12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Александр79
0

Использование активных методов обучения на уроках штукатурного дела

казенное образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Леушинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»
















Сообщение по теме самообразования


«Использование активных методов

обучения на уроках штукатурного дела»












Составитель: Меркулов А.М. учитель трудового обучения












Леуши, 2023

Использование активных методов обучения на уроках штукатурного дела

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, внедрением новых технологий, лавинообразным ростом информации, усложнением видов труда и социальной действительности. Особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья представляет собой сложное задание, требующее инновационных подходов и тщательного анализа учебного процесса. В свете стремительных перемен в обществе, включая внедрение новых технологий и информационный взрыв, ребенок с ограниченными возможностями здоровья находится в среде электронной культуры, где важно обеспечить максимальные условия для его обучения. Задачей педагогов специальной школы является создание таких образовательных условий, которые позволят каждому ученику компенсировать свои особенности и успешно интегрироваться в современное общество.

Готовность выпускников к самостоятельной жизни и труду тесно связана с их способностью действовать в изменяющихся условиях. Для достижения этой цели важно стремиться к максимальному приближению учебного материала к реальной жизни. Моя методика обучения направлена на создание насыщенного, эмоционального и интересного образовательного процесса. При планировании уроков и выборе методов обучения я всегда задаюсь вопросом: "Будет ли это интересно ученикам?" и стараюсь представить, каким образом можно заинтересовать их в процессе обучения.

Дети с отклонениями в развитии обладают низким уровнем мотивации и познавательной активности. Им часто не хватает интереса к учению, внимания и легко отвлекаются. Поэтому важно активно вовлекать учеников в учебный процесс с использованием различных методов, таких как познавательные игры, создание нестандартных ситуаций и другие.

Для развития интересов, способностей и социальной адаптации учащихся, а также для повышения мотивации к учению, я активно применяю современные образовательные технологии, такие как проблемное обучение, проектная технология и другие. Все это способствует разнообразию мыслительной и практической деятельности учащихся.

Личностно ориентированное обучение, уровневая дифференциация и коллективные методы обучения создают благоприятные условия для развития навыков и творческих способностей учащихся. Я также активно привлекаю учеников к урокам с использованием различных методов, начиная уроки с неожиданных ситуаций или загадок, чтобы вызвать их интерес и удержать внимание на необходимом материале.

Система коррекционно-развивающих методов обучения направлена на всеобъемлющее развитие личности учащихся и их умственное развитие. Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от их психического развития. Внимание, восприятие, память и мышление являются ключевыми психическими качествами, которые активно развиваются в процессе обучения.

На уроках штукатурного дела активные методы обучения могут быть эффективными для привлечения внимания учащихся, стимулирования их активности и развития практических навыков. Вот несколько приемов использования активных методов на уроках штукатурного дела:

Практические демонстрации: Проведение живых демонстраций штукатурных работ, показ использования инструментов и материалов создает наглядный образ процесса. Учащиеся могут наблюдать и сразу применять полученные знания на практике.

Ролевые игры: Организация ролевых игр, где учащиеся могут воплотить себя в роли настоящих штукатуров, способствует лучшему усвоению материала и формированию практических навыков. Это также может способствовать развитию командного взаимодействия.

Проектная деятельность: Разработка и выполнение собственных проектов штукатурных работ, таких как декоративные элементы, создание рельефов, может стать эффективным методом. Это позволяет учащимся применить свои знания на практике и проявить творческий подход.

Интерактивные методы обучения: Использование интерактивных методов, таких как обсуждение вопросов, ответы на кейс-задачи, способствует активному участию студентов в уроке. Они могут делиться опытом, высказывать свои идеи и задавать вопросы.

Обучение с использованием технологий: Применение современных технологий, таких как видеоролики, интерактивные презентации, виртуальные туры по объектам штукатурных работ, может сделать урок более интересным и доступным.

Поддержка дифференциации обучения: Адаптация методов к индивидуальным потребностям учащихся, предоставление разнообразных задач разной сложности, позволяет поддерживать дифференциацию обучения и справляться с различными уровнями подготовки.

Мастер-классы и гости: Приглашение опытных мастеров штукатурных работ или представителей профессиональной области для проведения мастер-классов может обогатить урок и предоставить учащимся возможность задавать вопросы опытным специалистам.

Использование комбинации этих методов может сделать уроки штукатурного дела интересными, вовлекающими и продуктивными для обучающихся.

Принцип наглядности представляет собой один из важнейших методов, направленных на стимуляцию интереса и творческих способностей учащихся. В этот метод входят образцы строительных материалов, карточки-задания, инструкционные и технологические карты. Они способствуют наглядному восприятию всего процесса изготовления продукции и облегчают более глубокое усвоение учебного материала учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Этот метод связан с конкретностью мышления учащихся и характерными для них психическими особенностями, такими как нарушения процессов абстрагирования и обобщения. Реализация принципа наглядности на уроке включает в себя показ инструментов, материалов, дефектов штукатурки, а также образцов качественной отделки поверхностей. Применение средств наглядности делает урок более эффективным, способствует формированию знаний, умений и навыков по предмету.

К примеру, совместно с учителем, учащиеся в кабинете штукатурного дела создали рабочую зону для отделочных работ. Они выполнили разметку "Элементы стены", такие как панели, фриз, гобелен, и провели отделку, включая филенку, бордюр, барельеф, трафарет, а также рассмотрели виды дефектов окраски.

