Родительское собрание «Чем больше привычек, тем меньше свободы, или Как уберечь ребенка»

26
10
Материал опубликован 19 January 2019

Родительское собрание

«Чем больше привычек, тем меньше свободы, или Как уберечь ребенка»

Побороть дурные привычки

легче сегодня, чем завтра. 

Конфуций
 

Цель

Создать условия для осмысления родителями важности, актуальности и остроты проблемы вредных привычек у подростков, расширить педагогический кругозор родителей, стимулировать их желание воспитывать детей.

Задачи:

Познакомить родителей с информацией по проблеме собрания и осудить ее;

побудить родителей к обмену опытом по проблеме собрания, осуществлять рефлексию собственной жизненной практики;

способствовать выработке у каждого из родителей собственной воспитательной позиции в отношении своего ребенка в связи с обсуждаемой проблемой;

формировать родительский опыт поведения в сложных ситуациях семейного воспитания, учить моделированию ситуаций и поведению в этих ситуациях.

Форма проведения

Собрание проводится в форме деловой игры. Игра позволяет увидеть проблему глазами разных людей, поэтому на этапе предварительной подготовки родители формируются в группы «Дети», «Родители», «Учителя», «Психологи», «Эксперты».

Каждая группа готовит свой анализ проблемы и излагает способ решения. В результате коллективного обсуждения проблемы формируется одно или несколько её решений.

Предварительная подготовка

1. Классный руководитель готовит и рассылает приглашения для родителей. (Приложение 1)

2. Классный руководитель создает оргкомитет для проведения собрания, который формирует 5 групп родителей: «Дети», «Родители», «Учителя», «Психологи», «Эксперты».

3. Классный руководитель формулирует и записывает примерный круг вопросов для обсуждения и для предварительной подготовки к нему. (Приложение 2).

4. Классный руководитель готовит (находит в ресурсах Интернета, распечатывает, можно воспользоваться результатами конкурсов детского рисунка по соответствующей тематике) вместе с руководителями групп листовки-плакаты для оформления собрания. (Приложение 3).

Ход собрания

Перед началом собрания звучит музыка (приложение 4).

Классный руководитель.

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на собрании «Чем больше привычек, тем меньше свободы, или Как уберечь ребенка». Сегодня мы попытаемся разобраться в одном из сложнейших вопросов воспитания современных детей - как уберечь ребенка от вредных привычек. (Обращает внимание родителей на тему, эпиграф и плакаты, записанные на доске)

 Еще вчера ваш ребенок был совсем маленьким, и вы носили его на руках, а сегодня он уже почти взрослый, ваш ребенок-подросток. Теперь ваш ребенок имеет на любой вопрос собственное мнение, причем, часто отличное от вашего, всячески подчеркивает свою независимость от вас. Это, конечно, часто приводит к разладу в отношениях между вами, к отчуждению и даже к ссорам, конфликтам! Как уберечь ребенка от ошибок, ведь он еще совсем неопытный? Почему вы ссоритесь и конфликтуете, ведь совсем недавно казалось, что вы прекрасно понимаете своего ребенка? Попытаемся вместе ответить на эти вопросы. Давайте предоставим слово группе «Дети».

Группа «Дети»

(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).

Как мы выяснили из бесед с детьми и из ресурсов интернета, большинство подростков отрицательно относится к вредным привычкам, даже те из них, кто сам употребляет наркотики, алкоголь, курит. Одной из причин, толкающих ребенка в объятия вредных привычек, являются непорядки в семье, отсутствие доверия и понимания между детьми и родителями. Может показаться, что, становясь подростком, ребенок начинает жить только своими, часто эгоистическими интересами. Это не так! Семья была, есть и остается наиболее важным фактором, влияющим на его развитие, на формирование личности и мировоззрения. Именно в семье ребенок получает свой первый опыт социального взаимодействия, общаясь с родителями, с братьями и сестрами. Именно неблагоприятная семейная ситуация является источником множества конфликтов между родителями и ребенком в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, доброжелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со стороны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности детей.

