Интерактивное занятие-игра на тему «Фишинг (Рыбалка)» (7–11 классы)
Презентация ФишингPDF / 3.52 Мб
/data/files/s1711624786.pdf (Презентация Фишинг)
/data/files/w1711624831.png (пример рыбки для вырезания и презентации)
ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ-ИГРА «ФИШИНГ (РЫБАЛКА)»
ФОРМАТ РАБОТЫ
Название\тема: интерактивное занятие-игра «Фишинг (Рыбалка)»
Автор: Щелева Екатерина Аркадьевна, педагог дополнительного образования
Направленность: техническая
Цель: научить детей отличать виды фишинговых (мошеннических) атак от официальных писем и запросов.
Задачи: познакомить с понятием фишинг, познакомить с видами фишинга, познакомить со схемами фишинговых атак на реальных примерах. Развить критическое мышление, привлечь детей к проблеме кибер-угроз.
Артефакт: Скриншоты писем от мошенников, фотографии с занятия.
П А С П О Р Т
П Р А К Т И К И |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ |
||
Время |
Форма |
Методы |
|
45 минут, может быть скорректировано под иную деятельность с сокращением времени этапов |
интерактивное занятие - игра |
беседа, групповая работа, дидактическая игра |
|
КАТЕГОРИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
|||
Возраст |
Особенности |
Количество участников в рабочей группе |
|
школьники старших классов, студенты 1-2 курсов среднего профессионального образования (15-18 лет). |
Без особенностей |
6-12 |
|
РЕСУРСЫ |
|||
Оборудование и Материалы |
Базовые знания из других Областей |
Уровень сложности и Место в структуре курса |
|
интерактивная доска, MS Office. Дидактические материалы: Детские удочки, или длинные палочки с привязанным магнитом на леске\веревочке 2шт. Распечатанные на цветной бумаге шаблоны рыбок с числами от 1 до 12, вклеенные в рыбок магнитики 12 шт. Ведра (или корзины, или контейнеры) 2 шт, таблички на ведра, распечатанные на обычной бумаге. |
Не требуются |
легкий |
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
Hard-skills, предметные навыки |
Soft-Skills, метапредметные Навыки |
Личностные |
|
дети узнают, что такое фишинг, виды фишинга, научатся отличать сайты, письма и предложения настоящих компаний от мошенников, узнают основные признаки фишингового письма, узнают три важных «НЕ» для того, чтобы не стать жертвой фишинговых схем. |
разовьют внимательность, сосредоточенность, критическое мышление, умение работать в команде, умение контролировать свои действия |
взаимопомощь, коммуникабельность |
|
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ |
|||
Инструкции для Педагога |
Открытая информация о Результатах |
Участие в конкурсах |
|
В практику включены презентация для проведения интерактивного занятия, краткий план занятия, шаблоны для распечатки и подготовки дидактических материалов, рекомендации по проведению занятия. |
Интерактивное занятие-игра «Фишинг (Рыбалка)» может быть реализована в рамках курса по информационной безопасности, так же во внеурочной деятельности, или в рамках тематического мероприятия по кибербезопасности.
|
методическая разработка в конкурсах не участвовала |
ЭТАП 1. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ
Рекомендованное время: 15 минут
Задание\Активность: Приветствие, знакомство с педагогом (при необходимости), Краткое описание плана занятия. Педагог рассказывает, что такое фишинг, виды фишинга, основные признаки фишингового письма. Проводит беседу с детьми, об имеющихся случаях фишинговых атак.
Риски этапа: Дети не проявляют заинтересованность.
Варианты минимизации рисков: рассказать историю из жизни, попросить вспомнить похожие случаи из жизни детей или их знакомых.
ЭТАП 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Рекомендованное время: 20 минут
Задание\Активность: делим группу на 2 подгруппы (если детей мало, можно не делить). Педагог объясняет правила игры. Каждый ребенок по очереди берет удочку, «ловит рыбку». По номеру поймавшейся рыбки в интерактивной презентации нажимает на рыбку с таким же номером. Открывается слайд с заданием. Дети\ребенок читают задание, коллективно обсуждают решение 1 минуту. По результату – кладет рыбку в то ведро, которое считает правильным (либо мошенники, либо оригиналы). И передает удочку следующему игроку. Игра заканчивается, когда все рыбки окажутся в ведрах.
Риски этапа: дети не захотят ловить рыбку. дети затрудняются ответить на вопросы
Варианты минимизации рисков: предложить игру камень\ножницы\бумага – кто первый идет ловить рыбку. Активно помогать, задавая наводящие вопросы.
ЭТАП 3. РЕФЛЕКСИЯ\ИТОГИ
Рекомендованное время: 10 минут
Задание\Активность: Педагог вместе с детьми сверяет «улов» со слайдом правильных ответов. Дает рекомендации как не стать жертвой мошенников. Желает быть бдительными и внимательными.
Риски этапа: Обнаружены ошибки в ответах
Варианты минимизации рисков: разобрать, какая именно допущена ошибка и сказать правильный ответ
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ
Т
ехнические ресурсы: интерактивная доска, MS Office. Дидактические материалы: Детские удочки, или длинные палочки с привязанным магнитом на леске\веревочке 2шт. Распечатанные на цветной бумаге шаблоны рыбок с числами от 1 до 12, вклеенные в рыбок магнитики 12 шт. Ведра (или корзины, или контейнеры) 2 шт, таблички на ведра, распечатанные на обычной бумаге.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Для педагога:
1. Курсы повышения квалификации на тему «Кибербезопасность» от Киберпротект:
https://cyber-care.ru/freetraining
Примеры писем взяты из личного электронного почтового ящика автора.
Для обучающихся:
1. Информационные угрозы: Фишинг: https://apkpro.ru/upload/pictures/kiberbulling/Фишинг.pdf
2. 11 типов фишинга: https://www.cloudav.ru/mediacenter/tips/types-of-phishing/