Интеллектуальный конкурс «Литературный ринг» для учащихся 4 класса
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОМАНДDOCX / 12.56 Кб
Интеллектуальный конкурс «Литературный ринг» для учащихся 4 класса
Цель: в игровой форме повторить и закрепить у детей знания в области литературы.
Задачи:
- развивать умение слушать участника команды, учение работать в группе;
-создать участникам условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений;
- воспитывать любовь к литературе и развивать потребность в чтении.
Описание игры:
Игра состоит из трех раундов.
1 раунд «Поэтический»
2 раунд «Детективный»
3 раунд «Конкурс капитанов»
Ход игры:
Добрый день, ребята. Я приглашаю вас на познавательное интеллектуальное мероприятие, которое называется «Литературный ринг». В игре примут участие 2 команды.
-Что такое ринг? Ринг — это специально подготовленная площадка для проведения поединков в боксе и в некоторых других видах спортивных единоборств.
Наш поединок литературный. Он будет состоять из трёх раундов, как на боксёрском ринге. Первый раунд называется «Поэтический», второй – «Детективный» и третий- «Конкурс капитанов».
Сначала командам надо выбрать капитана и придумать название своей команде.
(Представление команд)
Начинаем первый раунд. Он будет посвящен поэзии. Командам предстоит выполнить 3 задания.
1 раунд
Задание 1. Я буду читать начало стихотворения, вам его надо продолжить. А еще надо определить, кто автор строк и как стихотворение называется. За полностью выполненное задание команда получает по 2 балла.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Бунин И.А. - «Листопад».
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Некрасов Н. А.- «Не ветер бушует над бором...» ( отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать ,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки,
Оказалось – это брюки!
Маршак С.Я. - «Вот такой рассеянный»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Пушкин А.С. – «Осень»
Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царевна у окна
Села ждать его одна.
Пушкин А.С.- «Сказка о Царе Салтане, о сыне его Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди»
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да призадумалась, а сыр во рту держала.
Крылов И. А.- «Ворона и Лисица»
Задание 2. Командам предстоим выполнить следующее задание: подобрать и записать на листочке как можно больше рифм к словам: ДОРОГА, ЧУДО. На выполнение задания вам будет дана 1 минута. За каждую рифму команда получает по 1 баллу.
«строчка»,
Дорога: строго, у порога, немного, тревога, много, недотрога.
Чудо: худо, блюдо, простуда, покуда, изумруда, желтогруда.
Задание 3. Следующее испытание для команд: попробовать себя в роли поэтов и продолжить стихотворные строки.
Дружит с солнцем ………………………………………….,
А роса — с травою.
Дружит с бабочкой …………………………………………,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями ………………………………………………..,
Поделить мы ……………………………………..!
Только ссориться ………………………………………..,
Никогда не ……………………………………!
Проверим, что получилось у команд.
(Команды зачитывают свои стихотворения)
Послушайте, как на самом деле звучат строки из стихотворения Юрия Энтина «Про дружбу»:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса — с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам,
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям,
Никогда не надо!
2 раунд
Второй раунд называется «Детективный.
-А что такое «детектив»?
Это вид литературы, в которой сыщики находят человека по самым незначительным деталям его внешности или характера. Сейчас командам предстоит попробовать себя в роли детектива. В этом раунде так же будет 3 задания.
Задание 1. Командам надо расшифровать название сказки и назвать книгу, из которой пришел герой. За каждое разгаданное название сказки команды получат по 1 баллу.
ЛОБОКОК – «Колобок» (русская народная сказка)
ТОК И СИЛА – «Лиса и волк» (русская народная сказка)
КВОЛ И ЗАОК –«Волк и коза» (русская народная сказка)
КОРОМОЗ –«Морозко» (русская народная сказка)
КАШУЗОЛ –«Золушка» (Шарль Перро)
Задание 2. В этом задании командам надо отгадать сказочные предметы или сказочных персонажей. За каждое разгаданное слово команды получают по 1 баллу.
1. Цветик — … Ответ: семицветик.
2. Меч — … Ответ: кладенец.
3. Ковёр — … Ответ: самолёт.
4. Сапоги — … Ответ: скороходы.
5. Конёк — … Ответ: Горбунок.
6. Палочка — … Ответ: выручалочка.
7. Шапка — … Ответ: неведимка.
8. Скатерть — … Ответ: самобранка.
9. Кот — … Ответ: в сапогах.
10. Змей — … Ответ: Горыныч.
Задание 3. Командам надо узнать литературного героя по описанию.
- Этот герой работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел кораблекрушение. Он оказался в плену у маленьких человечков(Гулливер)
- Как рассказывал сам этот герой,он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре,вывернул наизнанку злого волока и застрелил бешеную шубу(Мюнхаузен)
- Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране(Алиса)
- Это герой не слушался сеструи один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился? (Иванушка).
- Что за герой английской народной сказки построил дом, придерживаясь передовыхметодов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф)
- Этот сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останетсятолько снимать урожай? (Буратино)
- Назовите героя известной сказки русскогопоэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи и сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работни-ке его Балде" А.С.Пушкин)
- К описанию этого героя подойдет поговорка- «Одна голова хорошо, а две лучше» (Змей Горыныч)
- Эта героиня французской сказки получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка).
- Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом?(Волк)
Третий раунд
Задание 1. В данном раунде принимают участиекапитаны команд. Им предстоит пройти 3 испытания.
Вспомните, какие слова необходимо произнести, чтобы вызвать того или иного сказочного героя.
- Вызвать Сивку-Бурку
(Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой.)
- Вместе с Али_Бабой открыть дверь в пещеру с сокровищами. (Сим-сим, откройся)
- Сварить кашу в волшебном горшочке. (Раз, два, три – горшочек вари!)
- Исполнить повеление волшебной щуки (По щучьему веленью, по моему хотенью)
Задание 2. Я назову два слова, ваша задача отгадать по данным словам пословицу. Время на обдумывание - 30 секунд
1. Шило – мешок
2.Дело – мастер
3. Боятся –делают.
4. Труд – лень.
(Ответы: Шило в мешке не утаишь. Дело мастера боится. Глаза боятся, руки делают.Труд кормит, а лень портит)
Задание 3. Капитанам предстоит принять участие в блиц-опросе. Каждому надо будет в течении 1 минуты быстро дать ответ на вопрос. Если участник не знает ответ, он произносит фразу «Дальше». За каждый правильный ответ капитанполучает 1 балл.
Вопросы к заданию:
- Что велела написать из льдинок Каю Снежная королева? (вечность)
- На чём добралась Герда до снежного полюса? (на олене)
- Как убил Иван-Царевич Кощея? (сломал иглу)
- Кто любил Мальвину? (Пьеро)
- Как звали сына Царя Салтана (Гвидон)
- Сколько монет посадил Буратино на поле Чудес? (пять монет)
- На чём прилетела Мери Поппинс ? (на зонтике)
- Как погиб царь в сказке о Коньке Горбунке? (сварился в чане)
- Друг Тома Сойера? (Гек Финн)
- Где хранил ключ от темницы сеньор Помидор (в левом носке)
- Как Кай попал в замок к Снежной Королеве? (на санях)
- Где жил Карлсон? (на крыше)
- Возраст Карлсона? ( в самом расцвете сил)
- Сколько было сестёр у Золушки? (две)
- От кого не смог уйти Колобок? (от лисы)
- Друг пяточка? (Винни –Пух)
- Кто разбил яйцо Курочки Рябы? (мышка)
- Как звали отца Буратино? (папа Карло)
- Что несла Красная шапочка Бабушке? (пирожки горшочек с маслом)
- Любимое лакомство Карлсона? (варенье)
- Где жили дядя Фёдор, пёс и кот? (Простоквашено)
- Из чего сделали Снегурочку? (из снега)
- Слепой жених Дюймовочки? (крот)
- Сколько было богатырей в сказке о царе Салтане (33)
- Кто ходит по цепи кругом? (кот учёный)
- Кто спас Муху-Цокотуху? (комар)
- Главный враг Буратино? (Карабас Барабас)
- От кого убежала вся посуда? (от Федоры)
- Как попала Алиса в страну Чудес? (пошла за кроликом)
- Кому подарил Пяточек шарик? (ослику Иа)
- Кто из трех поросят построил самый прочный дом?(Наф - наф)
- Как звали почтальона в Простоквашино? (Почтальон Печкин)
- Добрый доктор, который лечил зверей? (Айболит)
- Самый знамениты барон обманщик? (барон Мюнхаузен)
- Спасатель тонущих весной зайцев? (дед Мазай)
- Как звали трех медведей из сказки Л. Толстого « Три медведя»?( МихайлоПотапыч, Настасья Петровна, Мишутка)
- Друг чебурашки? (крокодил Гена)
- Скольких разбойников перехитрил Али - Баба ? (40)
- В кого превратился гадкий утёнок? ( в лебедя)
- Средство передвижения Б. Яги? ( ступа или метла)
- Сколько голов у Змея Горыныча? (три)
- На чём ездил Емеля? ( на печке)
- Как звали начальника умывальников? (Мойдодыр)
- Имя сестры братца Иванушки? (Алёнушка)
- Как звали трёх поросят? (Ниф, Наф,НУф)
- Друг Лисы Алисы? (кот Базилио)
- Как звали любимого гуся Нильса? (мартин)
- Диснеевский мышонок? (Микки Маус)
- Предмет, который мог разговаривать. (Зеркало)
- Назовите предмет, послуживший причиной смерти одной царевны. (Яблоко)
Подведение итогов игры.
Ребята, я желаю вам, чтобы книги стали вашими добрыми друзьями и помощниками на всю жизнь.
Книжек в мире много разных,
Интересных и смешных,
Приглашаю вас, ребята
Прочитать побольше их.
Использованные источники:
https://wrfs.ru/emergencies/viktoriny-dlya-shkolnikov-viktoriny-pro-skazki-viktorina-po-skazkam/
https://infourok.ru/viktorina-po-literature-dlya-klassa-1834017.html
Куликова Ирина Геннадьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ирина Владимировна Казарцева