С подростками нельзя обращаться, как с детьми: они не терпят снисходительности и приказного тона. А вот дружеское общение, искренний интерес к делам и чувствам подростков помогут родителям установить с ними тесный контакт, наладить и укрепить отношения.

Многие родители уверены, что в их семье царит полное взаимопонимание, поэтому они очень удивились бы, узнав, что их дети так не считают. Отсюда и частые ссоры: недомолвки и недоразумения разрастаются, как снежный ком, и, в конце концов, неизменно выливаются в скандал, выяснение отношений. Чтобы избежать этого, и родителям, и их детям следует быть более терпимыми и внимательными друг к другу.

Вообще, понимать ребенка значит уметь встать на его позицию и взглянуть на ситуацию его глазами. Действительно ли вы так хорошо чувствуете своего сына или дочь, что всегда можете определить его (ее) настроение? К сожалению, многим родителям только кажется, что они «настроены на волну» своего чада, а на самом деле они выдают желаемое за действительное.

Какие меры следует предпринять, чтобы уберечь подростков от вредных привычек? По мнению самих подростков, это, прежде всего, доброжелательное отношение к ним со стороны взрослых, ненавязчивая «просветительская» работа (рассказы о сложных и даже трагических судьбах тех, кто уже «подсел», например), а также отсутствие вредных привычек у самих родителей.

Классный руководитель.

Давайте предоставим слово группе «Родители».

Группа «Родители»

(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).

Мы как родители признаем, что в большинстве случаев приобщение детей к никотину и алкоголю происходит в процессе наблюдения за взрослыми. Пример родителей особенно опасен. У многих детей одежда пропахла табаком, потому что в квартире курят оба родителя. Смешно слушать некоторых пьющих родителей, которые «учат» детей, что алкоголь-это зло.

Особую тревогу вызывает сегодня ситуация с энергетическими коктейлями. Многие молодые родители сами не находят ничего плохого в том, чтобы, проводя вместе с ребенком время, приложиться к яркой алюминиевой банке с энергетиком.

Молодежь подсела на эти энергетики -это считается модным. Все пьют, везде рекламируют - значит, и им надо! Для подростков к тому же это первый шаг к взрослой жизни: на этикетке ведь указано «до 18», а раз выпил - значит, уже большой! А более взрослым ребятам важно не отставать от тусовки. И если им все время твердят, что напиток вернет крылья и подарит незабываемое свидание, то рано или поздно они пойдут на поводу. А дальше свое дело сделают и состав, и вкус.

Крайне опасно для здоровья смешивать энергетические напитки с алкоголем: у человека может наступить гипертонический криз, нарушиться ритм сердца, могут отказать почки! Об этом тоже должны знать родители и говорить своим детям-подросткам.

Важно не упустить период взросления ребенка и не ослаблять контроль со стороны взрослых. Ребенок должен находиться под должным контролем родителей.

Надо учить его с детства преодолевать трудности, ставить перед собой положительные цели и добиваться их осуществления.

Не делайте из ребенка кумира. Хвалите за хорошее, но и недостатки замечайте и реагируйте на них. Безоговорочное выполнение всех желаний может привести и к желанию все иметь все и испробовать, в том числе и алкоголь. Мелочный контроль, чрезмерная суровость по отношению к ребенку, наказание даже за незначительные проступки делают ребенка подчиняющимся, забитым указаниям других. Внутреннее напряжение, и угнетенность подавленность в настроении могут привести к тому, что найдет он себе разрядку в наркотическом опьянении.

- Как вы думаете, уважаемые родители, что нужно делать, чтобы не допустить приобщения детей к алкоголю?

Антиалкогольное воспитание необходимо начинать с детства. Родителям предлагаются советы и рекомендации по антиалкогольному воспитанию в семье:

Чтобы ваш ребенок не пристрастился к алкоголю, необходимо выработать у него твердое убеждение во вреде алкоголя, недопустимости его употребления.

