Внеклассное мероприятие «Интеллектуальный брейн-ринг»
Викулова Наталья Александровна
Преподаватель высшей квалификационной категории
БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»
г. Череповца, Вологодской области
Преподаватель физики и математики
Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике и математике «Интеллектуальный брейн-ринг»
Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе интеллектуальной игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике и математике к решению логических и нестандартных задач.
Задачи, реализуемые при проведении игры:
- способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;
- формирование кооперативной компетенции – чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;
- воспитание отношения к математике и физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики и физики;
- расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению математики и физики;
- формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;
- воспитание сообразительности, находчивости;
- вызвать интерес к здоровому соперничеству;
- показать связь физики и математики с реальной действительностью.
Предварительная подготовка:
- Создание трех команд из трех групп первого курса.
- Выбор капитана команды.
- Придумать название команды.
- Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.
- Каждая команда готовит презентацию своей команды
Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.
Программное обеспечение: компьютерная презентация.
Время: 45-50 мин.
Литература:
- Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с. – («Библиотечка учителя»).
- Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.
- Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1985. – 128 с., ил.
Ход игры.
Вступительное слово. Знакомство с правилами игры.
Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в интеллектуальном Брэйн – Ринге (слайд №1).
Пусть девизом нашей игры будут следующие слова (слайд №2):
Главное преимущество ума – не в живости, а в точности, как и достоинство маятника – не в быстроте, а в точности хода. (Люк де Клапье де Вовенарг).
Я хочу, чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.
В игре принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (представление команд и капитанов, презентация). Как и у любой игры у интеллектуального брейн-ринга есть свои правила.
Правила игры: Брейн-ринг проходит в 3 тура. В каждом туре команда играет один раз. Суть игры заключается в том, чтобы обыграть своих соперников. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к двум другим командам. За правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме большее количество баллов.
Отборочный тур: Чтобы узнать в каком порядке будут отвечать на вопросы команды, выполним небольшое задание.
Задание (слайд №3): сколько в учебнике 11 класса «Физика» страниц? (Ответ 399)
Очередность команд устанавливается в зависимости от близости к правильному ответу.
Пожелаем удачи командам и пусть победит сильнейший.
Первый тур (слайд №4): Гимнастика ума.
Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.
Задания для первой команды (слайд №5-8): |
Задания для второй команды (слайд №9-12): |
Задания для третьей команды (слайд №13-16): |
1). Ребус (Ответ: энергия) 2) Даны 3 ряда изображений кошек. Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру. (Ответ: 4) 3) Ребус (Ответ: пирамида) 4) Какой из фигур нижнего ряда суждено продолжить верхний ряд? (Ответ: D) |
1).Ребус (Ответ: конденсатор) 2) Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру (Ответ: 1)
3) Ребус (Ответ: конус) 4) Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту которую можно поместить вместо знака вопроса. (Ответ: 6) |
1). Ребус (Ответ: маятник)
2) Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру (Ответ: 1)
3) Ребус (Ответ: параллелепипед) 4) Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которую надо поместить на место недостающей в третьем ряду (Ответ: 6) |
Второй тур (слайд №17): Зри в корень.
Задания для первой команды (слайд №18-22):
1). «Не гоняйся за счастьем, - советовал Пифагор. – Ищи его…». Где по мнению Пифагора, надо искать счастье? (Ответ: в самом себе)
2) То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой ученик. (Ответ: циркуль).
3) Два тысячелетия тому назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза- красота-… Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками. (Ответ: прочность)
4) Как называется и для чего служит белая линия на корпусе танкера? (Ответ: Ватерлиния. Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть нагружено)
Задания для второй команды (слайд №23-26):
1). Великий Эйнштейн вывел формулу: А = х + у + z, где х – работа, упорная работа, у – игра, отношение к жизни, как к игре, z – умение держать язык за зубами. А что означает А в этой формуле? (Ответ: Это знаменитая формула успеха)
2) В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего «игральная кость». Термин ввели Пифагорейцы, а используется этот предмет в играх меленькими детьми. Что в черном ящике? (Ответ: кубик)
3) Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Ответ: цифра)
4) Известны случаи столкновения пароходов, проходящих в непосредственной близости друг от друга, когда они фактически притягивались один к другому. Сила, обуславливающая столкновение- это…(Ответ: Сила давления, возникающая между корпусами судов)
Задания для третьей команды (слайд №27-32):
1). По мнению Л. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби? (Ответ: Это то, что он о себе думает)
2) Историк ХХ века Роуз сказал: - «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа». Вопрос: Что лежит в черном ящике? (Ответ: шахматы). Историческая справка: Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776г. произошло крупное сражение при Тристоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо-американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы! Многие известные люди любили играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин, Тургенев. Менделеев куда бы ни шел или ни ехал, всегда брал с собой шахматы. Шахматы - символ мудрости и справедливости.
4) При каком условии подводная лодка начнет погружение? 1)капитан прикажет поднять перископ; 2) капитан прикажет отдать швартовы; 3)капитан прикажет принять балласт (Ответ: капитан прикажет принять балласт)
Третий тур (слайд №33): Физики шутят.
Перед вами игровое поле (слайд №34). Оно состоит из 12 клеток. За каждой клеткой скрывается задание. Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос.
Комментарии: Нажатием на цифру в выбранной клетке включается слайд с заданием. Для возврата обратно необходимо нажать на знак, расположенный в правом нижнем углу.
Вопросы (слайд №35-46):
1). Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (Ответ: электризация)
2) В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (Ответ: В простуженных, так как температура тела выше)
3) Что мешает обучающемуся, пойманному директором техникума на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами)
4) Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Толя наблюдал, а Коля ставил опыты)
5) Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (Инерция движения и покоя)
6) Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел? (Ответ: Та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода.)
7) Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (Ответ: 0,0004 т)
8) Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? (Ответ: Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мышки равен 2 Н. Без мышиных ньютонов дело не пойдет)
9) Какой закон Ньютона используется при встряхивании с одежды пыли, капелек воды? (Ответ: первый)
10) Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Ответ: первый)
11) Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь магазин: "нет уж, простите, вес вашей колбасы не два - только один килограмм!"? (Ответ: Нет. В килограммах выражается масса, а вес – в ньютонах)
12) Какой закон Ньютона запрещает поднимать себя за волосы? (Ответ: третий)
Подведение итогов.
Ведущий: Сегодня в нашей игре победила команда ребят, которая смогла благодаря своей сплоченности, а также знаниям первой набрать заветное число баллов. Кто с интересом изучает физику и математику и систематически занимается, тот не испытывал сегодня затруднений в игре. И для него победа стала заслуженной. На память о нашей игре победителям вручаются памятные подарки. Можно выделить наиболее активных участников игры.
До свидания! До следующих встреч! (слайд №47).
Дополнительные вопросы (если команды набрали одинаковое количество баллов):
1). Назовите будильник времен Александра Македонского (Ответ: петух)
2). Где на Земле самые длинные сутки? (Ответ: они везде одинаковые)
3). Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)