Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», посвящённая 185-летию со дня рождения И.А. Куратова
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»,
посвящённая 185-летию со дня рождения И.А. Куратова
ПрезентацияPPTX / 4.62 Мб
https://yandex.ru/video/preview/9100077148147468646 (опера "Куратов")
1. Аннотация
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» посвящена 185-летию со дня рождения И.А. Куратова, основоположника коми литературы, поэта, лингвиста, переводчика.
В ходе игры учащиеся знакомятся с основными фактами биографии коми поэта, его произведениями.
Игра расширяет кругозор учащихся через межпредметные связи коми литературы с языком, историей, культурой (театр, скульптура, филателия).
Представленная методическая разработка будет интересна и полезна для учителей коми литературы, русского языка и литературы, может быть использована при изучении отдельных тем, связанных с творчеством И.А. Куратова, и проведении обобщающих уроков в игровой форме в 7-11 классах, а также при организации внеклассной работы по предмету, проведении библиотечных уроков.
2. Введение
Актуальность методической разработки
Интеллектуальная игра посвящена 185-летию со дня рождения И.А. Куратова. Юбилей основоположника коми литературы, поэта, лингвиста, переводчика будет отмечаться в 2024 году.
Проведение игры является вкладом в дело увековечивания памяти о выдающемся земляке, данью уважения к его роли в становлении и развитии коми национальной литературы, средством привлечения внимания учащихся к изучению коми литературы.
Цель игры: знакомство учащихся с фактами биографии И.А. Куратова и его творчеством.
Задачи:
- познакомить учащихся с жизнью и деятельностью И.А. Куратова, его произведениями;
- формировать у учащихся интерес к коми литературе, творчеству И.А. Куратова;
- развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде;
- воспитывать уважительное отношение к труду писателя.
Для использования методической разработки в практике образования необходимо техническое оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Подготовительная работа:
- класс делится на две команды («Зрители» и «Знатоки»);
- учащиеся изучают предложенный список литературы и Интернет-источников (Приложение 1);
- участники команды «Зрители» на основе предложенных источников готовят вопросы для команды «Знатоки».
Викторина сопровождается интерактивной презентацией, созданной в программе Power Point.
Инструкция по работе с презентацией:
Слайд 4. Игровое поле:
По щелчку мыши на фоне музыки вращается стрелка. Переход на вопрос по таблице справа.
Музыкальная пауза – щелчок мышью по скрипичному ключу.
Последовательность вопросов: 12, 5, 11, 3, 6, 9, 2, 10, 8, 7, 4, 1.
Слайды 6-29 – вопросы, ответы.
По щелчку мыши на слайдах с вопросами появляются песочные часы. В течение минуты участники команды «Знатоки» обсуждают ответ на вопрос. По истечении 1 минуты звучит гонг (аудиофайл воспроизводится автоматически).
Переход на слайд с ответом происходит при щелчке мыши, на следующий слайд при помощи управляющей кнопки:
Слайд 5
По щелчку по кнопках «ЗНАТОКИ» и «ЗРИТЕЛИ» происходит смена счёта игры (счёт до 6 очков).
По щелчку по стрелке происходит переход на игровое поле (Слайд 4).
По щелчку по управляющей кнопке осуществляется переход на Слайд 31 «Спасибо за игру!».
По щелчку по значку звучит музыка.
Слайды 32-33 содержат ссылки на использованные ресурсы и источники.
3. Основная часть
Ход игры:
Организационный момент. Чтение стихотворения Р. Киплинга:
Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Знакомство с правилами игры «Что? Где? Когда?»:
Игра состоит из 11 раундов.
В каждом раунде знатокам предлагается вопрос из сектора, выпавшего на игровом столе.
Если стрелка показала на сектор, выпавший ранее, то задаётся следующий вопрос по часовой стрелке.
После обдумывания (1мин.) капитан называет имя игрока, который будет давать ответ, или отвечает сам.