Если случилось так, что ваш ребенок сделал первый шаг к алкогольной пропасти, то научите критически его относиться к той сомнительной эйфории, которую вызывает алкоголь.

Не демонстрируйте бутылку на столе. Не приобщайте детей к застолью. Не давайте им спиртное «для аппетита».

Заостряйте внимание на том, как плохо живется людям в той семье, где есть пьющий человек.

Воспитывайте отрицательное отношение к алкоголю и людям, которые, им злоупотребляют.

Разъясняйте вредные свойства алкоголя. Пусть ваш ребенок видит ее как можно реже.

Расскажите на примерах о несовместимости алкоголя с достижением жизненных высоких целей.

Разъясняйте, что уговаривать выпить человека, если он того не желает, - это, по мере меньшей, аморально, а по большому счету даже преступно.

Будьте добры и терпеливы с вашим ребенком, если он попал в алкогольную беду, показывайте что вы искренне хотите помочь ему.

Всегда помните о том, что привычка усваивается постепенно и ее надо кропотливо преодолевать. Для этого нужны большие совместные усилия: терпение, понимание, мудрость, поддержка и др.

Дети и подростки в особой опасности, ведь их организм привыкает к алкоголю быстрее намного, чем взрослый. Испытав сомнительное алкогольное удовольствие в раннем возрасте, можно остаться зеленого «рабом змия» на всю жизнь.

Употребление подростком наркотиков может начаться с игнорирования взрослыми его проблем. “И чего ему только не хватает? Для него же стараемся, а он...” - удивляются сначала родители, не замечая, что ему не хватает именно их. Трещина, появившаяся в отношениях, превращается в настоящую пропасть. Когда конфликт поколений и непонимание заходят слишком далеко, подросток замыкается в себе. И вот тут обязательно найдутся те, кто выслушает, “поймет” и поможет снять угнетенное или стрессовое состояние.

Что же делать родителям? (ответы родителей)

Говорите с ними, говорите обо всем. Спрашивайте, интересуйтесь.

Вы всегда должны знать, где проводит время ваш хоть и повзрослевший, но все-таки ребенок.

Знаете ли вы его друзей, как их зовут, где они живут, чем увлекаются?

Задумайтесь над тем, насколько хорошо вы знаете своего ребенка, его мысли, взгляды, желания и пристрастия.

Интересовались ли вы его страничкой в соцсетях?

Что его мучает, чего он хочет от жизни, к чему стремится?

Согласитесь, ведь даже нам взрослым не всегда просто определиться в жизни и решить некоторые проблемы. А молодежи тем более. И пусть им помогут ваша доброта, внимание и понимание.

Классный руководитель.

Давайте предоставим слово группе «Учителя».

Группа «Учителя»

(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).

Как известно, в современном мире проблемы табакокурения, алкоголизма и наркомании «помолодели»: среди курильщиков, пьяниц и наркоманов сегодня так много подростков, что взрослые должны быть особенно внимательными, ведь никто не даст гарантии, что каждый из наших детей завтра не пристрастится к табаку, спиртному и не начнет употреблять наркотики; разумеется.

Но что нужно делать, чтобы подросток не скатился на дно, не превратился в алкоголика или наркомана, не променял реальную жизнь на галлюцинаторный бред? Прежде всего, важен личный пример родителей: что видит ребенок с детства, как относитесь к курению, спиртному вы сами, ваши ближайшие родственники, друзья вашей семьи? Как у вас принято отмечать праздники?

Второй момент - это ваше отношение к информации, в большом количестве поступающей с экрана телевизора, из радиоприемников, со страниц газет и журналов: если вы радостно смеетесь над шутками про наркоманов, гордитесь «подвигами» наших пьяных соотечественников, то чего вы хотите от подростка? Он будет точно так же относиться к данному вопросу, как и вы! Будьте осторожны в высказываниях, а еще лучше — пересмотрите свою концепцию жизни и поменяйте установки.

