Интерактивное занятие «Формула успеха» по фильмам проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»

6
2
Материал опубликован 19 May в группе

Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.

Цель интерактивного занятия: привлечь внимание обучающихся к важности созидательных действий, общественно полезных дел, оказания помощи людям и заботы об окружающих с точки зрения собственного личностного развития.

Задачи:

  • познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;
  • рассмотреть взаимосвязь созидательных действий и становления личности;
  • выявить составляющие факторы, способствующие успешному преодолению личностных преград при совершении созидательных действий;
  • расширить опыт учащихся по осмыслению своих жизненных установок и представлений;
  • развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма.

Учебно-методическое обеспечение: короткометражные фильмы «Свет перемен» и «Упертый пирог», созданные школьниками в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины».

Возраст участников – 13-17 лет.

Оборудование: мультимедиа проектор, дидактический материал, наборы иллюстративного материала для составления коллажа.


Ход занятия

В начале занятия педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания. Напоминает, что принимаются абсолютно любые (корректные) ответы обучающихся без оценочных суждений со стороны педагога.


Слова педагога. Сегодня на занятии мы поговорим о работе над собой, о том, как много дает для собственного развития и становления характера общественно полезные дела, оказание помощи людям и забота об окружающих, одним словом, любое созидательное и полезное действие. А еще попробуем вывести формулу успеха в преодолении себя и реализации своих возможностей.

А помогут нам в этом два фильма, которые сняли участники проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины», такие же школьники, как вы. Этот проект называется «Простые истины», фильмы, которые ребята делают в рамках этого проекта рассказывают о важных нравственных понятиях: честности, трудолюбии, любви к своим родным и уважении к окружающим, толерантности и многом другом. В основу своих фильмов участники часто берут добрые и немного наивные детские рассказы, сказки или притчи.

Вот и в первом фильме, который мы с вами сейчас посмотрим, в основу легла старинная восточная притча. Она называется «Осел и колодец».

Звучит она так.

Однажды ослик упал в глубокий колодец и стал громко кричать, призывая своего хозяина себе на помощь. Хозяин увидел печальную картину и развел руками - вытащить ослика из колодца было нереально.

Тогда хозяин рассудил так: «Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, я все равно хотел купить нового молодого осла. А этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев – засыплю-ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю».

Недолго думая, он пригласил своих соседей – все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.

Однако скоро ослик замолчал. Когда хозяин посмотрел в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца.

Вот такая притча. В чем ее смысл и как ее обыграли ребята в фильме, мы поговорим после его просмотра. Мы сейчас увидим фильм «Свет перемен». Его создали участники студии анимации и кино «Вартемяги» Дворца детского (юношеского) творчества Всеволожского района Ленинградской области. Внимание на экран.


Просмотр фильма «Свет перемен»

  • Хронометраж – 5 минут 10 с.
  • Режиссер и сценарист – Алина Гапонова.
  • Производство – студия анимации и кино «Вартемяги» Дворца детского (юношеского) творчества из деревни Вартемяги Всеволожского района Ленинградской области, 2024 год.
  • Фильм доступен по ссылке:

https://vk.com/video/@club39965804?section=scheduled&z=video-39965804_456239283%2Fclub39965804

Обсуждение фильма

Слова педагога. Давайте вспомним притчу, которая легла в основу фильма. Как вам кажется, как она соотносится с сюжетом фильма? (ответы участников)

Действительно, мудрым осликом здесь выступает Миша – он стойко переносил все «сюрпризы», которые ему преподносила Милена, и упорно «утаптывал землю», то есть трудился над проектом и готовился к выступлению. Он не сдался, не опустил руки, а продолжал работать в одиночку и в итоге сделал важное и полезное дело.

Давайте подумаем, что помогло Мише преодолеть себя и выступить перед младшими учениками? (ответы участников)


Педагог или кто-то из аудитории записывают ответы участников на доске или флип-черте

Примерные варианты ответов участников:

  • желание поделиться с младшими своим опытом
  • понимание важности того, что он делает
  • стремление довести дело до конца
  • осознание своей ответственности и т.д.


Слова педагога. Попробуем разобраться, как изменился главный герой в ходе своей работы над выступлением перед малышами, какие личностные качества она приобрел? (ответы участников)

И закономерный итог в конце фильма: он понимает, что теперь готов и может выступать не только перед учениками младших классов, но и перед своими сверстниками, перед старшеклассниками. Он чувствует, что изменился. Его успех послужил уроком Милене и мотивацией к ее преодолению себя.

