Материал на проверке

Урок-обобщение по курсу «Краеведение» в форме интерактивной игры

1
0
Материал опубликован 7 October 2015

Интерактивная игра по краеведению

 

Авторы:        Шепелева Ирина Валентиновна (shepelevairina@mail.ru),

                       Поцелуйко Екатерина Николаевна (ekaterinapocelujko@yandex.ru)

Место работы: Муниципальное общеобразовательное учреждение  лицей №2  г. Волгограда

Предмет: биология, краеведение, урок-обобщение

Тема: Урок-обобщение по курсу «Краеведение»

Продолжительность: 40 минут

Класс: 6-7 классы

Технологии: Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация в формате Microsoft Power Point

Сценарий  урока

 

Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках краеведения, развитие познавательного интереса, воспитание любви к своему краю.

Задачи:

 - проверить и закрепить знания учащихся по изученному материалу;

 - развивать мыслительную деятельность, сообразительность, смекалку;

 - прививать интерес к изучению природы края;

 - формировать качества активного участника игрового процесса, учиться  

    находить и принимать решения.                            

Форма урока: урок-соревнование (идея заимствована у популярной телепередачи «Своя игра»).

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, электронная разработка игры, выполненная в программе Power Point с использованием интерактивных эффектов, музыка песни Л. Зыкиной «Течет река Волга».

 

Пояснительная записка.

 

         Данный урок целесообразно проводить в конце учебного года, он позволяет выявить качество знаний учащихся по основным разделам изученного материала по краеведению. Уроки с применением игровой методики существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют учиться состязательности, неординарности поведения, умению общаться. Особенностью игры-соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

          Идея игры, как ясно по названию, заимствована у популярной телепередачи «Своя игра» (НТВ), хорошо известна обучающимся.  Конкретное воплощение игры на уроке требует некоторой коррекции, так как необходимо, чтобы на уроке работал весь класс, а не тройка участников. Каждый учитель может корректировать правила игры, в зависимости от ситуации. Обучающимся заранее сообщается о времени проведения данного урока, можно назвать основные номинации игры: История изучения природы Волгоградской области, география области, особо охраняемые территории области, растения и животные нашего края, Красная книга Волгоградской области. По каждой номинации составлено 5 вопросов разного уровня сложности.

        Необходимо выбрать жюри, которое будет подсчитывать баллы, и подводить итоги.

 

Правила игры.

 

        Класс можно разделить на  команды, для ответов на вопросы по каждой номинации от каждой команды приглашать по 1 участнику к интерактивной доске. После жеребьевки первый участник выбирает номинацию и вопрос, который может «стоить» от 100 до 500 баллов, в зависимости от сложности. Если он правильно отвечает на вопрос, то его команде присуждается определенное количество баллов, а он получает возможность выбрать следующий вопрос. Если же участник отвечает неверно, то право дать ответ переходит к представителю другой команды.

        В случае если ни один игрок не может дать правильный ответ, можно вовлечь в игру «зрителей».

 

Вопросы игры.

 

Все вопросы составлены с использованием пособия «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области», методическое пособие. Авторы-составители: И. В. Зверева, И. П. Чередниченко, М. В. Оданович, Москва «Глобус», 2008.

 

 

 

История изучения природы, 100

Когда в наши края были отправлены первые экспедиции для изучения природных богатств российских степей?

( В начале 19 века)

 

История изучения природы, 200

Какие растения нашего края названы в честь немецкого врача и ботаника Траугота Гербера?

(Тысячелистник Гербера, василек Гербера)

 

История изучения природы,300

О каком ученом в нашем столетии прозвучали слова: «Бессмертной заслугой … было то, что он… открыл для науки огромную страну на Востоке, положив начало изучению ее природы»?

(О  П. С. Палласе)

 

История изучения природы ,400

« Размывание правого берега Волги объясняется суточным вращением земного шара вокруг своей оси, в силу чего вода реки отбрасывается в правую сторону и напирает на берег, постоянно подмывает его». Как теперь называют это явление?

