. Сейчас в нашей лаборатории вы займетесь разделением смеси на 3 составляющие.

Раздели смесь

Что понадобится?

Стаканы одноразовые 3 штуки, древесные опилки, песок, железные опилки.

Как ставить опыт?

Разделить смесь на составляющие. Недостающее оборудование попросить у помощников

Почему это так?

Объяснить, как проводился эксперимент.

Вывод: Расскажите, где это используется? (При очистке воды, разделении цветных металлов от черных, …)

Эколаборатория № 5: Ну как, телефоны ещё не звонили? Я предлагаю сделать телефон самим. Для этого никаких сложных устройств не понадобится.

Что понадобится?

Два пластиковых стаканчика, булавка, две спички, нитка (несколько метров)

Как ставить опыт?

С помощью булавки сделать маленькое отверстие в дне обоих стаканчиков. Осторожно, булавка острая!

Продеть один конец нитки в получившееся отверстие снаружи внутрь и привязать к нитке спичку.

Проделать то же самое со вторым стаканчиком. Теперь на каждом конце нитки прикреплено по стаканчику.

Два человека берут стаканчики в руки и отходят на такое расстояние, чтобы нитка была натянута.

По очереди тихо говорите в стаканчик. Пока один говорит, другой слушает, нельзя говорить одновременно. Когда закончили говорить, можно сказать сигнальную фразу, например, обратиться по имени.

Что произойдет?

Когда нитка натянута, вы можете услышать друг друга

Почему это так?

За консультацией можно обратиться к учителю

 


 

Вывод: Звук легко распространяется и это не всегда хорошо. В плохо построенных домах звук может быть слышен даже через несколько этажей. Наш череп тоже хорошо передаёт звуки. При приготовлении кексов, чипсов производители всегда обращают внимание на то, какие звуки издают эти продукты при жевании. Громкий хруст хорошо распространяется по черепу, приносит приятные ощущения и улучшает настроение. Значит, продукт покупают, производитель получает прибыль.

Эколаборатория № 6: Попробуем предсказать результат такого опыта: у нас есть два воздушных шарика, соединённых трубкой. Будет ли переходить воздух из одного шарика в другой? Выдвигайте гипотезы!

Настало время проверить наши предположения!

Мал да удал

Что понадобится?

Два воздушных шарика, полый корпус шариковой ручки, скотч

Как ставить опыт?

Надеть шарик на корпус ручки, закрепить скотчем.

Немного надуть закрепленный воздушный шарик через трубочку корпуса (два глубоких выдоха), закрутить горлышко шарика и закрепить его прищепкой. Завязывать шарик не нужно!

Второй шарик надуть сильнее и тоже закрутить горлышко шарика, чтобы воздух не выходил.

Надеть второй шарик на трубочку, закрепить скотчем. трубочку с обеих сторон.

Снять прищепку, чтобы воздух мог переходить из одного шарика в другой.

Что произойдет?

Маленький шарик ещё сильнее надувает большой, хотя должно быть наоборот.

Надавите на большой шарик и переместите воздух из большого шарика в маленький, удивительно, но сам он туда переходить не желает!

Почему это так?

 

Выступление команд. Защита мини исследовательской работы

Учитель 2. Крылатая фраза

Надо правильно назвать химические элементы, знаки которых приведены. Если вы правильно назовете химические элементы, то из первых букв этих названий получится крылатая фраза. Какая?

Au, Ne, Al, Nb, Ir, Eu – Ag, In, Lu, Am.

Учитель 2: Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу.

Учитель 1: И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, недаром физика - самая древняя из всех наук о природе.

Учитель 2: Кем бы вы не стали, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы.

Учитель 1.Рефлексия. (Дерево настроения). У вас на столе находятся листики определенного цвета. Изобразите на них свои эмоции, впечатления и прикрепите листик на ветку.

Список литературы

1.Геккер Йохим. Гениальные эксперименты. Серия « Опыты и эксперименты». М.:Эксмо,2014

2.Иллюстрированнная энциклопедия школьника.Химия.М.:Аванта,2006

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.