Интерактивный урок в четыре руки: «Космос вчера, сегодня и завтра. Зачем люди осваивают космос?»

Пояснительная записка к презентации
Муниципальный округ Нижняя Салда
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования № 7»
имени Героя Российской Федерации Юрия Сергеевича Игитова
«Интерактивный урок в четыре руки»
Окружающий мир.
1 класс.
Тема: «Космос вчера, сегодня и завтра.
Зачем люди осваивают космос?»
Авторы:
Учитель – наставник:
Одинцева Юлия Владимировна,
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
Учитель – молодой специалист: Хлебоказова Анастасия Алексеевна,
учитель начальных классов
2025 год
Тема | «Космос вчера, сегодня и завтра. Зачем люди осваивают космос?» Окружающий мир. 1 класс. УМК «Школа России» |
Категория участников | Учителя начальной школы, педагоги дополнительного образования |
Краткая аннотация | Проект занятия по предмету окружающий мир направлен на развитие учебной мотивации. Материалы занятия могут быть использованы к уроку № 63 в системе уроков по разделу «Почему и зачем?», Окружающий мир, 1 класс УМК «Школа России». Урок разработан в соответствии с требованиям ФГОС, направлен на формирование ключевых компетентностей обучающихся, исследовательских умений, установление причинно-следственных связей. Урок включает задания практического, исследовательского характера, направленные на развитие познавательной активности детей и развитие функциональной грамотности. Предложены задания из банка PISA на формирование естественнонаучной и читательской грамотности. Новизна представленных материалов – в их интегративном подходе, что дает обучающимся возможность практического применения своих знаний. Урок выстроен в парадигме системно-деятельностного подхода, используется исследовательский метод организации учебной деятельности. Используемые приемы позволяют создать динамичную обстановку на уроке, способствуя достижению планируемых результатов. Форма организации урока основана на приеме игровой механики «Образовательный квест» и осуществляется в группах. Учебная задача формируется через решение проблемного вопроса: «Зачем космонавты летают в космос?». В ходе урока обучающиеся узнают о космосе, искусственных и естественных спутниках Земли, космических станциях и их назначении. Для каждого этапа урока разработаны задания с использованием современных педагогических технологий. Рефлексия проводится через приемы «Кубик Блума» или «Корзина идей». Вознаграждение (медальки, большая корзина со сладкими призами в виде фигурок «ракета»). К уроку предлагается «Презентация». |
Формы и средства реализации обновленных ФГОС и ФОП (краткое описание) | Технология геймификации. Прием «Образовательный квест» основан на игровой механике, заключающейся в том, что персонажу деловой игры, выполняющему определенную роль, необходимо выполнить поставленную цель, после чего игрок сможет получить награду. Технологии ТРКМ и ТРИЗ, Прием «Корзина идей» позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы, помочь им увидеть взаимосвязь между темами, научиться видеть ошибки и исправлять их самостоятельно, анализируя свою работу и обобщая выводы. Прием «Верите ли вы?» Учитель задает вопрос и предлагает ответ – слайд с информированным подтверждением или опровержением. Учащиеся отвечают на вопросы и обосновывают свое мнение, с последующей самопроверкой. Прием «Кубик Блума» - это способ формулировки учебного задания в соответствии с поставленной задачей, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрение школьником всех аспектов изучаемой темы. Кейс-технология. Метод активного проблемно-ситуативного анализа. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Формы работы: групповая, коллективная |
Технологическая карта урока
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 1 УМК «Школа России». |
Тема | «Зачем люди осваивают космос?» |
Тип урока | бинарный (комбинированный) |
Методы работы | метод проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский (наблюдают и сравнивают) игровой, метод активного проблемно-ситуативного анализа |
Формы работы | индивидуальная, работа в парах, коллективные формы работы |
Используемые технологии | Технология проблемного обучения Технология развития критического мышления (ТРКМ) Технологии геймификации и дифференциации |
Цель | Сформировать представление о космосе, искусственных и естественных спутниках Земли, космических станциях и их назначении. |
Задачи | Образовательные: расширить и систематизировать представления детей о космонавтике и космонавтах; дать информацию об искусственных спутниках Земли, о космических станциях, их роли в жизни современного человека; Развивающие: развивать умение устанавливать связи между природными объектами, развивать мышление, воображение; развивать устную речь, расширить словарный запас учащихся; Воспитывающие: способствовать воспитанию чувства патриотизма; формировать уважительное отношения друг к другу при работе в парах, в группах. |
Планируемые результаты: | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
- научатся рассказывать о освоении космоса человеком; - моделировать экипировку космонавта; - получат возможность научиться высказывать предположения по вопросам учебника, - проводить самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; - выдвигать предположения и доказывать их; - понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. | Познавательные: - использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; использовать таблицы, модели, схемы, строить речевые высказывания в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, классификацию, группировку, обобщение по заданным критерия; - создавать самостоятельные способы решения проблем возникающих на уроке, доказывать и аргументировать свою точку зрения; - формировать умение извлекать информацию из текста, иллюстрации, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам; - выполнять задания творческого и поискового характера, делать выводы и обобщения; Регулятивные: - учиться ставить учебную задачу; планировать свою деятельность. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в паре, в группе). | - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; - принятие и освоение социальной роли обучающегося; - овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; - уметь выполнять практическую работу; - сформировать способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию; - сформировать способность к самооценке - уметь осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных проектов |
Оборудование: | интерактивная доска, ноутбук учителя, научные статьи о космосе, задания из банка PISA, TIMSS, конверты с раздаточным материалом. |
Учебно-методическое обеспечение | Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1-4 класс. М.: ВАКО, 2004 – Серия «Мастерская учителя» Жиренко О. Е., Барылкина Л. П., Обухова Л. А. Интегрированные уроки: 1 класс/ Под ред. Л. А. Обуховой. – М.: ВАКО, 2006 – Серия «Мастерская учителя». Окружающий мир. Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова 1 класс. Плешаков А.А. «Окружающий мир», 1 класс, ч. 2 , Москва, «Просвещение», 2018 г. Плешаков А.А. «Окружающий мир» (тетрадь на печатной основе) 1 класс, ч.2., Москва, «Просвещение», 2018 г. Плешаков А.А. «Окружающий мир» 1 класс. Поурочные разработки к УМК «Школа России», Москва, «Просвещение», 2017 г. |
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети Интернет | Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/lesson/6077/start/154831/ |
Приложение 1.
Карточки для групповой работы
Группа № 1. КАК РАБОТАЮТ КОСМОНАВТЫ
ВОПРОС: Что делают космонавты на космической станции? |
Группа № 2. ЖИВОТНЫЕ – КОСМОНАВТЫ
ВОПРОСЫ: 1. Какие животные летали в космос? 2. Как звали первую собаку-космонавта? |
Группа № 3. ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ
ВОПРОСЫ: 1. Как зовут первого космонавта 2. Сколько минут продолжался первый полёт? |
Группа № 4. СКАФАНДР
ВОПРОСЫ: 1. Как называется одежда космонавтов? 2. Зачем нужен скафандр? |
Группа № 5. ИСКУССТВЕННЫЕ СПУТНИКИ ЗЕМЛИ
ВОПРОС: Что изучают искусственные спутники Земли? |