Ситуацию, которая показа в фильме можно подытожить цитатой индийского бизнесмена и благотворителя Азима Премжи: «Три обычные вещи, которым мы часто не уделяем достаточно внимания, но которые, по моему мнению, являются движущей силой любого успеха, – это трудолюбие, настойчивость и элементарная честность».

Все эти три качества как и есть у главного героя фильма, вы согласны? (ответы участников)

Честными и настойчивыми оказались главные герои следующего фильма под названием «Упертый пирог», который мы сейчас увидим. Его создали ребята из города Рыбинска Ярославской области, участники студии театральных и киноминиатюр «Колибри», центра дополнительного образования «Молодые таланты». Давайте посмотрим.

Просмотр фильма «Упертый пирог»

  • Хронометраж – 12 минут 13 с.
  • Сценарий – Софья Овчинникова, Дарья Антонова (по мотивам рассказа Ирины Пивоваровой).
  • Режиссер – Софья Овчинникова.
  • Производства – Студия театральных и киноминиатюр «Колибри», Центр «Молодые таланты», г. Рыбинск, 2024 год.
  • Фильм доступен по ссылке: https://rutube.ru/video/6b09b5caba7107fef86516c2fb8c4f5b/

Обсуждение фильма

Слова педагога. Главные герои фильма – Сеня и Рома – попали в непростую ситуацию: с одной стороны, им надо выполнить задание учительницы, а с другой, им попалась суровая подопечная, которая при первой встрече решительно сказала им «нет. Со своей стороны, Татьяна Кирилловна тоже оказалась в неожиданной ситуации. Как вы думаете, что думали и чувствовали все три героя фильма в самом начале сюжета? (ответы участников)

У Сени и Ромы в самом начале фильме было желание все бросить. «Не получилось, ну и ладно, ведь нам же за это ничего не будет», – такой была первая мысль мальчиков. Помните фразу Сени «А гулять-то когда?»

Татьяна Кирилловна тоже не готова была продолжать знакомство – ей не хотелось, чтобы ее считали беспомощной и нуждающейся опекунстве.

Что же произошло, что изменило отношение героев к сложившейся ситуации? (ответы участников)

Действительно. У Ромы и Сени появилась чувство ответственности за свою «подопечную», чувство сострадания. Да и Татьяна Кирилловна, как любой человек, нуждалась во внимании и не могла не оценить старания мальчиков.

Что помогло Сене и Роме преодолеть себя и вновь и вновь приходить к Татьяне Кирилловне? (ответы участников)

Педагог или кто-то из аудитории записывают ответы участников на доске или флип-черте

Примерные варианты ответов участников:

мотивация доказать, что они не худе других и тоже могут помогать людямпереживание за другого человекаответственность перед учительницей и перед Татьяной Кирилловнойстремление довести дело до концапонимание своей нужности и т.д.

Слова педагога. А давайте пофантазируем и подумаем, как могут развиваться в дальнейшем взаимоотношения мальчиков и Татьяны Кирилловны (ответы участников)

Скорее всего они станут добрыми друзьями. Татьяна Кирилловна приобретет то, что ей действительно необходимо, внимательных и заботливых друзей, а Рома и Сеня – мудрого и интересного друга.

Если говорить о ситуации, которая происходит в фильме, то можно вспомнить слова американского бизнесмена Генри Форда: «Неудача – это просто возможность начать снова, но уже более мудро», или английского поэта Сэмюэла Джонсона: «В жизни нет большего удовольствия, чем удовольствие от преодоления трудностей на пути к успеху».

В завершении педагог и участники анализируют записи, сделанные в ходе обсуждения

Слова педагога. Подведем итог нашему обсуждению. Посмотрите на записи, которые мы сделали на доске, обсуждая фильмы. Какие же качества, чувства и мысли помогают нам меняться и становиться лучше, когда мы делаем что-то полезное и нужное, делаем что-то доброе и хорошее для других? Попробуйте составить формулу успеха в преодолении себя и успеха полезного дела. Формула может выглядеть так:

качество 1 + качество 2…+ качество n = Успех полезного действия.

Вариант формулы – Ответственность + понимание нужности + настойчивость + целеустремленность = Успех полезного действия


Участники составляют формулу успеха полезного действия, презентуют ее участникам, педагог и другие участники комментируют.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Виктория, уже не в первый раз выручаете! У Вас отличные разработки!

19 May