Интеллектуальная игра «Физическая азбука»
Интеллектуальная игра «Физическая азбука»
Иванова С.А., преподаватель физики ГБПОУ Южноуральский энергетический техникум
Приоритетной целью образования сегодня является не простая передача знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту, а развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Для того, чтобы студент получал моральное и эмоциональное удовлетворение от процесса получения знаний, он должен быть организован интересно. Чтобы «скучные» и абстрактные процессы превратить в увлекательную деятельность, предлагаем использовать в своей работе эффективный метод – игровые технологии и внеурочную деятельность.
Применяя различные игровые формы, вовлекая студентов в интересные для него действия, возможно создать условия, в которых УУД формируется наиболее эффективно.
Целенаправленная внеурочная работа играет важную роль в формировании у студентов интереса к предмету.
Наибольший интерес у студентов вызывают внеклассные мероприятия в игровой форме: квесты, викторины, марафоны.
Через такое взаимодействие происходит процесс обучения и процесс творческого развития. Игры позволяют реализовать «учение с увлечением», учение через общение. Эмоциональный эффект состоит, в своего рода открытиях, которые совершает студент, участвуя в игре. Психологи считают, что игровые формы стимулируют поиск дополнительной информации. Основой игры является реальная жизнь. Именно это вызывает у студентов эмоциональные подъемы, повышает работоспособность, инициирует творческую активность. А новое, как известно, всегда порождает любопытство и любознательность, при проявлении которых студенты стремятся к получению новых знаний.
Вашему вниманию предлагается методическая разработка игры «Физическая азбука».
Игра проводится в форме мультимедийной азбуки. Это достаточно простая для организации, динамичная в проведении, увлекательная для участников форма организации интеллектуальных соревнований.
Суть еѐ заключается в следующем. Участникам задаются вопросы, ответы на которые – физические термины, начинающиеся на определѐнную букву алфавита. Кроме самого вопроса, предлагается также иллюстративный материал. Между вопросами делается небольшая пауза: от 10 секунд до 1 минуты, в зависимости от сложности темы игры и уровня подготовленности участников. За это время ответы нужно занести в заранее подготовленные бланки, напротив соответствующей буквы алфавита. По окончании игры бланки сдаются и проверяются педагогом или специальным жюри.
Участие может быть как индивидуальным, так и командным. Игра занимает от 30 минут до 1 часа, и может быть проведена как в рамках урока (например, повторительно-обобщающего), так и в качестве внеклассного мероприятия. В последнем случае, еѐ можно разбить на две или более частей, предусмотреть музыкальные паузы для психологической разгрузки студентов, или провести дополнительные конкурсы, например, визитка команд, домашнее задание и тому подобное.
Если на мероприятии присутствуют зрители, возможна организация конкурсов, розыгрыш призов и для них.
Цели игры: формирование мотивов к активному изучению физики.
Задачи:
1. Повторение и обобщение знаний по предмету «Физика»;
2.Формирование навыков самостоятельной работы;
3.Развитие интереса к физическим знаниям через игру; развитие умения применять знания в современной жизни.
4.Воспитание чувства коллективизма, взаимопонимания, сопереживания.
Правила игры: В игре принимают участие от 5 до 30 игроков. Ведущий задает вопрос. Он, обязательно будет из области знаний по физике. Ответ, на данной игре, начинается с той буквы алфавита, которая указана на слайде. Время на обдумывание 15 секунд. Ответ вносится в бланк ответов(Приложение 1)
Оборудование: ПК, мультимедиа
Ход игры:
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы приветствую всех, кто пришел к нам на игру, а как она называется мы предлагаем вам узнать, расшифровав ребус на слайде(Приложение 2). Действительно это «Физическая азбука». Надеюсь, скучной она вам не покажется и плодотворной будет наша встреча.
Ежедневно складывая буквы в слова, а слова в предложения мы играем в игру «Азбука», сами того не замечая. Сегодня мы приглашаем сразиться на нашем игровом поле знатоков - смельчаков, не побоявшихся продемонстрировать свои знания и смекалку! И узнать, кто же из них самый везучий!? Да, да, везение на этой игре может прийти на помощь интеллекту.
Правила игры очень простые.
Ведущий объясняет правила игры. И демонстрирует главный приз, который ожидает победителя на финише.
Итак, начинаем.