Если команда отвечает сразу, то одна минута остается в запасе, и команда может взять дополнительное время в любом раунде.
Если команда дает правильный ответ, то ей зачитывается одно очко.
В случае неправильного ответа команды «Знатоки» очко присуждается зрителям.
Игра идёт до 6 очков.
Объявление темы игры – «Жизнь и творчество И.А. Куратова».
Проведение игры.
Учитель комментирует и дополняет ответы учащихся, привлекая дополнительную информацию о И.А. Куратове.
Вопросы:
1) Когда и где родился Иван Алексеевич Куратов? (Иван Алексеевич Куратов родился 18 июля 1839 года в селе Кебра Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии, ныне село Куратово Сысольского района Республики Коми).
2) Кем был отец Ивана Алексеевича Куратова? (Отец Иван Иванович был дьяконом. Будущему поэту было шесть лет, когда умер его отец. С ранних лет поэт испытывал бедность и нужду).
3) Назовите основное занятие И.А. Куратова с 1861 по 1865 годы. (В это время И.А. Куратов работал учителем в г. Усть-Сысольске. Он обучал крестьянских детей грамоте в духовно-приходском училище при Троицком соборе).
4) К какому времени относятся первые упоминания об И.А. Куратове и его произведениях? (Впервые о неизвестном коми поэте было сообщено в 1923 г. в первом коми журнале «Парма ель» («Лесной ручеёк»), в 1926 г. стихотворения Куратова были опубликованы в книге «Коми гижысьяс» («Коми писатели»).
5) Назовите известную поэму, главное произведение И.А. Куратова, ставшую делом всей его жизни. (Поэма «Яг-морт» - «Лесной человек». В поэме нашли раздумья поэта о народном характере).
6) Что связывает И.А. Куратова и таких корифеев русской и зарубежной литературы как А.С. Пушкина, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, Г. Гейне, Ж.-П. Беранже, Ф.Шиллера? (И.А. Куратов был переводчиком. Благодаря ему коми народу стали известны произведения А.С. Пушкина, И.А. Крылова, А.В. Кольцова, Г. Гейне, Ж.-П. Беранже, Ф. Шиллера, которые он перевёл на коми язык. Всего И.А. Куратов перевёл на коми язык более 1300 произведений русской и зарубежной литературы).
7) Назовите адресата любовной лирики И.А. Куратова. (Это Александра Ивановна Попова, «солнцеликая Сандра». Ей И.А. Куратов посвятил свой поэтический цикл. «Сердце радующая! Светлое солнце! Грей и оживляй всё, что есть под небом! Прекрасная девица!» – так обращался поэт к возлюбленной в одном из своих стихотворений).
8) И.А. Куратов, помимо литературной деятельности, интересовался философией, историей, искусством, он собирал произведения устного народного творчества. Поражает круг интересов И.А. Куратова. Также он занимался изучением языков, уделял большое внимание изучению коми-зырянского языка, параллельно исследовал грамматику удмуртского и марийского языков. Ему принадлежит 24 языковедческие работы. Назовите самую крупную научно-лингвистическую работу И.А. Куратова. («Зырянский язык и грамматика зырянского языка»).
9) Назовите стихотворение И.А. Куратова, в котором он выразил своё отношение к родному языку, свою любовь и преданность. («Коми кыв» («Коми язык»), написано в 1857 году).
10) Когда и где скончался И.А. Куратов? (Работая военным юристом в г. Верном, ныне г. Алма-Ата, Куратов был в длительных командировках, что послужило главной причиной тяжёлой болезни. 29 ноября 1875 года И.А. Куратов скончался от туберкулёза. Там же он был и похоронен. Ему было 36 лет).
11) Назовите стихотворение И.А. Куратова, в котором он выразил свои взгляды на место и назначение поэта и поэзии в общественной жизни. (Стихотворение «Менам муза» («Моя муза»). Написано стихотворение в 1866 году в Казани. Поэту на тот момент было 27 лет. В нём И.А. Куратов, по образному выражению А.Н. Фёдоровой, «присягал на верность своему народу, своему долгу человека и поэта, реалистическому искусству»).