(«Закон Бэра»)

 

История изучения природы, 500                                

В честь какого ученого, изучавшего наш край          

В 1770 году назван этот цветок?                                    

(Иоганн Готлиб Георги)                

                                                                                 

География Волгоградской области, 100

Какова площадь территории Волгоградской области?

(112, 9 тыс. км.²)

 

 

География Волгоградской области, 200

Какая крупная равнина составляет рельеф области?

(Восточно – Европейская)

 

География Волгоградской области, 300

Дайте краткую характеристику климата Волгоградской области.

(Умеренно – континентальный, засушливый)

 

География Волгоградской области, 400

Назовите правые притоки Волги.

(Камышанка, Балыклейка, Дубовка, Царица)

 

География Волгоградской области, 500

О каком ландшафте идет речь «… расположен на юге области, является продолжением Приволжской возвышенности. Изрезан овражно- балочной сетью, степными речками. Почвы светло – каштановые. Тип растительности - степной.

(Ергенинский ландшафт)

 

Особо охраняемые природные территории, 100

Назовите основной тип охраняемых территорий нашего края.

(Природные парки)

 

Особо охраняемые природные территории, 200

Сколько заказников разного профиля находится на территории области?

(Более 30)

 

Особо охраняемые природные территории, 300

На территории какого природного парка находятся 20 объектов территориальной охраны?

(Нижнехоперский природный парк)

 

Особо охраняемые природные территории, 400

Основное направление деятельности этих ООПТ - сохранение биоразнообразия, создание и сохранение генофонда растений, разработка подходов к охране растительных ресурсов. Что это за категории ООПТ?

(Дендрологические парки и ботанические сады)

 

Особо охраняемые природные территории, 500

Что послужило основанием для создания в нашей области сети ООПТ?

(Наличие живописных ландшафтов, обширные акватории Волги и Дона, наличие редких видов растений и животных)

 

Красная книга Волгоградской области, 100

В каком году была учреждена Красная книга Волгоградской области?

(В 2004 году)

 

Красная книга Волгоградской области, 200

Фотозагадка.

Определите, что это за растение?  

(Тюльпан Геснера)

Tulipa_gesneriana1

 

 

Красная книга Волгоградской области, 300

Фотозагадка. Назовите животное.

(Хорь-перевязка)

 

Красная книга Волгоградской области, 400

Сколько видов растений, произрастающих на территории Волгоградской области, занесены в Красную книгу России?

(Более 30)

 

Красная книга Волгоградской области, 500

Перечислите несколько видов животных, обитающих на территории Волгоградской области, занесенных в Международную красную книгу.

(Выхухоль русская, колпица, дрофа, чирок мраморный, савка, осетр русский)

 

Растения Волгоградской области, 100

К каким экологическим группам относится большинство растений Волгоградской области?

(Светолюбивые, засухоустойчивые, теплолюбивые)

 

Растения Волгоградской области, 200

Чем объяснить малое (12 видов) количество видов голосеменных растений, распространенных на территории области?

(Засушливый климат области)

 

Растения Волгоградской области, 300

Назовите самое многочисленное семейство среди растений, произрастающих на территории Волгоградской области.

(Семейство Сложноцветные)

 

Растения Волгоградской области, 400

Какой цветок называют «Цветком неугасающей любви»?

(Адонис, или Горицвет весенний)

 

Растения Волгоградской области, 500

Почему из 11 видов ковылей, произрастающих на территории области -7 являются редкими и охраняемыми? 

( Выпас скота, распашка степи, ветровая эрозия являются причинами сокращения численности этих растений)             

 

Животные Волгоградской области, 100

Назовите типичные места обитания животных нашей области.

(Степь, водоемы, лесные насаждения)

 

Животные Волгоградской области, 200

Почему численность большинства лесных животных Волгоградской области невелика?

