12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Викулова Н.А.388
Россия, Вологодская обл., Череповец

Викулова Наталья Александровна 

 Преподаватель высшей квалификационной категории 

 БПОУ ВО «Череповецкий многопрофильный колледж»

г. Череповца, Вологодской области 

 Преподаватель физики и математики

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физике и математике «Интеллектуальный брейн-ринг»

Цель: создание условий для развития коммуникативных компетенций обучающихся в ходе интеллектуальной игры; выработать навык: применять знания, полученные в процессе обучения физике и математике к решению логических и нестандартных задач.

Задачи, реализуемые при проведении игры:

  1. способствовать развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся, их логического и математического мышления, умения делать выводы, обобщать и конкретизировать;
  2. формирование кооперативной компетенции – чувства коллективизма, работать в команде, эффективно общаться с однокурсниками, нести ответственность за результаты своей работы, активной позиции обучающихся;
  3. воспитание отношения к математике и физике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики и физики;
  4. расширение знаний обучающихся, развитие познавательного интереса к изучению математики и физики;
  5. формирование представления о возможности различных подходов при выполнения задания;
  6. воспитание сообразительности, находчивости;
  7. вызвать интерес к здоровому соперничеству;
  8. показать связь физики и математики с реальной действительностью.

Предварительная подготовка:

  1. Создание трех команд из трех групп первого курса.
  2. Выбор капитана команды.
  3. Придумать название команды.
  4. Каждая команда готовит эмблемы для своих членов.
  5. Каждая команда готовит презентацию своей команды

Деятельность обучающихся: поиск, анализ и оценка информации, работа в коллективе и команде, участие в коллективном обсуждении решения задач, решение задач, выступление, эффективное общение с однокурсниками.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Программное обеспечение: компьютерная презентация.

Время: 45-50 мин.

Литература:

  1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. – Саратов: «Лицей», 2002. – 288 с. – («Библиотечка учителя»).
  2. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В., Потапов М.К. Старинные занимательные задачи. – 2-е изд., испр. – М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1988. – 160 с.
  3. Падалко А.Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся. Кн. Для учителя.- М.: Просвещение, 1985. – 128 с., ил.

Ход игры.

Вступительное слово. Знакомство с правилами игры.

Ведущий: Уважаемые гости! Уважаемые участники игры! Сегодня мы собрались для того, чтобы принять участие в интеллектуальном Брэйн – Ринге (слайд №1). 

Пусть девизом нашей игры будут следующие слова (слайд №2): 

Главное преимущество ума – не в живости, а в точности, как и достоинство маятника – не в быстроте, а в точности хода. (Люк де Клапье де Вовенарг). 

Я хочу, чтобы вы сегодня немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

В игре принимают участие 3 команды. Давайте поприветствуем их (представление команд и капитанов, презентация). Как и у любой игры у интеллектуального брейн-ринга есть свои правила.

Правила игры: Брейн-ринг проходит в 3 тура. В каждом туре команда играет один раз. Суть игры заключается в том, чтобы обыграть своих соперников. Если команда дает неправильный ответ, право ответа переходит к двум другим командам. За правильный ответ команда получает 1 очко. Победительницей боя объявляется команда, набравшая по сумме большее количество баллов.

Отборочный тур: Чтобы узнать в каком порядке будут отвечать на вопросы команды, выполним небольшое задание.

Задание (слайд №3): сколько в учебнике 11 класса «Физика» страниц? (Ответ 399)

Очередность команд устанавливается в зависимости от близости к правильному ответу.

Пожелаем удачи командам и пусть победит сильнейший.

Первый тур (слайд №4): Гимнастика ума.

Комментарии: Формулировка задания и ответ на одном слайде. На ответ настроена анимация с появлением по «щелчку», то есть вначале на слайде видна только формулировка, а в нужный момент появляется ответ.