Буква |
Вопрос |
Подсказка |
А |
Газовая оболочка, окружающая небесное тело. Ее характеристики зависят от размера, массы, температуры, скорости вращения и химического состава данного небесного тела, а также определяются историей его формирования начиная с момента зарождения |
|
Б |
Глубоководный самоходный аппарат для океанографических и т. п. исследований. Состоит из стального шара гондолы (экипаж 1 - 3 человека, приборы) и поплавка корпуса, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином).
|
|
В |
состояние газа при давлениях , более низких, чем атмосферное. Различают низкий , которому соответствует область давлений p > 100 Па; средний: 0,1 Па - 100 Па высокий: 10-5 Па - 0,1 Па сверхвысокий: ниже 10-5Па
|
|
Г |
одна из четырех ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ сил в природе. Самая слабая по сравнению с остальными. Её силу вычисляют по формуле Ньютона: она прямо пропорциональна массе каждого из двух тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними.
|
|
Д |
взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества. Происходит в направлении уменьшения концентрации вещества и ведёт к его равномерному распределению по занимаемому объёму.
|
|
Е |
количество электричества, отдаваемого аккумулятором до снижения напряжения на его зажимах до минимально допустимого значения
|
|
Ж |
Вещества в конденсированном агрегатном состоянии, промежуточном между твёрдым и газообразным. Подобно твёрдым телам, обладают малой сжимаемостью и большой плотностью и в то же время, подобно газам, не обладают упругостью формы и легко текут.
|
|
З |
это физическая скалярная величина, определяющая способность тел быть источником электромагнитных полей и принимать участие в электромагнитном взаимодействии
|
|
И |
нестационарный электрический разряд в газе, возникающий в электрическом поле при давлении газа до нескольких атмосфер. Отличается извилистой разветвленной формой и быстрым развитием (около 10-7 с). Температура в главном канале достигает 10 000 К. В природе наблюдается в виде молнии.
|
|
К |
Перенос теплоты, массы, зарядов движущейся средой потоками воздуха, пара или жидкости, возникающими естественным путем в неоднородных средах (естественная ) или создаваемыми искусственно (вынужденная ). |
|
Л |
технический прибор для получения сильно концентрированных световых пучков; применяется в различных областях (технике, медицине и др.).
|
|
М |
Мельчайшая частица вещества, обладающая всеми его химическим свойствами, способная существовать самостоятельно.
|
|
Н |
ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА, ПОКАЗЫВАЮЩАЯ РАЗНОСТЬ ПОТЕНЦИАЛОВ
|
|
О |
раздел физики, в котором изучаются оптическое излучение (свет), процессы его распространения и явления, наблюдаемые при взаимодействии света и вещества.
|
|
П |
ионизованный газ, в котором концентрации положительных и отрицательных зарядов равны. В этом состоянии находится подавляющая часть вещества Вселенной: звезды, галактические туманности и межзвездная среда. Около Земли она существует в виде солнечного ветра, магнитосферы и ионосферы. |
|
Р |
устройство для регулирования напряжения и тока в электрической цепи
|
|
С |
векторная величина, являющаяся мерой механического воздействия на данное тело со стороны других тел.
|
|
Т |
линия, которую описывает тело при своем движении. Если линия - прямая, то движение называется прямолинейным, в противном случае - криволинейным.
|
|
У |
свойство тел сопротивляться изменению их объема и формы под воздействием механических напряжений, обусловленное возрастанием внутренней энергии тел.
|
|
Ф |
наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи и законы её движения. |
|
Х |
свойство материала разрушаться при небольшой деформации под действием напряжений. Образование трещины и развитие процесса разрушения связано с образованием малых локальных зон пластической деформации.
|
|
Ц |
ощущение, воспринимаемое мозгом, когда свет определенной яркости и конкретной длины волны попадает на СЕТЧАТКУ ГЛАЗА.
|
|
Ч |
показатель, выражающий собой число повторений или возникновения событий (процессов). |
|
Ш |
это знаковая система, для которой задано отображение (операция измерения), ставящее в соответствие реальным объектам, ситуациям, событиям
|
|
Э |
Волна, отраженная от какого-либо препятствия и принятая наблюдателем (приемником).
|
Звукозапись эха |
Я |
положительно заряженная центральная часть атома, в которой сосредоточена почти вся его масса
|
Ведущий: Все вопросы заданы. Сдайте бланки ответов. Сейчас компетентное жюри проверит правильно ли вы ответили на вопросы (Приложение 3).
А пока подводят итоги, давайте попытаемся объяснить некоторые явления нашей жизни с физической точки зрения.
Ответ: Всему виной сила трения покоя, под воздействием которой находятся стоящие без движения вагоны поезда. Если паровоз просто поедет вперед, он может не сдвинуть состав с места. Поэтому он слегка отталкивает их назад, сводя к нулю силу трения покоя, а затем придает им ускорение, но уже в другом направлении.
