12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Лариса Николаевна126

Классный час «Величайшие истины-самые простые» ( Духовное наследие Л.Н. Толстого.)
Цели:воспитывать патриотические чувства к России, гордость за историческое прошлое.
Познакомить учащихся с творчеством Л. Толстого. Познакомить учащихся с малоизвестными фактами из жизни писателя.

Задачи классного часа:" помочь учащимся увидеть значимость личности Л.Н. Толстого. 



Оформление классного часа:

 а) портреты и фотографии Л. Н. Толстого,: портрет Л. Н. Толстого работы художника И. Е. Репина (1887г.) и другие портреты писателя;

б) журнал «Огонёк», посвященный Л.Н. Толстому

в) фотомонтаж «Любимые композиторы Л. Н. Толстого: Шопен, Чайковский, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Скрябин, Рахманинов, Глинка»;

г) выставка книг Л. Н. Толстого,

д) иллюстрации художников и рисунки учащихся к произведениям Л. Н. Толстого

е) высказывания великих людей о Л. Н. Толстом и Л. Н. Толстой о людях искусства, написанные на плакатах

ё) этажерка, на которой расставлены открытки из набора «Времена года в Ясной Поляне»
ж) отрывки из фильма М. Хоффмана «Последнее воскресение»
План проведения классного часа(оглавление)
Глава1.Дети о Толстом.
Глава 2.Басня «Зайцы и лягушки»
Глава3.Отрывок из фильма «Последнее воскресение»
Глава4. Дневники С. А. Толстой.
Глава 5.Музыка в семье Толстых.

 Глава 6.Отрывок из пьесы Л. Н. Толстого «Плоды просвещения»

.


Глава7.Викторина «Названия и даты в жизни Толстого»
Глава8. Экскурсия «Астаповские часы»
Глава9.Подведение итогов классного часа.

Глава 1 .Дети о Толстом.
Ведущий. Дорогие ребята, коллеги, гости! Сегодня нашу встречу я хотела бы начать следующим образом…в одной из школ города Белгорода учительница русского языка и литературы предложила своим детям ответить на вопрос «Как я отношусь ко Льву Толстому?» И вот какие отрывки из этих работ опубликовала газета «Известия».
Соня,7-класс .
-У меня дома есть его книги, но их никто не читает.
Арина,8-класс.
- Жил Толстой в своем большом имении «Зелёная Поляна», где и умер.
Карина,7 класс.
- Мне нравится его произведение «Муму», «Кавказская пленница», «Война и мир», «Севастопольские рассказы» (газета «Известия» от 19 ноября 2010)
Прочла я первое высказывание ,второе, а затем решила провести с вами, дорогие зрители ,такую вот встречу под названием «Величайшие истины-самые простые»….
В конце нашей встречи я хочу попросить своих учеников на листочках, которые лежат перед вами,написать «Ребята, а что вы знаете о Л.Н. Толстом?»
Глава2.Басня «Зайцы и лягушки».
Басню исполняет ученица на фоне рисунков к басне.

ЗАЙЦЫ И ЛЯГУШКИ
(Басня)

Сошлись раз зайцы и стали плакаться на свою жизнь; «И от людей, и от собак, и от орлов, и от прочих зверей погибаем. Уж лучше раз умереть, чем в страхе жить и мучиться. Давайте утопимся!»

И поскакали зайцы на озеро топиться. Лягушки услыхали зайцев и забултыхали в воду. Один заяц и говорит:

«Стойте, ребята! Подождем топиться; вот лягушачье житье, видно, еще хуже нашего: они и нас боятся».

Ведущий. Вот послушали вы, дорогие зрители, эту веселую и коротенькую историю, которая очень вас развеселила. Первый раз вы ее могли прочесть в этой замечательной книжке «Лев Толстой. Детям», с которой знакомятся в начальной школе.
Смотрите,такая потешная история, зайцы, лягушки, а смотри-ка,герои, у них есть положительные и отрицательные черты .И придумал все это человек, чьи тома «Война и мир» изучают наши десятиклассники.
Подходит к этой басне девиз нашего урока, который вы видите на доске «Величайшие истины -самые простые»?
Глава3.Отрывок из фильма «Последнее воскресение»
На интерактивной доске демонстрируется отрывок из фильма «Последнее воскресение» М .Хоффмана (2010 г)
(эпизод «Разговор Л.Н.Толстого и его секретаря В. Булгакова,в кадре звучит музыка Сергея Евтушенко.)
Ученик,посмотревший фильм «Последнее воскресение»,делает краткое сообщение о нем,любой желающий может высказать своё впечатление.
Ведущий .Дорогие друзья,я не зря остановила свой выбор на этом фильме,который снят американскими кинематографистами. По сюжету перед нами предстаёт великий писатель в самый драматичный период своей жизни. В семье-раскол,в душе глубокий кризис. Можно по-разному относиться к буквальности произведения, но не забываем, что это –художественное произведение.
Глава4. Дневники С. А. Толстой.
Ученица показывает литературную композицию ,составленную из дневников С.А. Толстой.
1.1863 .Месяц после свадьбы.
Я только что была не в духе и сердилась за то, что он все и всех любит ,а я хочу, чтобы он любил меня одну.

