Интеллектуальная игра «Зачем? Как? Чем?»
Муниципальный этап областного конкурса творческих работ по пропаганде здорового питания «Кушай на здоровье» в 2021 году
Номинация
«Творческий проект» - конкурс методических разработок игр, внеклассных мероприятий (классный час, праздник, беседа и т.п.).
«Зачем? Как? Чем?»
Интеллектуальная игра
Автор
Волохо Екатерина Андреевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска
Брянск 2021
Оглавление
Введение………………………………………………………………………..……………3
Пояснительная записка……………………………………………………….…………….4
Ход мероприятия……………………………………………………………………………4
Приложение………………………………………………………………………………….9
Список использованной литературы………………………………………………………13
Цель способствовать формированию знаний о важности правильного питания как составной части здорового образа жизни.
Задачи:
1. расширить знания учащихся о здоровом образе жизни, правильном питании;
2. познакомить учащихся с «правильными» и «неправильными» продуктами питания;
3. создать условия для формирования у учащихся осознанной потребности в сохранении и укреплении здоровья; желания питаться правильно;
4. способствовать развитию творческих, коммуникативных способностей учащихся; познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, работать в команде.
Целевая аудитория учащиеся 5-7 классов
Продолжительность 40-50 минут
Необходимое оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, раздаточный материал: карточки с разрезанными пословицами (по 3 пословицы для каждой группы), буквы для слова «питание» для каждой группы, листы с началом сказки (для творческого задания), мешок с фруктами пяти видов (яблоки, апельсины, бананы, киви, груши)
Краткое содержание предварительной подготовки
Формы организации: групповая, фронтальная.
Используемые методы и приемы:
- наглядный (интерактивная игра)
- словесный (беседа);
- практический (разгадывание кроссворда, составление пословиц, отгадывание загадок, продолжение сказки).
Планируемые результаты
Личностные
Учащиеся получат установку на здоровый образ жизни, готовность следовать нормам здорового образа жизни
Регулятивные
Учащиеся получат возможность развития способности принимать и сохранять задачи занятия, планировать их реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные
Учащиеся получат возможность приобретения знаний об основах рационального питания, правильных и неправильных продуктах, о здоровом образе жизни.
Коммуникативные
Учащиеся получат возможность дискуссировать с одноклассниками; формулировать собственную позицию и мнение при оценивании своей работы, формулировать умение грамотно отвечать на вопросы.
Ожидаемый результат. В результате проведенной работы учащиеся поймут, что правильное питание – необходимое условие для здоровья человека, особенно, детского развивающегося организма.
Пояснительная записка
Данная разработка представляет собой нтерпретацию телешоу «Что? Где? Когда?». Игра называется «Зачем? Как? Чем?». Учащиеся делятся на 5 команд, в зависимости от фрукта, который они вытащат из мешка. В итоге получается 5 команд: «Яблоки», «Апельсины», «Бананы», «Киви», «Груши».
Используя метод мозгового штурма, каждая команда «знатоков» ищет в течение одной минуты правильный ответ на заданный вопрос. За правильный ответ команда получает очко, з а неправильный не получают ничего. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Игра делится на 3 этапа:
1 тур – вопросы ориентированы на то, чтобы ответить на первый вопрос игры «Зачем?» (Зачем правильно питаться?)
2 тур – вопросы ориентированы на то, чтобы ответить на второй вопрос игры «Как?» (Как правильно питаться?)
3 тур – ориентированы на то, чтобы ответить на третий вопрос игры «Чем?» (Чем можно питаться, чтобы быть здоровым, а чем нельзя?)
Ход мероприятия
1. Организационный момент
Приветствие участников, организация команд
Вступительное слово учителя
«Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Пусть эти слова Сократа станут девизом нашей игры, которая называется «Зачем? Как? Чем?». Почему такое странное название, спросите вы? Потому что сегодня мы ответим на три очень важных вопроса: «зачем правильно питаться?», «как правильно питаться?», «чем питаться?»
Вас ждут три интереснейших тура, в итоге которых мы узнаем, какая из команд является лучшей в вопросах здорового питания. Вместе мы попробуем разобраться, что означает «правильное питание», какие продукты полезные, а какие представляют опасность для здоровья.
Вы готовы?
(Ответ детей)
2. Ход игры
1 тур – «На приеме у врача»
2 тур – «Лабиринт»
3 тур – «Где полезное?»
1 тур «На приеме у врача»
Учитель. Дети, как вы думаете, какие бывают последствия неправильного питания?
Учащиеся (предполагаемый ответ). Лишний вес, кариес, аллергия, сахарный диабет, нарушение в работе органов систем организма.
