12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузнецова Наталья Александровна37 Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Интерактивная онлайн - игры «Обучение с увлечением» (игры для развития восприятия и дифференциации звуков) по работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ для учителей-дефектологов и педагогов образовательных учреждений.
Методическая разработока интерактивной онлайн - игры «Обучение с увлечением»
(игры для развития восприятия и дифференциации звуков) по работе с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ для учителей-дефектологов и педагогов образовательных учреждений.
Авторы: Т.А. Голузина воспитатель МАДОУ «Конструктор успеха» Дзержинского района г. Перми,
Н.А. Кузнецова воспитатель МАДОУ «Конструктор успеха» Дзержинского района г. Перми,
Многолетний опыт работы с детьми в условиях массового детского сада подтверждает увеличение количества детей с недоразвитием всех структурных компонентов речи.
"Стало много детей с речевыми нарушениями. О причинах такого увеличения количества детей можно говорить очень долго. Они абсолютно разные. Но факт остаётся фактом, что к логопедам обращается все больше детей и дошкольного возраста, и школьного возраста, с нарушениями устной речи и с нарушениями письменной речи", — сказала доцент кафедры логопедии МПГУ, кандидат педагогических наук Марина Любимова.
Как рассказала Любимова, сегодня к логопедам также обращаются не только те, кто уже имеет какие-либо нарушения, но и люди, которые просто хотят обследоваться.
"Родители хотят знать, правильно ли развивается речь ребенка, нет ли отклонений. Сейчас увеличивается количество таких родителей. Наверное, потому, что образовательный уровень повышается, и мама и папа понимают, что важно заранее предупредить возможное нарушение", — пояснила она.
[Источник: Москва РИА Новости 14 ноября]
Таким образом, актуальность вызвана тем, что среди детей старшего дошкольного возраста высок процент воспитанников, имеющих нарушения устной речи и с повышением уровня заинтересованности родителей.
Таким образом, проанализировав актуальные для нас проблемы и возможные пути решения, мы создали интерактивные онлайн - игры «Обучение с увлечением» для детей дошкольного возраста (4 – 7 лет).
Цель: разработка и апробация интерактивных онлайн - игр для развития восприятия и дифференциации звуков речи.
Работу по развитию восприятия и дифференциации звуков речи можно начинать даже со средней группы и проводить до подготовительной к школе группы. Только в этом случае, в средней группе мы будем больше внимания уделять развитию восприятия звуков, внимания и памяти, а в старшем дошкольном возрасте мы будем больше работать над зрительным анализом и синтезом, над дифференциацией смешиваемых букв, над формированием фонематического анализа и синтеза.
Новизна и значимость заключается в том, что интерактивные онлайн – игры помогут с мотивировать дошкольника на исправление нарушений звукопроизношения, на развитие восприятия и дифференциации звуков речи, помогут монотонную, кропотливую работу сделать разнообразной, а ведь интерес к занятиям – это и есть путь к успеху.
1. Интерактивная онлайн – игра «Глухой – звонкий».
Игра позволяет решить задачи:
- закрепить слуховой и моторный образ звука [c], звука [з],
- автоматизировать звук [c], звук [з] в словах,
- формировать навык звукового анализа слов,
- работать по развитию внимания,
- развивать фонематический слух и восприятие,
- воспитывать желание говорить правильно и красиво.
Игру можно использовать в разных игровых вариантах:
«Отправь на место». Назови предметную картинку. Выдели первый звук. Помести картинку в нужное игровое поле.
«Повторялки». Интерактивная онлайн – игра + кубик с нанесенными точками на гранях от одного до шести. Игрок бросает кубик и повторяет название предмета столько раз, сколько выпало точек на кубике (картинку может выбрать взрослый или ребёнок).
«Живое-неживое». Сначала назови слова, обозначающие живые предметы, а затем — неживые предметы.
«Угадай по слову-признаку или действию». Я назову слово-действие, а ты подбери к нему соответствующее слово-предмет и проговори словосочетание целиком. Образец: чистим ... зубы; резиновые … сапоги.
«Найди слово». Посмотри на звуковую схему и найди слово, которое я загадала. Взрослый выкладывает цветными фишками звуковую схему выбранного слова, а ребёнок проводит звуковой анализ и находит соответствующее слово на экране.
| | | |
Перечень картинок: сани, сапоги, самолёт, собака, сыр, зонт, зубы, зайка.
Ссылка на онлайн игру-
2. Интерактивная онлайн – игра «Твёрдые и мягкие звуки».
Игра позволяет решить задачи:
- закрепить слуховой и моторный образ звуков [c, сь], звуков [з, зь],
- автоматизировать звуки [c, сь], звуки [з, зь] в словах,
- дифференцировать звуки [с-сь-з-зь] в словах,
- формировать навык сравнительного звукового анализа,
- продолжать учить делить слово на слоги, проводить звуковой анализ слова, используя графические схемы,
- развивать фонематический слух и восприятие,
- воспитывать интерес к совместной деятельности со взрослым.
Игру можно использовать в разных игровых вариантах:
«Отправь на место». Назови предметную картинку. Выдели первый звук. Помести картинку в нужное игровое поле.
«Повторялки», «Живое-неживое», «Угадай по слову-признаку или действию», «Найди слово» (описание игр в первой игре).
«Определи». Я назову предмет, а ты определи количество слогов. Ребёнок сам выбирает предметную картинку и делит слово на слоги. Образец: сейф … [1 слог], зебра … [2 слога], собака … [3 слога].
Перечень картинок: стог, сани, сыр, сапоги, собака, самолёт; сейф, сеть, сито, семь; заяц, звезда, зубы, зонт; зима, земля, зеркало, земляника.
Ссылка на онлайн игру -
3. Интерактивная онлайн – игра «Найди место звука в слове».
Игра позволяет решить задачи:
- дифференцировать моторные и слуховые образы звуков [c], [з],
- автоматизировать звук [c], звук [з] в словах,
- работать над развитием звукового анализа слов,
- развивать зрительное восприятие и память,
- развивать фонематический слух и восприятие,
- воспитывать интерес к занятиям и внимательность.
Игру можно использовать в разных игровых вариантах:
«Отправь на место». Назови предметную картинку. Выдели заданный звук (в начале, в середине, в конце) слова. Помести картинку под нужную схему.
«Узнавалки». Взрослый называет 2-3 признака предмета, а ребёнок угадывает, какой предмет был загадан.
Образец: металлический, железнодорожный … это паровоз.
«Один – несколько». Взрослый называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном числе.
Перечень картинок: сумка, сани, сом, змея, зайка; носки, маска, фазан, коза, Незнайка; ананас, кактус, паровоз, глаз, арбуз.
Ссылка на онлайн игру -
Интерактивные онлайн - игры «Обучение с увлечением» практико - ориентированные. Возможно использовать: для организации совместной деятельности детей и родителей в домашних условиях; в рамках логопедического пункта и групп для детей с тяжелыми нарушениями речи; в работе с детьми общеразвивающих групп в непосредственной образовательной деятельности. Как в полном объёме, используя все игровые варианты, так и частями, работая над определённой задачей.
Для создания игр была использована литература, следующих авторов:
- Безруких М.М., Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. – М.: «Академия», 2000.
- Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов по спец. "Дефектология". Под. ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2008.
- Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем Детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Изд-во «Центр Проблем Детства», 2001.
- Интернет – ресурс.
- Яндекс картинки.