(Площадь территорий, занимаемых лесами  очень мала)

 

Животные Волгоградской области, 300

Кратко охарактеризуйте видовой состав рыб нашей области.

(Богатый: 78 видов, принадлежащих к 15 отрядам)

 

Животные Волгоградской области, 400

Фотозагадка.

Определите животное.

(Круглоголовка-вертихвостка)

 

Животные Волгоградской области, 500.

Какая группа животных нашего края характеризуется богатством видов, колоссальной численностью, огромной биомассой и экологическим разнообразием?

(Тип Членистоногие:50 отрядов, 18 000 видов)

 

В конце игры жюри подводит итоги, подсчитывают баллы, определяют победителей и призеров игры.

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. «География и экология Волгоградской области». Учебное пособие для средней школы. Под редакцией проф. В. А. Брылева, Волгоград, «Перемена», 2005.

2. «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области», методическое пособие. Авторы-составители: И. В. Зверева, И. П. Чередниченко, М. В. Оданович, Москва «Глобус», 2008.

3. «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области», методическое пособие, авторский коллектив под руководством В. А. Сагалаева, Москва «Глобус», 2008.

4. «Краеведение: биологическое и ландшафтное разнообразие природы Волгоградской области» 6 класс, рабочая тетрадь-практикум, автор М. В. Оданович, Москва «Глобус», 2008.

5. Использованы фотографии Д. Е. Матвеева, В. А. Сагалаева.

Здесь будет файл: /data/edu/files/t1444238773.ppt (Презентация)


Здесь будет файл: /data/edu/files/v1444238807.mp3 (Музыка)

Комментарии

Добрый день! Почему конкурс для обучающихся размещён в конкурсах для педагогов?

18 January 2023

Светлана Николаевна, добрый день! Спасибо, что помогли найти ошибку. Исправили. С уважением, администрация.

20 January 2023

Добрый вечер. Я не могу увидеть у себя добавлено фото работы или нет. Подскажите пожалуйста ,где можно посмотреть.

23 January 2023

Добрый день! Чтобы правильно добавить изображение, следуйте данной инструкции: 1. Откройте работу, нажмите «Редактировать». Перейдите сразу на 3 шаг редактирования. 2. Выберите второй способ загрузки - как только вы кликните на него, откроется поле «Форматирование» справа. 3. Кликните мышью на нужное место в тестовом поле, именно туда будет загружено изображение. 4. Далее выберите пункт «Вставить изображение» в меню справа. 5. Во всплывшем окошке нажмите ссылку «Выберите изображение на компьютере», после чего загрузите нужный файл. С уважением, администрация.

6 February 2023

Уважаемые участники! Поздравляем победителей и участников с завершением конкурса! Благодарим команду жюри за проделанную работу. ПОБЕДИТЕЛИ КОНКУРСА: 1. Алиса Шорник (4И класс) КУРАТОР: Маршинина Татьяна Васильевна (г. Новосибирск) 2. Андрей Колесников (2 курс) КУРАТОР: Коротких Светлана Николаевна (г. Красноярск) 3. Даниил Трофимович (6К группа) КУРАТОР: Камакина Елена Сергеевна (г. Рыбинск, Ярославская область) 4. Ксения Ситько (7Б класс) КУРАТОР: Дремлюга Анастасия Александровна (р. п. Чунский, Иркутская область) 5. Софья Поршнева (4Д класс) КУРАТОР: Маршинина Татьяна Васильевна (г. Новосибирск) 6. Даниил Петров (3К класс) КУРАТОР: Булгакова Светлана Юрьевна (г. Торжок, Тверская область) 7. Максим Загородний (7 класс) КУРАТОР: Киселева Любовь Алексеевна (с. Довольное, Новосибирская область) 8. Виолетта Дойникова (2 класс) КУРАТОР: Иванова Надежда Владленовна (г. Кимовск, Тульская область) В личных кабинетах участников автоматически сформированы наградные документы, которые можно скачать бесплатно.

30 March 2023