Интерактивное занятие «Это сладкое слово — популярность» по фильму проекта «Руками детей. Киноальманах "Простые истины"»

1
0
Материал опубликован 21 June в группе

Аннотация

Методические рекомендации для организации интерактивного занятия (киноурока) в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины» Ярославского областного отделения международного общественного фонда «Российский фонд мира» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Интерактивное занятие представляет собой воспитательное мероприятие по направлениям нравственного, социального, общекультурного развития, способствующее формированию традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов.

Рекомендации предназначены педагогическим работникам общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования для проведения занятий, а также могут являться основой для разработки собственных методических и дидактических материалов занятия по указанной теме с учетом образовательных потребностей и интересов конкретной группы школьников.

 

Цель интерактивного занятия: привлечь внимание обучающихся к теме ложных и истинных жизненных ценностей, их значения для становления личности.

Задачи:

  • познакомить школьников с идеей и миссией проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины»;
  • развивать умение учащихся анализировать художественное произведение, находить тему и идею фильма.
  • рассмотреть, является ли популярность истинной жизненной ценностью человека;
  • расширить опыт учащихся по осмыслению своих жизненных установок и представлений.

 

Учебно-методическое обеспечение: короткометражный фильм «Я стала популярной», снятый школьниками из Москвы в рамках проекта «Руками детей Киноальманах «Простые истины».

Хронометраж: 4 минуты 5 секунд.

Производство: государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547».

 

Возраст участников – 13-17 лет.

 

Оборудование: мультимедиа проектор, экран или доска (флип-чарт).

 

Ход занятия

В начале занятия педагог проводит беседу с учащимися, настраивающую на просмотр фильмов и обсуждение их содержания. Напоминает, что принимаются абсолютно любые (корректные) ответы обучающихся без оценочных суждений со стороны педагога.

 

Все слова далее принадлежат педагогу

 

Слова педагога. Наше занятие сегодня позволит вам не только много понять про себя, сделать шаг к решению извечного вопроса, сформулированного принцем Гамлетом «быть или не быть», но и познакомиться с творчеством своих ровесников из московской школы, которые участвовали в проекте «Руками детей Киноальманах «Простые истины». За время своей работы в проекте они научились азам кинопроизводства: придумывать идею и сюжет фильма, писать сценарии, делать раскадровку, снимать и монтировать, изучили актерское мастерство. Проект «Простые истины» языком киноискусства рассказывает о добром, вечном и справедливом, ненавязчиво учит, как поступать правильно, а как нет, каким должен быть настоящий человек, а каких негативных моментов избежать. Согласитесь, когда об этом говорят такие же школьники, как вы, гораздо интереснее вникать в то, что они хотят донести до зрителя, чем если бы это был фильм, снятый взрослыми.

Вот такая идея и миссия проекта. А какие у его участников получаются фильмы, мы с вами сегодня увидим.

Фильм, о котором мы будем говорить на занятии, называется «Я стала популярной». Его история связана с модным увлечением блогерством, о мечте стать популярной и завоевать аудиторию. Но только ли об этом? Посмотрим чуть позже.

А для начала давайте поговорим о популярности. Что это такое? Как вы ее понимаете? Не спешите отвечать. Попробуем поговорить об этом с помощью нашей фантазии и креативного мышления. Сделаем это с помощью наводящих вопросов вот по этому плану.

 

Педагог демонстрирует на экране или доске (флип-чарте) список наводящих вопросов.

 

Попробуйте ответить на эти вопросы:

  • На что это похоже? Чем отличается? (сравни это)
  • Что это напоминает? (придумай ассоциацию)
  • Какое оно? (опиши форму или цвет, размер или запах…)
  • Из чего оно состоит? (проанализируй)
  • Как это работает? (покажи процесс)

 

Участники в свободном режиме беседы предлагают свои варианты, педагог при необходимости задает уточняющие вопросы

 

Спасибо за ответы. Как и мы с вами сейчас о популярности рассуждали многие выдающиеся люди. Чаще всего они отмечали ее преимущества и ее обратную негативную сторону. Вот так образно, почти как вы сейчас, о ней говорил швейцарский писатель 19 века Жан Пети-Сан: «Популярность – это прекрасный дворец, куда с триумфом входишь через парадную дверь и откуда вылетаешь через каминную трубу, весь в саже».