Кроме того, спиртное и наркотики могут быть способом расслабления, ухода от напрягающей действительности. Если от водки подростку стало легче, то у него выработается устойчивый рефлекс: плохо — значит, надо выпить, хочется получить удовольствие - надо покурить травку. К тому же если подобное времяпрепровождение поощряется средой, в которой подросток живет, или людьми, с которыми он часто или постоянно контактирует (друзьями, авторитетными знакомыми или родственниками), то соблазн приобщиться к общему «увлечению» будет слишком велик. В итоге подросток будет делать не то, что надлежит делать, а то, что хочется; а хочется ему чувствовать себя равноправным членом компании и расслабляться наравне со всеми. Чтобы вытащить подростка из этой трясины, родители должны что-то противопоставить его пагубному удовольствию, иначе их попытки не увенчаются успехом. Это понятно: кто ж в подростковом возрасте отказывается от близких радостей ради светлого, но такого далекого и неясного будущего!

По мнению родителей, роль учителя в предотвращении формирования у детей вредных привычек, очень велика. Он информирует подростков о негативной роли вредных привычек, приводит примеры, организует участие подростков в акциях и конкурсах антинаркотической и антиалкогольной направленности. Кроме того, внимательный классный руководитель всегда замет негативное влияние подростковой среды на одного из своих учеников, сможет (и должен!) сообщить об этом родителям!

К солению, не все родители могут адекватно воспринять негативную информацию о своем ребенке, многим кажется, что ребенок намного лучше, чем думают о нем другие люди. Нам кажется, что учитель должен настаивать на своем, выполнять свой учительский долг в отношении детей и родителей до конца.

Классный руководитель.

Слово предоставляется группе «Психологи»

Группа «Психологи»

(Примерный круг обсуждаемых вопросов и ответов на них).

Переходный возраст - важный период в жизни человека. Так называют время перехода человека из одного состояния в другое: из младенчества в отрочество, из детства в юность, из молодости в зрелость. При этом происходят физиологические и психологические изменения: у человека меняется мировоззрение, образ мыслей, он становится другим.

Переходный возраст на протяжении всей жизни бывает несколько раз: в один год, в три года, в семь лет, затем в двенадцать-семнадцать, в молодости, а также в зрелые годы (так называемый кризис среднего возраста). Но, как правило, говоря о кризисе переходного возраста, в первую очередь имеют в виду сложный подростковый период жизни, длящийся с двенадцати до семнадцати лет и характеризующийся резкими изменениями во внешности ребенка, его характере и психике.

Как правило, девочки взрослеют на один-два года раньше мальчиков. При этом дети, живущие в тропическом климате, созревают на один-два года раньше своих сверстников, живущих в умеренном климате.

Перед подростком возникает множество самых разных проблем, которые он должен так или иначе решать, и в результате он испытывает постоянный стресс. Как следствие, взрослеющий ребенок становится нервным, раздражительным, беспокойным, все время во всем сомневается, злится по пустякам и т. д. В этот сложный период жизни подростки особенно нуждаются в заботе и внимании взрослых, и родители должны сделать все возможное, чтобы поддержать своего ребенка, помочь ему преодолеть кризис.

Конечно, все сугубо индивидуально: один ребенок начинает взрослеть в двенадцать лет, другой в четырнадцать. Однако можно выделить несколько основных признаков взросления подростка, по которым легко можно определить, что он уже вошел в кризисный возраст. Во-первых, ребенок изменился внешне: у девочки появилась грудь и округлились бедра, мальчик раздался в плечах, у него начал ломаться голос, показалась первая щетина на щеках, у мальчиков появляются поллюции, у девочек начинаются месячные. Во-вторых, происходят изменения в характере: еще вчера послушный ребенок внезапно превращается в колючего, грубого подростка, он постоянно дерзит взрослым, иронизирует, игнорирует замечания. В-третьих, у ребенка изменяется поведение: происходят резкие перепады настроения, часто ребенок везет себя вызывающе, иногда подчеркнуто сексуально, иногда развязно, всячески пытаясь привлечь к себе внимание окружающих. Некоторые дети, наоборот, замыкаются в себе, тихо страдают, переживая придуманные ими же комплексы неполноценности. В-четвертых, в это время у подростков проявляется интерес к противоположному полу, ребенок впервые влюбляется. В этот период родителям нужно быть особенно внимательным к ребенку, ведь все дети очень остро переживают новые для них чувства, часто страдают, особенно если их чувства оказались безответными. В-пятых, на фоне гормональных изменений у подростка часто повышается давление и учащается сердцебиение, что может вызывать также беспокойство, страх и даже панику. Родителям следует быть внимательными в этот период, не упрекать, а проявлять любовь и заботу.