Одной из основных трудностей трудового обучения в коррекционной школе является формирование обобщенных умений и навыков, которые базируются на процессах психофизиологической регуляции. Особенно важными в этом контексте являются процессы осознанной саморегуляции, самооценки и самоконтроля. Отсутствие навыков самоконтроля является одной из ключевых причин недостаточного развития самостоятельности у учащихся с умственной отсталостью. Неспособность контролировать свои действия зачастую приводит к обращению за помощью к учителю, нарушению технологической последовательности, недостаточному вниманию к качеству работы и, в конечном итоге, возможному отказу от выполнения задания.

Технологические и инструкционные карты играют значительную роль в процессе развития самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий. Они представляют собой своего рода руководство к действию в ходе практической работы. На уроке учащиеся сами заполняют шаблон или схему операционной или технологической карты, в которой указывается последовательность операций, используемые инструменты и материалы, тем самым осваивая навык планирования своей работы. При составлении операционной последовательности с использованием опорных слов типа "сначала", "потом", "затем", "после этого" и "наконец", учащиеся развивают логическое мышление и коммуникативные навыки.

Стандарт трактует понятие «результат образования» с позиции деятельностного подхода, согласно которому психологические особенности человека, качества личности есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю – психическую. Использование технологии проблемного обучения помогает продуктивно решать задачи:

-научить учащихся мыслить логически, творчески;

-сделать учебный материал более доказательным и убедительным для учащихся;

-вводить в свою практику формы организации образовательного процесса, которые способствуют формированию прочных знаний на основе самостоятельно добытых учащимися сведений;

- использовать активные методы обучения, способы и приемы, направленные на обеспечение развития познавательной активности школьников, формирование элементарных навыков поисковой и исследовательской деятельности. Конспект проблемного урока содержит основные дидактические моменты, связанные с изучением нового материала:

Создание проблемной ситуации.

Обсуждение проблемы.

Выдвижение различных гипотез.

Постановка серии опытов.

Решение проблемы.

Общий вывод.

Так в теме: «Штукатурные растворы» определена проблема: Почему растворы застывают? В ходе проблемного диалога решены задачи: как получили раствор, что с чем смешали и сколько чего положили? В процессе проведения опытов, сделали открытия: гипс строительный и алебастр это одно и то же вяжущее; гипс затвердевает быстрее, чем цемент; гипсовый раствор при затвердевании нагревается; цементными растворами не штукатурят деревянные поверхности. На уроке по теме «Смешивание цветов» решали проблему: Как нарисовать радугу, имея три основных цвета (красный, желтый, синий)? Для решения таких проблемных ситуаций используется проблемный диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез. Он представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой

(намеком, сужающим круг поиска), в крайнем случае, завершается сообщением учителя. При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:

1) Чередуются формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;

2) Ученикам предлагается рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.

Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:

1. Осмыслить задание.

2. Добыть информацию (из текста, плаката, схемы и т.д.).

3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие).

4. Мысленно сформулировать ответ.

5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что …; потому что; во-первых…; по-моему, мнению…., мы решили,,,,; мы думаем ….». Как показывает практика по использованию технологии проблемного диалога наблюдается

а) повышения качества знаний;

б) улучшается речевая активность;

в)ученик становится более мобильными, общительными, увеличивается степень самостоятельность при усвоении учебного материала.

Характеризуя, обучающихся с отклонениями в развитии, можно отметить их инертность, вялость, рассеянность, неустойчивость внимания, интеллектуальную пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе овладения новым материалом на уроках штукатурно – малярного дела использую учебные игры.

Игры способствуют к устойчивому запоминанию учебного материала, развитию высших психических функции и развитию речи учащихся. Они повышают познавательную активность и пробуждают интерес к урокам штукатурно – малярного дела, создают положительный эмоциональный настрой, улучшают общую работоспособность, дают возможность многократно повторять один и тот – же материал. Учебные игры использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала.

Например, при изучении темы: «Свойства вяжущих». Из класса выбирается один человек на роль «вяжущего», все остальные учащиеся – «песчинки». Определяется рабочая емкость (зона передвижения «песчинок»), в которой они свободно двигаются. При взаимодействии с гипсом (вяжущим), все застывают на месте, получается монолитная штукатурка. В этой же теме можно провести еще такую игру на внимание. Ведущий называет вяжущие и наполнители вразброс. Если названо вяжущее, то все учащиеся берутся за руки, если назван наполнитель, то все стоят на месте. Таким образом, можно сделать вывод, что учебные игры имеют большое коррекционное воздействие и являются одним из эффективных методов обучения учащихся с отклонениями в развитии.

Особое внимание в данной исследовательской работе уделяется внеурочной деятельности по предмету, которая не только способствует организации досуга учащихся, но и имеет ключевое значение для формирования осознанной мотивации к предмету. Внеурочная деятельность нацелена на развитие личности школьника, раскрытие его потенциала, независимо от его индивидуальных особенностей. С учащимися проводятся творческие мастерские, включающие создание картин (барельефов) из гипса, фигурок из опилочного теста, шкатулок из обоев, а также предметные декадники.

Этот тщательно продуманный материал внеурочной деятельности не только способствует обучению учащихся, но, что более важно, увеличивает их интерес к предмету. Систематическое использование специально разработанных коррекционно-развивающих упражнений, активных методов обучения, игровых элементов и современных педагогических технологий позволяет компенсировать недостатки психофизического развития учащихся с нарушением интеллекта и существенно улучшает их нарушенные функции. В результате этого происходит значительное повышение жизненной компетентности учащихся.













Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.