Задания для первой команды       (слайд №5-8):

 Задания для второй команды          (слайд №9-12):

  Задания для третьей команды          (слайд №13-16):

1). Ребус (Ответ: энергия)

2) Даны 3 ряда изображений кошек. Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру. (Ответ: 4)

3) Ребус (Ответ: пирамида)

4) Какой из фигур нижнего ряда суждено продолжить верхний ряд? (Ответ: D)

1).Ребус (Ответ: конденсатор)

2) Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру (Ответ: 1)

 

 

 

3) Ребус (Ответ: конус)

4) Из фигур, представленных на карточках, выбрать ту которую можно поместить вместо знака вопроса. (Ответ: 6)

   1). Ребус (Ответ: маятник)

 

 

    

2) Надо найти недостающую в третьем ряду фигуру (Ответ: 1)

 

 

 

 

3) Ребус (Ответ: параллелепипед)

4) Из 6 фигур, изображенных справа, выбрать ту, которую надо поместить на место недостающей в третьем ряду (Ответ: 6)

Второй тур (слайд №17): Зри в корень.

Задания для первой команды (слайд №18-22):

1). «Не гоняйся за счастьем, - советовал Пифагор. – Ищи его…». Где по мнению Пифагора, надо искать счастье? (Ответ: в самом себе)

2) То, что лежит в чёрном ящике, изобрёл очень талантливый юноша, который придумал гончарный круг и пилу. Под пеплом Помпеи археологи обнаружили много таких предметов, изготовленных из бронзы. В нашей стране это было обнаружено при раскопках в Нижнем Новгороде. В древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом совершенства, а уж умение решать задачи с его помощью - признаком высокого положения в обществе и большого ума. Этот предмет незаменим в архитектуре и строительстве. За многие сотни лет конструкция этого предмета не изменилась. В наше время им умеет пользоваться любой ученик. (Ответ: циркуль).

3) Два тысячелетия тому назад в Древнем мире была выведена знаменитая формула единого архитектурного целого, включающая три компоненты: польза- красота-… Назовите третью компоненту, которая рассчитывалась математиками. (Ответ: прочность)

4) Как называется и для чего служит белая линия на корпусе танкера? (Ответ: Ватерлиния. Эта отметка определяет уровень, до которого судно может быть нагружено)

Задания для второй команды (слайд №23-26):

1). Великий Эйнштейн вывел формулу: А = х + у + z, где х – работа, упорная работа, у – игра, отношение к жизни, как к игре, z – умение держать язык за зубами. А что означает А в этой формуле? (Ответ: Это знаменитая формула успеха)

2) В черном ящике лежит предмет, название которого произошло от греческого слова, означающего «игральная кость». Термин ввели Пифагорейцы, а используется этот предмет в играх меленькими детьми. Что в черном ящике? (Ответ: кубик)

3) Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Два из них – буква и нота. А каков третий ключ? (Ответ: цифра)

4) Известны случаи столкновения пароходов, проходящих в непосредственной близости друг от друга, когда они фактически притягивались один к другому. Сила, обуславливающая столкновение- это…(Ответ: Сила давления, возникающая между корпусами судов)

Задания для третьей команды (слайд №27-32):

1). По мнению Л. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то, что человек собой представляет. А что представляет собой знаменатель этой дроби? (Ответ: Это то, что он о себе думает)

2) Историк ХХ века Роуз сказал: - «Это задушевная беседа без слов, лихорадочная активность, триумф и трагедия, надежда и отчаяние, жизнь и смерть, поэзия и наука, древний Восток и современная Европа». Вопрос: Что лежит в черном ящике? (Ответ: шахматы). Историческая справка: Известен интересный исторический факт: 16 декабря 1776г. произошло крупное сражение при Тристоне между британской армией во главе с генералом Ролем и восставшими северо-американских колоний. Генерал Роль забыл прочесть донесение от своих разведчиков, так как был занят игрой. И битва была проиграна. Он играл в шахматы! Многие известные люди любили играть в шахматы. Это Лев Толстой, Илья Репин, Тургенев. Менделеев куда бы ни шел или ни ехал, всегда брал с собой шахматы. Шахматы - символ мудрости и справедливости.

4) При каком условии подводная лодка начнет погружение? 1)капитан прикажет поднять перископ; 2) капитан прикажет отдать швартовы; 3)капитан прикажет принять балласт (Ответ: капитан прикажет принять балласт)

Третий тур (слайд №33): Физики шутят.