Учитель. Молодцы, ребята, чувствуется, как много вы уже знаете о проблеме питания. Действительно, практически все функции человеческого организма так или иначе связаны с питанием. Еда является источником энергии, витаминов, минералов, макро- и микроэлементов, а также многих других незаменимых веществ. Неправильное питание негативно сказывается на здоровье человека, независимо от возраста и изначального состояния его организма. Переедание или недостаточное поступление полезных веществ приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности, ослаблению иммунитета и даже провоцирует преждевременное старение.
Задание: соединить название болезни и её характеристику, побеждает команда, которая сделает это быстрее всех, и получает 2 балла. Две последующие команды получают по 1 баллу. (Бланк для учащихся см. приложение 1)
Эталон
Название болезни | Характеристика |
Нарушения пищеварения | Процесс переработки и усвоения пищи в значительной мере зависит от функционирования органов желудочно-кишечного тракта. Неправильное питание в первую очередь влияет на состояние именно этой системы нашего организма. Оно может стать причиной развития различных патологий: от гастрита до цирроза печени. Диарея, запоры, тяжесть в животе, вздутие или легкая тошнота — проблемы, с которыми может столкнуться каждый. |
Ожирение | Малоподвижный образ жизни, сидячая работа и, конечно же, неправильное питание приводят к стремительному увеличению массы тела. |
Сердечно-сосудистые заболевания | Злоупотребление продуктами с повышенным содержанием холестерина приводит к образованию так называемых бляшек на стенках сосудов. Это в разы повышает риск сердечных приступов, инсультов, атеросклероза и ряда других заболеваний. |
Диабет | Сахар входит в состав практически всех продуктов, потребляемых нами. Он необходим организму в умеренных количествах, ведь является источником энергии для него. Но далеко не весь сахар полезен. Входя в состав кондитерских изделий, домашней выпечки и даже овощей и фруктов, он может вызывать резкие скачки уровня глюкозы в крови. И чем чаще это происходит, тем больший вред наносится нашему здоровью. |
Рак | Причины развития онкологических заболеваний и по сей день являются предметом многочисленных научных исследований. И одним из факторов, провоцирующих перерождение доброкачественных клеток в злокачественные, называют неправильное питание. Недостаток клетчатки, большое количество насыщенных и трансжиров в рационе, а также употребление продуктов, содержащих различные химические добавки. |
Булимия. | Это заболевание центральной нервной системы сопровождается постоянным голодом, слабостью, болями в животе. Анорексия, дистрофия вызваны частым поддержанием строгих диет. Дистрофия становится последствием недоедания в течение длительного времени. |
Подведение итогов первого тура. Обсуждение результатов.
Учитель. Молодцы, ребята, вы еще раз проверили ваши знания и укрепились во мнении, что правильно питаться необходимо. Хочу особое внимание обратить на то, что решить большинство проблем, о которых вы узнали в ходе игры, можно, если круглый год есть овощи, фрукты, бобовые и цельные зерна, богатые не только клетчаткой, но и массой полезных витаминов, минералов и др.
2 тур – «Лабиринт»
Учитель. Мы выяснили последствия неправильного питания, но знаем ли мы, как питаться правильно? Что и когда следует употреблять в пищу, а что нет? Готовясь к нашей игре, группа ребят провела анкетирование среди одноклассников и выявила различные привычки питания, уже сложившиеся у вас. Ребятам слово. (Приложение 2, данные анкетирования выводятся на слайды презентации)
Учащиеся. Всего в анкетировании приняло участие 28 ребят нашего класса. Как оказалось, только 17 ребят в нашем классе употребляют в пищу необходимое количество сырых овощей и фруктов. Только 14 ребят, т.е 50% придерживаются режима питания и принимают пищу 4-6 раз в день, остальные или едят с утра до вечера, или питаются «как придется». Лишь 11 наших одноклассников ежедневно завтракают, еще у 6 ребят желание есть утром проявляется иногда, остальные не завтракают вовсе. Только 12 ребят нашего класса регулярно употребляют в пищу кисломолочные продукты, 6 ребят никогда не пьют кефир, не едят творог и йогурт. Как видим, в нашем классе почти половина ребят имеет те или иные отклонения от норм и рекомендаций в питании.
Учитель. Благодарим ребят за проведенную работу. Хочу познакомить вас с небольшой справкой. Чтобы обезопасить свое здоровье с помощью правильного питания, необходимо придерживаться его принципов в течение всей жизни. Конечно, из-за съеденного иногда куска торта или жареной котлеты ничего не случится, но главное — не делать такие продукты основой своего рациона. Итак, главными факторами, на которые следует обращать внимание при здоровом питании, являются:
- качество продуктов и разнообразие ежедневного меню;
- объем потребляемой пищи и умеренность рациона;
- режим питания, включающий 4-5 приемов пищи с равномерными промежутками между ними;
- ежедневное употребление минимум 400 г свежих овощей и фруктов.