Очень часто именно в этот, сложный для ребенка период, у него и проявляется интерес к никотину, алкоголю и даже наркотикам. Какие же меры могут и должны предпринять родители, чтобы не допустить формирования у своего ребенка устойчивого интереса к вредным привычкам?

Прежде всего, по мнению психологов, нужно стремиться понять ребенка, а для этого следует научиться, не просто слушать, а слышать то, что дети говорят родителям. Психологи называют этот процесс активным слушанием, и выделяют в нем несколько правил, соблюдая которые, можно найти контакт с любым человеком. Во-первых, нужно смотреть собеседнику в глаза, во-вторых, нужно терпеливо слушать, не задавая вопросов, в-третьих, надо спокойным тоном повторять конец его собственной фразы, в-четвертых, не стоит торопить человека, пусть говорит в удобном для него темпе. И, наконец, рекомендуется «отзеркаливать» собеседника, повторяя его жесты и позы, однако делать это нужно естественно. В этом случае вы легко найдете общий язык с любым человеком.

Также очень важным, по мнению психологов, является правильное (ненавязчивое, разумное с точки зрения интересов ребенка) формирование родителями круга общения ребенка, а также четкое распределение свободного (имеется в виду от основного занятия, от школы) времени подростка. Если ребенок будет весь день занят интересным для него делом, с увлечением вместе с единомышленниками будет заниматься тем, что принесет ему удовлетворение, приведет к успеху, то о том, чтобы закурить или выпить, у ребенка не возникнет даже мысли.

Классный руководитель.

Слово предоставляется группе «Эксперты»

Группа «Эксперты»

Группа подводит итоги, делает выводы, знакомит собрание с составленной заранее (на этапе подготовки к собранию вместе с классным руководителем) листовку «Как вести себя с подростком». (Приложение 5)

Классный руководитель.

Классный руководитель благодарит всех за проделанную работу, подводит итоги.

Список литературы:

Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2006.

Саляхова Л.И. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы. 5-9 классы. Метод. пособие / Л.И. Саляхова. – М.: Глобус, 2006


Приложение 1
PPTX / 152.07 Кб

Приложение 2
DOCX / 12.99 Кб

Приложение 3
DOCX / 805.15 Кб

Приложение 4
MP3 / 5.97 Мб

Приложение 5
DOCX / 12.25 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Вера Сергеевна! С победой в конкурсе!

22 February 2019

Вера Сергеевна, поздравляю Вас с победой в конкурсе!)

22 February 2019

Вера Сергеевна, поздравляю с заслуженной Победой в конкурсе!!!

22 February 2019

ПОБЕДА!!!!!!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!! Вера Сергеевна, поздравляю от души!!!!!!!!!!!

22 February 2019

Коллеги, большое спасибо за внимание к моим работам и теплые слова поздравления!

22 February 2019

Вера Сергеевна! Замечательная разработка! Благодарю! С ПОБЕДОЙ В КОНКУРСЕ!

24 February 2019

Спасибо, Наталья Федоровна!

24 February 2019

Поздравляю с победой, Вера Сергеевна!

24 February 2019

Спасибо, Татьяна Петровна!

24 February 2019

Очень интересная разработка!

5 July 2019