Перед вами игровое поле (слайд №34). Оно состоит из 12 клеток. За каждой клеткой скрывается задание. Внимание! Правила игры: первая команда выбирает клетку. Открывается задание, над которым думают все команды. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит той команде, которая знает ответ на вопрос.

Комментарии: Нажатием на цифру в выбранной клетке включается слайд с заданием. Для возврата обратно необходимо нажать на знак, расположенный в правом нижнем углу.

Вопросы (слайд №35-46):

1). Девушка Оля, собираясь на Хэллоуин, решила сделать себе прическу. Она долго перед зеркалом расчесывала свои волосы, пластмассовой расческой. В результате на конкурсе ведьм она заняла первое место. Почему? Какое физическое явление произошло с ее волосами? (Ответ: электризация)

2) В каких обучающихся быстрее движутся молекулы: в здоровых или простуженных? (Ответ: В простуженных, так как температура тела выше)

3) Что мешает обучающемуся, пойманному директором техникума на месте курения, распасться на отдельные молекулы и в рассыпную исчезнуть из вида? (Взаимное притяжение между молекулами)

4) Коля ловил девчонок, окунал их в лужу и старательно измерял глубину погружения каждой девчонки, а Толя только стоял рядышком и смотрел, как девчонки барахтаются. Чем отличаются Колины действия от Толиных, и как такие действия называют физики? (Толя наблюдал, а Коля ставил опыты)

5) Петя ехал к бабушке на электричке, и всю дорогу над ним издевались какие-то два неведомые ему явления. Одно при каждой остановке толкало Петю вперед, а другое, когда вагон трогался - дергало назад. Что это за хулиганские явления, и может ли транспортная милиция с ними справиться? (Инерция движения и покоя)

6) Молекула воды испарилась из кипящего чайника и, подлетая к потолку, лоб в лоб столкнулась с неизвестно как прокравшейся на кухню молекулой водорода. Кто быстрей отлетел? (Ответ: Та молекула, чья масса меньше. Молекула водорода.)

7) Ученый с мировым именем Иннокентий открыл кастрюлю, обнаружил там 400 граммов гречневой каши, выразил массу обнаруженной каши в тоннах и быстро съел. Сколько тонн каши съел ученый с мировым именем? (Ответ: 0,0004 т)

8) Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги до 600 Н, бабка до 100 Н, внучка до 50 Н, жучка до 30 Н, кошка до 10 Н и мышка до 2 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 791 Н? (Ответ: Модуль равнодействующей силы, равный сумме модулей сил, с которыми дедка тянет за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, а мышка за кошку, будет равен 792 Н. Вклад мышки равен 2 Н. Без мышиных ньютонов дело не пойдет)

9) Какой закон Ньютона используется при встряхивании с одежды пыли, капелек воды? (Ответ: первый)

10) Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Ответ: первый)

11) Если с интеллигентного, скромного и тактичного физика требуют деньги за два килограмма колбасы, а он видит, что весы с колбасой показывают всего один килограмм, то закричит ли физик на весь магазин: "нет уж, простите, вес вашей колбасы не два - только один килограмм!"? (Ответ: Нет. В килограммах выражается масса, а вес – в ньютонах)

12) Какой закон Ньютона запрещает поднимать себя за волосы? (Ответ: третий)

Подведение итогов.

Ведущий: Сегодня в нашей игре победила команда ребят, которая смогла благодаря своей сплоченности, а также знаниям первой набрать заветное число баллов. Кто с интересом изучает физику и математику и систематически занимается, тот не испытывал сегодня затруднений в игре. И для него победа стала заслуженной. На память о нашей игре победителям вручаются памятные подарки. Можно выделить наиболее активных участников игры.

До свидания! До следующих встреч! (слайд №47).

Дополнительные вопросы (если команды набрали одинаковое количество баллов):

1). Назовите будильник времен Александра Македонского (Ответ: петух)

2). Где на Земле самые длинные сутки? (Ответ: они везде одинаковые)

3). Какой вал изображен на картине Айвазовского? (9)

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.