12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Иванова Светлана Алексеевна193
Россия, Челябинская обл., Южноуральск

Интеллектуальная игра «Физическая азбука»

Иванова С.А., преподаватель физики ГБПОУ Южноуральский энергетический техникум

Приоритетной целью образования сегодня является не простая передача знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, а развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

Для того, чтобы студент получал моральное и эмоциональное удовлетворение от процесса получения знаний, он должен быть организован интересно. Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаем использовать в своей работе эффективный метод – игровые технологии и внеурочную деятельность.

Применяя различные игровые формы, вовлекая студентов в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно.

Целенаправленная внеурочная работа играет важную роль в формировании у студентов интереса к предмету. 

Наибольший интерес у студентов вызывают внеклассные мероприятия в игровой форме: квесты, викторины, марафоны.

Через такое взаимодействие происходит процесс обучения и процесс творческого развития. Игры позволяют реализовать «учение с увлечением», учение через общение. Эмоциональный эффект состоит, в своего рода открытиях, которые совершает студент, участвуя в игре. Психологи считают, что игровые формы стимулируют поиск дополнительной информации. Основой игры является реальная жизнь. Именно это вызывает у студентов эмоциональные подъемы, повышает работоспособность, инициирует творческую активность. А новое, как известно, всегда порождает любопытство и любознательность, при проявлении которых студенты стремятся к получению новых знаний.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка игры «Физическая азбука».

Игра проводится в форме мультимедийной азбуки. Это достаточно простая для организации, динамичная в проведении, увлекательная для участников форма организации интеллектуальных соревнований.

Суть еѐ заключается в следующем. Участникам задаются вопросы, ответы на которые – физические термины, начинающиеся на определѐнную букву алфавита. Кроме самого вопроса, предлагается также иллюстративный материал. Между вопросами делается небольшая пауза: от 10 секунд до 1 минуты, в зависимости от сложности темы игры и уровня подготовленности участников. За это время ответы нужно занести в заранее подготовленные бланки, напротив соответствующей буквы алфавита. По окончании игры бланки сдаются и проверяются педагогом или специальным жюри.

Участие может быть как индивидуальным, так и командным. Игра занимает от 30 минут до 1 часа, и может быть проведена как в рамках урока (например, повторительно-обобщающего), так и в качестве внеклассного мероприятия. В последнем случае, еѐ можно разбить на две или более частей, предусмотреть музыкальные паузы для психологической разгрузки студентов, или провести дополнительные конкурсы, например, визитка команд, домашнее задание и тому подобное.

Если на мероприятии присутствуют зрители, возможна организация конкурсов, розыгрыш призов и для них.

Цели игры: формирование мотивов к активному изучению физики. 

Задачи: 

1. Повторение и обобщение  знаний по предмету «Физика»;

2.Формирование навыков самостоятельной работы;

3.Развитие интереса к физическим знаниям через игру; развитие умения применять знания в современной жизни.

4.Воспитание чувства коллективизма, взаимопонимания, сопереживания.

Правила игры: В игре принимают участие от 5 до 30 игроков. Ведущий задает вопрос. Он, обязательно будет из области знаний по физике. Ответ, на данной игре, начинается с той буквы алфавита, которая указана на слайде. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ вносится в бланк ответов(Приложение 1)

Оборудование: ПК, мультимедиа

Ход игры:

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствую всех, кто пришел к нам на игру, а как она называется мы предлагаем вам узнать, расшифровав ребус на слайде(Приложение 2). Действительно это «Физическая азбука». Надеюсь, скучной она вам не покажется и плодотворной будет наша встреча.

        Ежедневно складывая буквы в слова, а слова в предложения мы играем в игру «Азбука», сами того не замечая. Сегодня мы приглашаем сразиться на нашем игровом поле знатоков - смельчаков, не побоявшихся продемонстрировать свои знания и смекалку! И узнать, кто же из них самый везучий!? Да, да, везение на этой игре может прийти на помощь интеллекту.

Правила игры очень простые.

Ведущий объясняет правила игры. И демонстрирует главный приз, который ожидает победителя на финише.

Итак, начинаем.

Буква

Вопрос

Подсказка

А

Газовая оболочка, окружающая небесное тело. Ее характеристики зависят от размера, массы, температуры, скорости вращения и химического состава данного небесного тела, а также определяются историей его формирования начиная с момента зарождения

t1596265009aa.gif

Б

Глубоководный самоходный аппарат для океанографических и т. п. исследований. Состоит из стального шара гондолы (экипаж 1 - 3 человека, приборы) и поплавка корпуса, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином).

 

t1596265009ab.gif

В

состояние газа при давлениях , более низких, чем атмосферное. Различают

низкий , которому соответствует область давлений p > 100 Па;

средний: 0,1 Па - 100 Па

высокий: 10-5 Па - 0,1 Па

сверхвысокий: ниже 10-5Па 

 

t1596265009ac.gif

Г

одна из четырех ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ сил в природе. Самая слабая по сравнению с остальными. Её силу вычисляют по формуле Ньютона: она прямо пропорциональна массе каждого из двух тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.

 

t1596265009ad.gif

Д

взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества. Происходит в направлении уменьшения концентрации вещества и ведёт к его равномерному распределению по занимаемому объёму. 

 

t1596265009ae.gif

Е

количество электричества, отдаваемого аккумулятором до снижения напряжения на его зажимах до минимально допустимого значения

 

t1596265009af.gif

Ж

Вещества в конденсированном агрегатном состоянии, промежуточном между твёрдым и газообразным. Подобно твёрдым телам, обладают малой сжимаемостью и большой плотностью и в то же время, подобно газам, не обладают упругостью формы и легко текут.

 

t1596265009ag.gif

З

это физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии  

 

t1596265009ah.gif

И

 нестационарный электрический разряд в газе, возникающий в электрическом поле при давлении газа до нескольких атмосфер. Отличается извилистой разветвленной формой и быстрым развитием (около 10-7 с). Температура в главном канале достигает 10 000 К. В природе наблюдается в виде молнии.

 

t1596265009ai.png

К

Перенос теплоты, массы, зарядов движущейся средой потоками воздуха, пара или жидкости, возникающими естественным путем в неоднородных средах (естественная ) или создаваемыми искусственно (вынужденная ).

t1596265009aj.png

Л

технический прибор для получения сильно концентрированных световых пучков; применяется в различных областях (технике, медицине и др.).

 

t1596265009ak.jpg

М

Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическим свойствами, способная существовать самостоятельно.

 

t1596265009al.gif

Н

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ

 

t1596265009am.jpg

О

раздел физики, в котором изучаются оптическое излучение (свет), процессы его распространения и явления, наблюдаемые при взаимодействии света и вещества. 

 

t1596265009an.gif

П

ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны. В этом состоянии находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды, галактические туманности и межзвездная среда. Около Земли она существует в виде солнечного ветра, магнитосферы и ионосферы.

t1596265009ao.jpg

Р

устройство для регулирования напряжения и тока в электрической цепи

 

t1596265009ap.gif

С

векторная величина, являющаяся мерой механического воздействия на данное тело со стороны других тел.

 

t1596265009aq.gif

Т

линия, которую описывает тело при своем движении. Если линия - прямая, то движение называется прямолинейным, в противном случае - криволинейным.

 

t1596265009ar.gif

У

свойство тел сопротивляться изменению их объема и формы под воздействием механических напряжений, обусловленное возрастанием внутренней энергии тел.

 

t1596265009as.gif

Ф

наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы её движения.

t1596265009at.gif

Х

свойство материала разрушаться при небольшой деформации под действием напряжений. Образование трещины и развитие процесса разрушения связано с образованием малых локальных зон пластической деформации.

 

t1596265009au.gif

Ц

ощущение, воспринимаемое мозгом, когда свет определенной яркости и конкретной длины волны попадает на СЕТЧАТКУ ГЛАЗА.

 

t1596265009av.gif

Ч

показатель, выражающий собой число повторений или возникновения событий (процессов).

t1596265009aw.gif

Ш

это знаковая система, для которой задано отображение (операция измерения), ставящее в соответствие реальным объектам, ситуациям, событиям

 

t1596265009ax.gif

Э

Волна, отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем (приемником).

 

Звукозапись эха

Я

положительно заряженная центральная часть атома, в которой сосредоточена почти вся его масса

 

t1596265009ay.gif


 

Ведущий: Все вопросы заданы. Сдайте бланки ответов. Сейчас компетентное жюри проверит правильно ли вы ответили на вопросы (Приложение 3).

А пока подводят итоги, давайте попытаемся объяснить некоторые явления нашей жизни с физической точки зрения.

t1596265009az.png

Ответ: Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.

t1596265009ba.png

Ответ: Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно. Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.


t1596265009bb.png Ответ: Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.

t1596265009bc.png

Ответ: Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.

t1596265009bd.png

Ответ: Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.

t1596265009be.png

 

Ответ: Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.

После определения победителя, ему вручается главный приз, остальным участникам - утешительные призы. Ведущий благодарит игроков за активное участие.

Ведущий: Не огорчайтесь, если допустили ошибки. Не стыдно не знать чего-то, стыдно не стремиться узнать! Успехов вам в этом интересном и увлекательном деле – познании ещѐ непознанного! Пусть ваша работа на занятиях по физике будет успешной и приносит удовольствие! До новых встреч на игровом поле! И пусть информация, услышанная сегодня на игре, пригодится вам в повседневной жизни.

 

Библиографический список литературы:

Использование системно-деятельностного подхода в обучении как средство формирования УУД [Электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/user/1087546/page/metodicheskaya-rabota

Универсальные учебные действия и компетентность учащихся [Электронный ресурс], режим доступа: http://school- 5sz.ucoz.ru/fedoseeva/uud_i_kompetentnost_uchashhikhsja.pdf

Педагогические технологии "Виды игровых технологий" [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html


 


 


 


 


 

Приложение 1

БЛАНК ОТВЕТОВ

А

 

Б

 

В

 

Г

 

Д

 

Е

 

Ж

 

З

 

И

 

К

 

Л

 

М

 

Н

 

О

 

П

 

Р

 

С

 

Т

 

У

 

Ф

 

Х

 

Ц

 

Ч

 

Ш

 

Э

 

Я

 


 

ФИО_____________________________ГРУППА_____


 


 


 

Приложение 2


 

t1596265009bf.png


 

t1596265009bg.png


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3

ОТВЕТЫ

А

АТМОСФЕРА

Б

БОТИСКАФ

В

ВАКУУМ

Г

ГРАВИТАЦИЯ

Д

ДИСПЕРСИЯ

Е

ЕМКОСТЬ

Ж

ЖИДКОСТЬ

З

ЗАРЯД

И

ИСКРА

К

КОНДЕНСАЦИЯ

Л

ЛАЗЕР

М

МОЛЕКУЛА

Н

НАПРЯЖЕНИЕ

О

ОПТИКА

П

ПЛАЗМА

Р

РЕОСТАТ

С

СИЛА

Т

ТРАЕКТОРИЯ

У

УПРУГОСТЬ

Ф

ФИЗИКА

Х

ХРУПКОСТЬ

Ц

ЦВЕТ

Ч

ЧАСТОТА

Ш

ШКАЛА

Э

ЭХО

Я

ЯДРО

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.