Ошибочно мнение, что правильное питание сильно бьет по карману. Чтобы обеспечить организм всеми необходимыми веществами, вовсе не нужны заморские деликатесы и экзотические плоды. Главное — желание быть здоровым и осознание значимости того, что мы едим.
Задание: найдите выход из лабиринта, для этого Вы должны выбирать полезные продукты питания, обходя стороной вредные! Команда, которая сделает это первой получает 2 балла, последующие получают по 1 баллу, команда, пришедшая последней – 0 баллов. (Приложение 3)
Подведение итогов второго тура. Обсуждение результатов.
3 тур – «Где полезное?»
Учитель. Ребята, а теперь нам пора выяснить, что можно употреблять в пищу, а что может оказать пагубное влияние на ваш организм. Для этого я предлагаю Вам использовать свою логику и отгадать, какие продукты зашифрованы на картинках, а также ответить на вопрос, полезный этот продукт или нет. (Презентация, приложение 4)
Подведение итогов третьего тура. Обсуждение результатов. Подведение итогов игры.
Заключительное слово учителя.
Ребята, позвоните родителям и расскажите о том, что нового вы узнали сегодня на нашем мероприятии. (Ребята делают воображаемый звонок маме, рассказывают о том, что они сегодня узнали, запомнили, что особенно понравилось или не понравилось).
Приложение 1
Название болезни | Характеристика |
Нарушения пищеварения | Злоупотребление продуктами с повышенным содержанием холестерина приводит к образованию так называемых бляшек на стенках сосудов. Это в разы повышает риск сердечных приступов, инсультов, атеросклероза и ряда других заболеваний. |
Ожирение | Причины развития онкологических заболеваний и по сей день являются предметом многочисленных научных исследований. И одним из факторов, провоцирующих перерождение доброкачественных клеток в злокачественные, называют неправильное питание. Недостаток клетчатки, большое количество насыщенных и трансжиров в рационе, а также употребление продуктов, содержащих различные химические добавки |
Сердечно-сосудистые заболевания | Процесс переработки и усвоения пищи в значительной мере зависит от функционирования органов желудочно-кишечного тракта. Неправильное питание в первую очередь влияет на состояние именно этой системы нашего организма. Оно может стать причиной развития различных патологий: от гастрита до цирроза печени. Диарея, запоры, тяжесть в животе, вздутие или легкая тошнота — проблемы, с которыми может столкнуться каждый. |
Диабет | Это заболевание центральной нервной системы сопровождается постоянным голодом, слабостью, болями в животе. Анорексия, дистрофия вызваны частым поддержанием строгих диет. Дистрофия становится последствием недоедания в течение длительного периода времени. |
Рак | Малоподвижный образ жизни, сидячая работа и, конечно же, неправильное питание приводят к стремительному увеличению массы тела. |
Булимия | Сахар входит в состав практически всех продуктов, потребляемых нами. Он необходим организму в умеренных количествах, ведь является источником энергии для него. Но далеко не весь сахар полезен. Входя в состав кондитерских изделий, домашней выпечки и даже овощей и фруктов, он может вызывать резкие скачки уровня глюкозы в крови. И чем чаще это происходит, тем больший вред наносится нашему здоровью. |
Приложение 2
Сколько овощей и фруктов вы съедаете каждый день?
Сколько раз в день вы едите?
Завтракаете ли вы?
Употребляете ли вы в пищу кисломолочные продукты
Приложение 4
| | |
1 продукт | | |
2 продукт | | |
3 продукт | | |
4 продукт | | |
5 продукт | | |
6 продукт | | |
7 продукт | | |
8 продукт | | |
9 продукт | | |
10 продукт | | |
0 ошибок – 3 балла
1-2 ошибки – 2 балла
3-4 ошибки – 1 балл
Более 4 ошибок – 0 баллов
Использованная литература
1. Безруких М.М. , Филиппова Т.А. Разговор о правильном питании/ Праздники.-М.: , ОЛМА- ПРЕСС, 2003.
2. Мирская Н. Биоритмы и питание // ИД «Первое сентября». Здоровье детей.- 2003.- № 2.- C. 6-10.
3. Популярный медицинский справочник. (Под общ. Ред. С.Н.Васильева).-2-е изд., перераб.-М.: Вече.-2015.-352 с.
4.Сушанский А.Г., Лифляндский В.Г. Энциклопедия здорового питания. Т. I, II. - СПб.: Издательский Дом «Нева» 1999.
5. Тайны продуктов питания. Редактор Л.И.Воробьев. М.: «Пищевая промышленность», 2009.