А как вы думаете, популярность для человека – это зло или благо? Давайте обсудим. Перед вами вот такие два высказывания:

 

Педагог демонстрирует на экране или доске (флип-чарте) две цитаты, размещенные справа и слева

 

Американская актриса и певица Майли Сайрус высказалась так: «Популярность – это давление, но оно помогает мне становиться лучше». А французский писатель Виктор Гюго утверждал противоположное: «Популярность – слава, разменянная на медяки».

Кто согласен с первой фразой перейдите в левую часть кабинета, а кто согласен со вторым переместитесь в правую сторону.

 

Участники переходят на правую или левую сторону аудитории, согласно цитатам

 

Хорошо или плохо иметь популярность? Я попрошу сторонников высказывания Майли Сайрус привести три аргумента «за», а сторонников мнения Виктора Гюго – три аргумента «против»

 

Участники обсуждают и высказывают аргументы, педагог задает уточняющие вопросы и комментирует при необходимости

 

Да, популярность придает жизни особый вкус, но не составляет ее смысла. Какие тревоги и испытания проходит человек на пути к популярности, и стоит ли это того, рассказывают ребята в фильме «Я стала популярной». Давайте смотреть фильм.

 

Просмотр фильма «Я стала популярной»

 

Обсуждение фильма

 

Давайте обсудим свои впечатления от фильма и поговорим о его идее и смысле.

 

Педагог предлагает учащимся высказать свои мысли и впечатления о фильме. Участники отвечают на вопросы в формате свободной беседы.

 

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что хотели сказать его создатели?
  • Какой эпизод запомнился больше всего? Почему?
  • Сравнивали ли вы себя с Катей – героиней фильма?
  • Встречались ли вам в жизни ситуации, похожие на историю, рассказанную в фильме? Приведите примеры.
  • Почему Кате в конце фильма становится уже неважно, будет ли она популярной?
  • Какое будет продолжение у этой истории?

 

Осмысление фильма

 

История, рассказанная в фильме «Я стала популярной» говорит и о проблеме одиночества, и о ценности дружбы, основанной не корысти, а на взаимном интересе друг к другу.

Давайте попробуем сформулировать главную мысль фильма (ответы участников)

 

Героиня фильма, Катя, хотела найти человека, которому она была бы интересна, кто бы захотел ее выслушать. Настя оказалась именно таким человеком. Как бы вы прокомментировали следующую информацию: согласно мониторингу ценностных ориентаций детей и молодёжи, проведенного Институтом воспитания в 2022 году, только для 46% учащихся наличие верных друзей является жизненной ценностью. (ответы участников).

 

«Я нашла себя» говорит героиня в финале фильма «Я стала популярной». Как бы вы объяснили ее слова? (ответы участников)

 

Мы с вами в начале нашего занятия много говорили о понятии «популярность». Выяснили, что у нее есть плюсы и минусы, положительная и отрицательная стороны. С одной стороны, популярность приятна, потому что человеку необходимо ощущать себя востребованным и принятым обществом. Но с другой стороны, в погоне за популярностью человек может что называется «идти по головам», популярность может открыть в человеке далеко не лучшие качества. Как сказал один популярный автор цитат в интернете: «Бесцельно и бездарно – можно жить и популярно».

Одним словом, феномен популярность – это довольно противоречивое понятие. Предлагаю вам осмыслить это явление с помощью небольшого упражнения – диаманты. – Это произведение из 7 строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Схема ее такая:

1 строка: первая тема диаманты (первое понятие – имя существительное или словосочетание);
2 строка: два прилагательных или причастия, характеризующие первую тему диаманты;
3 строка: три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу к первой теме диаманты;
4 строка: два словосочетания с существительными или фраза из двух слов, которые описывают каждую тему диаманты и показывают их в сравнении, противоположности;
5 строка: три глагола или деепричастия, подходящие по смыслу ко второй теме диаманты;
6 строка: два прилагательных или причастия, характеризующие вторую тему диаманты;
7 строка: вторая тема диаманты (второе понятие – имя существительное или словосочетание, которое сравнивают с первым).

 

Обучающимся предлагаю составить диаманту на тему популярность. Педагог подсказывает, что диаманту лучше писать с одновременно с двух сторон. Затем проходит обсуждение получившихся произведений.

 

Вариант диаманты на эту тему:

Популярность

Манящая, завоеванная,

Узнают, признают, понимают

Приятное ощущение, жуткое одиночество

Отворачиваются, игнорируют, ранят

Обидное, обескураживающее

Непонимание

 

Ссылка на фильм: https://vk.com/video-39965804_456239263

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей