Интеллектуальная игра–викторина по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях на тему «Мы юные знатоки безопасности»
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 94 городского округа г. Рыбинск
Интеллектуальная игра – викторина по формированию
навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях
«Мы юные знатоки безопасности»
Выполнила:
Комова Нина Ивановна
2023 г.
Пояснительная записка.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – сформировать основные понятия опасных жизненных ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Занятие по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях было проведено в виде интеллектуальной игры – викторины «Мы юные знатоки безопасности»
Цель игры-викторины: формирование представлений воспитанников о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Благодаря проведённому мероприятию дети узнали и углубили свои знания об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в быту; на улице, на природе, дома; обучались основам личной безопасности, развили умение самостоятельно пользоваться знаниями в опасных и чрезвычайных ситуациях.
Интеллектуальная игра – викторина по формированию навыков безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях «Мы юные знатоки безопасности»
Цель: формирование представлений воспитанников о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, опасных для жизни и здоровья.
Задачи:
Образовательная задача:
- закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
- обучать основам личной безопасности;
- учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающая задача:
- развивать навыки безопасного поведения;
- развивать речь, память, мышление, внимание;
- развивать умение выслушать друг друга;
- формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома;
Воспитательная задача:
- воспитывать культуру поведения на улице, на природе, дома;
- воспитывать ответственность за себя и за других.
Материалы и оборудование: игровое поле, мультимедийная презентация, пронумерованные конверты с вопросами, табло с цифрами, аудиозапись сигнала гонга, пазлы, номера телефонов, черный ящик.
Предварительная работа: разгадывание загадок по пожарной безопасности, безопасности в быту, природе, на улице; заучивание пословиц и поговорок; чтение и обсуждение художественной литературы, просмотр видеороликов и мультипликационных мультфильмов по безопасности: Смешарики «Азбука безопасности», Уроки тетушки Совы «Азбука дорожной безопасности», «Аркадий Паровозов».
Участники: Заяц, Медведь, Лиса, Ёжик, Белка, воспитанники старшей группы.
Ход занятия:
-Ребята, у нас сегодня будет необычное занятие.
- Скажите, вы любите играть? (Да)
- В какие игры вы любите играть?
-Я предлагаю вам сегодня стать настоящими знатоками и сыграть в новую игру: «Что? Где? Когда?»
- Кого называют знатоками? (Знатоками называют тех, кто всё знает)
- В игре будут участвовать 2 команды: первая команда «Знатоки», вторая команда – это команда телезрителей, приславшая много писем – заданий, которые, предстоит выполнить вам - знатокам.
- Вам надо выбрать капитана, который будет самым ответственным за игру. (Дети выбирают капитана)
- Предлагаю познакомиться с командой телезрителей. (Слад № 4)
-Итак, мы видим, что с нами будут соревноваться Лиса, Заяц, Белка, Ёж и Медведь.
-Уважаемые игроки, послушайте, пожалуйста, правила игры: вопросы и задания для вас расположены на игровом поле, выбрать их можно при помощи стрелки (обращает внимание на игровое поле)
-на выполнение каждого задания дается 1 минута;
-ответ дает один из игроков, на которого укажет капитан команды;
-отвечаем полным ответом;
-нельзя перебивать своих товарищей;
-нельзя выкрикивать ответы;
-за каждый правильный ответ команде дается одно очко;
-играем до 5 очков;
-чья команда первая наберет нужное количество баллов, та и выиграет.
Внимание, игра начинается.
1 раунд (гонг – звуковой сигнал).
Капитан крутит стрелку, выпал вопрос под номером.
-С нами играет Заяц. Слушайте вопрос. (Воспитатель читает вопрос) (Слайд №5)
Какие правила безопасности нарушили герои сказок:
1.Какое правило безопасности нарушила Красная шапочка в сказке «Красная шапочка»?
Дети: (Заговорила с волком, ответила на все интересующие его вопросы.)
- Как можно было избежать беды?
(Не ходить в лес без взрослых, не разговаривать с незнакомыми)
2. Какую хитрость придумал волк в сказке «Семеро козлят», для того чтобы пробраться в дом козы?
Дети: волк изменил голос, а дети открыли дверь.
3. Почему Петушок все время попадался в лапы Лисы в сказке «Кот, петух и лиса?»
Дети: Петушок был очень доверчивым и не послушался кота.
4. Какое правило безопасного поведения нарушил колобок?
Дети: Колобок убежал от бабушки и дедушки в лес один.
- Знатоки получают 1 балл, и счет становится 1-0 в пользу знатоков.
2 раунд (гонг – звуковой сигнал).
Капитан крутит стрелку, выпал вопрос под номером.
- Против знатоков играет Лиса. (Воспитатель читает вопрос (Слайд № 6)
«Помоги сказочным героям»
-Перед вами лежат карточки с номерами телефонов, укажите номер телефона, который нужен сказочному персонажу.
- Куклы кашляют в постели, днем мороженное съели! (03)
- Подкрались два лисенка, утащили два утенка! (02)
- Приоткрыла дверцу Лена, соскочил огонь с полена!
Перед печкой выжег пол, влез на скатерть и на стол! (01)
-Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Знатоки получают 1 балл, счет становится 2-0 в пользу знатоков.
3 раунд (гонг – звуковой сигнал)
Капитан крутит стрелку, выпал вопрос под номером.
-Против знатоков играет Медведь. (Слайд№ 7)
Ответьте на вопрос: где огонь- друг, где огонь-враг и почему вы так думаете.
На экране появляется картина «Огонь – друг, огонь – враг» (Дети выбирают ситуации и называют, где огонь друг, где враг и что надо делать, чтобы избежать беды)
Все знатоки справились с заданием и получают 1 балл, и счет становится 3-0 в пользу знатоков.
4 раунд. Капитан крутит стрелку, выпадает музыкальная пауза. (Воспитатель предлагает поиграть в игру)
"Слушай внимательно"
Задаю вопрос, а дети хором должны отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?
- Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"
- Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире, открывает окна, двери?
-Кто от маленькой сестрички незаметно прячет спички?
-Кто из вас шалит с огнем? Признавайтесь честно в том.
-Кто костров не разжигает и другим не разрешает?
-Молодцы ребята, поработали мы хорошо.
- Какое у вас настроение? (Хорошее)
-Покажите настроение. (Все улыбаются)
5 раунд (гонг – звуковой сигнал).
Капитан крутит стрелку, выпал вопрос под номером.
- Против знатоков играет Ёжик. (Воспитатель читает вопрос (Слайд №8)
-Уважаемые знатоки, в городе случилась беда!
Сломались дорожные знаки.
Жители города просят вас помочь им собрать дорожные знаки и назвать их."(В конверте лежат пазлы)
-Все знатоки справились с заданием и получают 1 балл, и счет становится 4-0 в пользу знатоков.
6 раунд (гонг – звуковой сигнал).
Капитан крутит стрелку, выпал вопрос под номером.
-Против знатоков играет Белка.
«Уважаемые знатоки, внимательно посмотрите на картинку и объясните, какое правило безопасности нарушено, что может произойти.» (На экране появляется картина «Дети играют у проезжей дороги» (Слайд №9)
-Все знатоки справились с заданием и получают 1 балл, и счет становится 5-0 в пользу знатоков.
-На этом мы заканчиваем нашу игру «Мы юные знатоки безопасности»
-Сегодня вы, ловко и быстро справлялись с заданиями, дружно отвечали и помогали друг другу.
-Скажите, какие ситуации безопасного поведения вам запомнились больше всего?
-Какое задание для вас было сегодня самым трудным?
- Чей вопрос был самым интересным?
- Где вы сможете использовать свои знания?
-Расскажете ли вы своим друзьям о правилах безопасного поведения дома, на улице и с незнакомыми людьми?
- Что помогло нам выполнить все задания?
- Давайте станем в круг и возьмемся за руки. Я хочу предложить вам поблагодарить друг друга за хорошую игру. Давайте пожмем руки тем, кто стоит справа от вас, затем, кто стоит слева.
- Вы меня сегодня очень порадовали! Позвольте вручить вам медали.
Литература
Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т.А. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007.
Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с.
Знакомим дошкольников с ОБЖ: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / [Л.И. Прус и др.] – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2007. – 94, [2] с. – (Из опыта работы дошкольных учреждений).
Маршак С. Кошкин дом.
Орлова Д. Как Стобед хотел испугать волка, а сам чуть не сгорел.
Хоринская Е. Спичка-невеличка
Чуковский К. Путаница.
Головко «Дорожные знаки»
Маршак С. «Светофор»
Берестов В. «Про машины»
Видеоролики и мультипликационные мультфильмы по безопасности: Смешарики «Азбука безопасности», Уроки тетушки Совы «Азбука дорожной безопасности», «Аркадий Паровозов».