Ответ: Большинство источников утверждает: в природе не существует одинаковых снежинок, поскольку на их формирование влияет сразу несколько факторов: влажность и температура воздуха, а также траектория полета снега. Однако занимательная физика утверждает: создать две снежинки одинаковой конфигурации можно. Это экспериментально подтвердил исследователь Карл Либбрехт. Создав в лаборатории абсолютно идентичные условия, он получил два внешне совершенно одинаковых снежных кристалла. Правда, следует отметить: кристаллическая решетка у них все-таки была разной.
Ответ: Никогда не догадаетесь! Самым объемным хранилищем водных ресурсов нашей системы является Солнце. Вода там находится в виде пара. Его наибольшая концентрация отмечена в местах, которые мы называем «пятнами на Солнце». Ученые даже высчитали: в этих районах температура на полторы тысячи градусов ниже, чем на остальных участках нашей горячей звезды.
Ответ: Согласно легенде, Пифагор, дабы ограничить употребление вина, сделал кружку, которую можно было наполнить хмельным напитком только до определенной метки. Стоило превысить норму хоть на каплю, и все содержимое кружки вытекало наружу. В основе этого изобретения лежит действие закона о сообщающихся сосудах. Изогнутый канал в центре кружки не позволяет ее наполнять до краев, «избавляя» емкость от всего содержимого в случае, когда уровень жидкости находится выше изгиба канала.
Ответ: Занимательная физика утверждает: можно. Проводниками тока являются не сами молекулы воды, а содержащиеся в ней соли, точнее их ионы. Если их удалить, жидкость потеряет способность проводить электрический ток и станет изолятором. Другими словами, дистиллированная вода является диэлектриком.
Ответ: Тела пернатых плохо проводят электрический ток. Прикасаясь лапами к проводу, птица создает параллельное соединение, но поскольку она является не самым лучшим проводником, заряженные частицы движутся не через нее, а по кабельным жилам. Но стоит птахе соприкоснуться с заземленным предметом, и она умрет.
После определения победителя, ему вручается главный приз, остальным участникам - утешительные призы. Ведущий благодарит игроков за активное участие.
Ведущий: Не огорчайтесь, если допустили ошибки. Не стыдно не знать чего-то, стыдно не стремиться узнать! Успехов вам в этом интересном и увлекательном деле – познании ещѐ непознанного! Пусть ваша работа на занятиях по физике будет успешной и приносит удовольствие! До новых встреч на игровом поле! И пусть информация, услышанная сегодня на игре, пригодится вам в повседневной жизни.
Библиографический список литературы:
Использование системно-деятельностного подхода в обучении как средство формирования УУД [Электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/user/1087546/page/metodicheskaya-rabota
Универсальные учебные действия и компетентность учащихся [Электронный ресурс], режим доступа: http://school-5sz.ucoz.ru/fedoseeva/uud_i_kompetentnost_uchashhikhsja.pdf
Педагогические технологии "Виды игровых технологий" [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/pedagogicheskie-tehnologii-vidi-igrovih-tehnologiy-576076.html
Приложение 1
БЛАНК ОТВЕТОВ
А |
|
Б |
|
В |
|
Г |
|
Д |
|
Е |
|
Ж |
|
З |
|
И |
|
К |
|
Л |
|
М |
|
Н |
|
О |
|
П |
|
Р |
|
С |
|
Т |
|
У |
|
Ф |
|
Х |
|
Ц |
|
Ч |
|
Ш |
|
Э |
|
Я |
|
ФИО_____________________________ГРУППА_____
Приложение 2
Приложение 3
ОТВЕТЫ
А |
АТМОСФЕРА |
Б |
БОТИСКАФ |
В |
ВАКУУМ |
Г |
ГРАВИТАЦИЯ |
Д |
ДИСПЕРСИЯ |
Е |
ЕМКОСТЬ |
Ж |
ЖИДКОСТЬ |
З |
ЗАРЯД |
И |
ИСКРА |
К |
КОНДЕНСАЦИЯ |
Л |
ЛАЗЕР |
М |
МОЛЕКУЛА |
Н |
НАПРЯЖЕНИЕ |
О |
ОПТИКА |
П |
ПЛАЗМА |
Р |
РЕОСТАТ |
С |
СИЛА |
Т |
ТРАЕКТОРИЯ |
У |
УПРУГОСТЬ |
Ф |
ФИЗИКА |
Х |
ХРУПКОСТЬ |
Ц |
ЦВЕТ |
Ч |
ЧАСТОТА |
Ш |
ШКАЛА |
Э |
ЭХО |
Я |
ЯДРО |