Доклад «Интерактивные формы обучения устной речи на уроках английского языка»
Интерактивные формы и методы обучения устной речи на уроках английского языка.
Лукина Наталья Александровна,
учитель английского языка
В настоящее время значительно изменился статус английского языка в нашем обществе. Владение английским языком рассматривается как необходимое личностное и профессиональное качество любого специалиста.
Современные педагогические технологии предполагают изменение учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из ««авторитета», стал заинтересованным собеседником и соучастником учебного процесса, важно чтобы учитель был не только носителем информации, но и помощником.
Учителя иностранного языка сталкиваются с проблемой «отсутствия речи» на уроках развития навыков говорения. А как научить говорить на иностранном языке, если ученик молчит или говорит только тогда, когда учитель его спрашивает? Задача учителя – создать условия, которые способствовали бы развитию коммуникации учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека и ситуативность. Когда есть цель и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития и т.д., то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится.
Лучшими приемами активизации говорения являются интерактивные методы. В последнее время интерес педагогов направлен на освоение активных и интерактивных форм и методов обучения, основанных на деятельностных и диалоговых формах познания. Сейчас уже для теоретиков и практиков образования очевидно, что главными факторами развития личности являются предметно-практическая деятельность и взаимодействие между людьми.
У интерактивных приемов есть ряд преимуществ:
1.Большой выбор парной и групповой деятельности.
2.Формируют навыки спонтанной неподготовленной речи.
3.Обучают анализировать, критически мыслить,
имитировать жизненные ситуации, тем самым подготавливая их к
реальным жизненным ситуациям.
4. Дают возможность не только качественно улучшить процесс обучения и активизировать активность ученика, но и использовать более привычную для современных детей форму получения информации с экрана.
Поскольку речь на чужом языке не может возникнуть без соответствующего усвоения языкового материала и формирования определенных навыков и умений, для формирования инициативной речи на начальном этапе учащимся необходимо овладеть подготовленной речью. Подготовленная речь формируется с помощью самостоятельных упражнений, требующих умения сообщать информативный материал, обобщать и оценивать его, выстраивать в связное, личностно-окрашенное высказывание. Это может быть воспроизведение заученного диалога, стихотворения, отрывка, использование в речи различных сочетаний или отдельно усвоенных предложений и фраз, извлеченных из текста.
Заучивание определенного количества готовых фраз является положительным опытом, но еще не является речью. Для полной творческой и инициативной речевой деятельности этот уровень не достаточен. Многие учащиеся испытывают трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими структурами языка, дети не знают, с чего начать и в какой последовательности говорить. Это происходит потому, что учащимся сложно начинать говорить без какой-либо зрительной опоры.
К интерактивным методам, успешно применяемым на уроках английского языка для развития коммуникативной компетенции, относятся следующие методы:
метод «Visual dictation» («Визуальный диктант»);
метод «Signal Cards» («Сигнальные карточки»);
прием «Cinquain» («Синквейн»);
метод «Jigsaw» («Ажурная пила»);
метод «INSERT»;
метод «5-W» («5 вопросов»);
метод «Brain Storming» («Мозговой штурм»);
метод «Hot seat» («Неловкая ситуация»);
метод «Merry-go-round» («Карусель»);
метод «Role play» («Ролевая игра»);
метод «Brain-ring» («Брейн-ринг»);
метод project («Проектная технология»)
Для завершения урока можно использовать активные методы. Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Лесенка успеха».
Цель: подвести итог своей работы на уроке. Материалы: картинка с лесенкой (можно на каждого ученика, можно одну на доску).
Проведение: Учитель предлагает ученикам отметить на лесенке успеха свое положение. Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки урока английского языка перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективного метода для изучения конкретной темы, а также есть возможность сочетать несколько методов для решения проблемы, что, несомненно, способствует лучшему осмыслению материала.
Заучивание определенного количества готовых фраз является положительным опытом, но еще не является речью. Для полной творческой и инициативной речевой деятельности этот уровень не достаточен. Многие учащиеся испытывают трудности в применении своих знаний на практике. Имея достаточный словарный запас по теме, владея определенными грамматическими структурами языка, дети не знают, с чего начать и в какой последовательности говорить. Это происходит потому, что учащимся сложно начинать говорить без какой-либо зрительной опоры.
В заключении можно сказать, что современные интерактивные методы обучения – это огромное количество возможностей, которые помогают углубить образовательный процесс, воздействовать на познавательную и творческую активность учащихся, повысить эффективность урока. Это приводит к росту уровня коммуникативной компетенции обучающихся, которая является ключевой в обучении английского языку.
Список литературы:
Борзова Е.В. Парная и групповая работа на уроках иностранного языка в старших классах / Е.В.Борзова // Язык. Речь. Коммуникация. - 2000. - Вып.4. - С.4-15.
Суворова, Н. А. Интерактивное обучение: новые подходы [Текст] / Н.А. Суворова. – М., 2005. –167с.
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: «Феникс», 2004