12) Кто является автором памятника Ивану Алексеевичу Куратову в Сыктывкаре? Когда был открыт памятник? (Скульптор В.Н. Мамченко, открыт памятник в 1977 году).
После вопроса № 6 вниманию учащихся предлагается музыкальная пауза.
Демонстрируется сцена из оперы «Куратов», основанной на биографии И.А.Куратова. Либретто А. Ванеева и С. Носкова на стихи И.А. Куратова, А. Ванеева, тексты коми народных песен, музыка С. Носкова.
Подведение итогов игры. Рефлексия.
Учитель предлагает учащимся закончить предложения (на выбор):
- Сегодня я узнал(а)…
- Меня поразило…
- Я для себя сделал(а) открытие…
Заключительное слово учителя.
Коми народ свято чтит память о И.А. Куратове. Его имя носят улицы в Сыктывкаре, Ухте, Инте, Печоре, Сосногорске, Усть-Цильме.
Имя поэта присвоено Сыктывкарскому педагогическому училищу (ныне Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж им. И. А. Куратова).
В 1977 году, как мы с вами уже выяснили, в городе Сыктывкаре был открыт памятник поэту. Литературно-историческим центром является Дом-музей Куратова. В 1989 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Куратову.
Я надеюсь, что у вас возникло желание поближе познакомиться с творчеством И.А. Куратова, посетить выставки, концерты, спектакли, связанные с жизнью и творчеством поэта.
Спасибо за игру!
Список литературы:
Ванеев А.Е. Куратов Иван Алексеевич//Республика Коми: энциклопедия. – Сыктывкар, 1999. – Т. 2. – С. 174 -176.
Демин В. Иван Алексеевич Куратов//Писатели Коми: библиографический словарь. В 2 т./сост.: В.Н. Демин, Н.А. Нестерова; науч. ред. В.Н. Демин. – Сыктывкар, 1995 . – Т. 1. – С. 265-273.
Ванеев А.Е. В поисках истины: мировоззрение и эстетические взгляды И.А. Куратова/Альберт Егорович Ванеев. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1989. - 174, [2] с.
Демин В.Н. Рифмою крылатой свяжем строки... - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. – 158 с.
Доронин П.Г. Творчество И.А. Куратова. - Сыктывкар: Коми Госиздат, 1939. - 78, [1] с.
Ивлев Н.П. Куратов в Казахстане. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1981. - 197, [2] с., [1] л. портр.: ил.
Куратов И.А. Стихи: пер. с коми; ред. Л.И. Парфенов; авт. послесл. А. Федорова. - М.: Советская Россия, 1975. - 269 с.
Куратов И.А. Моя муза не продажна: избранные стихи; пер. с коми Ю. Ионова. - Сыктывкар: Эском, 2007. - 159 с.
Сурнина Л. Иван Алексеевич Куратов // Писатели Коми: библиогр. слов.: в 2 т. – Сыктывкар, 2017
Тираспольский Г.И. И.А.Куратов-языковед. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1980. - С. 481 - 490
Тираспольский Г.И. Эхо пушкинской лиры. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1999. - 256 с.
Федорова А.Н. И.А. Куратов: очерк жизни и творчества. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1960. - 150 с.
Чисталева Т.А. Литературно-мемориальный музей И.А.Куратова: путеводитель. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1990. - 60 с.
Интернет-источники:
http://fulr.karelia.ru/Resursy/Sozdateli_nacionalnyh_finno-ugorskih_literatur_i_folklora/Ivan_Alekseevich_KURATOV/ - Финно-угорские библиотеки России
http://www.tomovl.ru/komi/kyratov.htm - Литературный музей И.А. Куратова
http://old.nbrkomi.ru/page/2526/ - Национальная библиотека Республики Коми