2.1876 .17 сентября.
Дети пошли змей пускать, прибегали меня звать. Я не пошла. Велела принести из школы все Левочкины бумаги и вся ушла в мир литературных его произведений.
3.1890 16 июня.
Целый день обивала ширмы и мебель в комнате Саши и Лидии. У меня иногда потребность работы физической.
4.15 июня 1898.
Хочется страстно музыки, хотя бы самой поиграть. Но…то нет времени, то Лев Николаевич занимается, то он спит-и все ему мешает.
5.30 ноября 1898.
Когда я стала ему говорить, что за всю мою чистую,невинную жизнь с ним он не может простить,что я зашла к больному другу навестить его,Л.Н .прослезился и сказал:» Разумеется, это правда, что чистая и прекрасная была твоя жизнь»
6.5 июня 1910.
Нет жизни. Застыло как лёд сердце Л.Н .,забрал его в руки Чертков.
7.ноябрь,1910.
В 6 часов утра Л.Н. скончался. Меня допустили только к последним вздохам, не дали проститься с мужем, жестокие люди.
8.1913.
Несмотря на холод и кашель, пошла на могилу и долго потом ходила.Тянет все писать и писать письма Левочке. А дети…Кто из них счастлив? Да и вообще мало счастливых.
9.1919.
Было совещание ,как оградить Ясную Поляну от погрома и грабежа.
Ведущий. У меня остались самые лучшие впечатления, от того, какие отрывки выбрала наша актриса, которая выбрала из прочитанных дневников Софьи Андреевны Толстой кусочки, которые тронули ее сердце.
Когда Соня Берс стала женой великого писателя, ей было немногим больше нашей выпускницы, которая перевоплотилась на 5 минут в эту удивительную женщину.
Лев Николаевич оставил нам высказывание «Величайшие истины-самые простые»
Перед нами пробежала такая простая история человеческого служения гению.Такая простая…и великая.
Глава 5.Музыка в семье Толстых.Ученик В повести « Крейцерова соната» Толстой пишет, как действует музыка на главного героя: «Музыка заставляет меня забывать себя, мое истинное положение, она переносит меня в какое-то другое, не свое положение…Музыка действует, как зевота, как смех: мне спать не хочется, но я зеваю, глядя на зевающего, смеяться не о чем, но я смеюсь, слыша смеющегося. Она, музыка, сразу, непосредственно переносит меня в то душевное состояние, в котором находился тот, кто писал музыку…»

(звучит Шопен, Чайковский, Бетховен, Шуберт, Мендельсон, Скрябин, Рахманинов, Глинка»)
На интерактивной доске демонстрируются слайды Ясной Поляны.
Ученик.Лев Николаевич Толстой психологически убедительно раскрывает власть музыки над человеком. Музыка пробуждает в слушателях лучшие чувства, заставляет забывать о неудачах. Самый знаменитый роман всех времен «Война и мир»! В нем огромное количество «Музыкальных страниц». Прекрасное пение Наташи Ростовой автор передает через восприятие Николая Ростова.

     Чтение отрывка из романа «Война и мир» (т. 2, гл. 15 ) со слов: «…в голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил…» до слов: «…и это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире…»


 Своеобразным центром культуры становится дом Л. Толстого в Ясной Поляне и в Москве. В гости к великому писателю часто приезжают люди культуры и искусства. В доме Л. Толстого звучат произведения Бетховена, Чайковского, Глинки, Моцарта. Для Толстого играют Скрябин, Танеев, Гольденвейзер, Рахманинов.

         Но самым любимым композитором Толстого был Шопен. «Шопен в музыке - то же, что Пушкин в поэзии»,- повторял Лев Толстой.

 

Глава 6. «Плоды просвещения»
Ученики разыгрывают отрывок из произведения Л. Н. Толстого.


 

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Григорий и Таня (с шубкой и ботинками).

Григорий. Татьяне Марковне мое почтение!

Таня. Что, смотритесь всё? Думаете, очень из себя хороши?

Григорий. А что, неприятен?

Таня. Так, ни приятен, ни неприятен, а середка на половину. Что ж это у вас шубы-то понавешаны?

Григорий. Сейчас, сударыня, уберу. (Снимает шубу и накрывает ею Таню, обнимая ее.) Таня, что я тебе скажу...

Таня. Ну вас совсем! И к чему это пристало! (Сердито вырывается.) Говорю же, оставьте!

Григорий (оглядывается). Поцелуйте же.

Таня. Да что вы в самом деле пристали? Я вас так поцелую!.. (Замахивается.)

Василий Леонидыч. (За сценой слышен звонок и потом крик.) Григорий!

Таня. Вон, идите, Василий Леонидыч зовет.

Григорий. Подождет, он только глаза продрал. Слушай-ка, отчего не любишь?

Таня. И какие такие любови выдумали! Я никого не люблю.

Григорий. Неправда, Семку любишь. И нашла же кого, буфетного мужика сиволапого!

Таня. Ну, какой ни на есть, да вот вам завидно.

Василий Леонидыч (за сценой). Григорий!

Григорий. Поспеешь!.. Есть чему завидовать! Ведь ты только начала образовываться и с кем связываешься? То ли дело меня бы полюбила... Таня...

Таня (сердито и строго). Говорю, не будет вам ничего.

Василий Леонидыч (за сценой). Григорий!!!

Григорий. Уж очень строго себя ведете.

Василий Леонидыч (за сценой, упорно, ровно, во всю мочь кричит). Григорий! Григорий! Григорий!

Таня и Григорий смеются.

Григорий. Меня ведь какие любили!

Звонок.

Таня. Ну и идите к ним, а меня оставьте.

Григорий. Глупая ты, посмотрю. Ведь я не Семен.

Таня. Семен жениться хочет, а не глупости.

Ведущий.Если вы не очень хорошо представляли Толстого-драматурга до этой минуты,то наши ученики дали вам такую возможность, дорогие зрители.
В выбранном нами эпизоде-слуги ,которые не особо боятся своих просвещенных хозяев и весело пикируются между собой. Это на первый взгляд. А кто захочет узнать,что же там еще было в пьесе, посетит наш драматический театр или прочитает пьесу на досуге.
Глава7.Викторина «Названия и даты в жизни Толстого»
Зрителям показываются таблички с датами и названиями географических мест.
Зрители отвечают, что в каком году присходило и что было в городах, написанных на табличках.
Например:
1828
1910
1854
1901
 1863– 1869 
Ответы. Дата рождения .Дата смерти. Год прибытия в осажденный Севастополь.Год отлучения Л. Н. Толстого от церкви. Годы написания романа «Война и мир»
Севастополь.
Гаспра.
Казань
Тула
Москва
( Ответы. Место военных событий, в которых принимал участие Толстой. Здесь у семьи Л.Н. Толстого был дом . Здесь Толстой принимал участие в репетиции своей пьесы «Плоды просвещения». Здесь Л.Н. Толстой гостил у графини Паниной. В университете этого города Толстой учился.)


Глава8. Экскурсия «Астаповские часы»
Ученица проводит интерактивную экскурсию под названием «Астаповские часы».
Главная цель данной мини- эксурсии-рассказать о последних днях Л.Н .Толстого. Большим помощником в этой очень интересной работе стал журнал «Огонёк» от 15 ноября 2010 года ,который 100 лет до этого вел прямой репортаж из Астапово.

Глава9.Подведение итогов классного часа.
Ведущий.Дорогие зрители! Девизом нашей встречи сегодня стали слова писателя «Величайшие истины-самые простые».
Наше занятие носило характер повести, которая состояла из маленьких главок.
Толстой-кто он? Баснописец?? Муж? Любитель музыки? Драматург? Человек, который сам бы отвечал на такие же вопросы, которые задаем себе мы?
Сейчас вы будете писать ответы на вопросы, с которых я начала нашу встречу «Как я отношусь ко Льву Толстому»…Мне бы хотелось, чтобы, вспоминая о Толстом,вы не только Ясную Поляну называли и «Войну и мир» .А открыли для себя целую Вселенную по имени-НАШ ЗЕМЛЯК –ЛЕВ ТОЛСТОЙ.

_________________________________________________________________________
Список использованной литературы.
1.Л.Н.Толстой. «Плоды просвещения»


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.