12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Купрякова Любовь Александровна2393
учитель начальных классов МБОУ Ново- Удинская СОШ
Россия, Иркутская обл., село Новая Уда Усть- Удинского района
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

 

Использование игр и игровых приемов про обучении

и воспитании детей с ОВЗ в начальных классах.

 

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.
Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.
А.Н. Калиман

 

             В условиях современного российского образования уделяется большое внимание системе специального (коррекционного) обучения, которое выделяет приоритетные цели и задачи для решения проблем в сфере психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья в условия образовательного учреждения. Основной задачей по данной проблеме является обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья и коррекции нарушений детей с ОВЗ.

       Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

       Наиболее эффективным средством включения обучающихся с ОВЗ в процесс обучения является игровая деятельность, которую можно применять  на разных этапах урока. Известный психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал, что ни один другой вид деятельности не образует вокруг себя такого мощного "педагогического поля", как игра.  Увлечённые игрой, дети легче усваивают программный материал, приобретают определённые знания и умения.

Именно игра занимает огромное место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями( ОВЗ).

Дети с ОВЗ  недостаточно наблюдательны, малоконтактны, имеют слабо развитое воображение .

Память детей с выраженными интеллектуальными нарушениями как логическая, так и механическая, находятся на низком уровне. Объем кратковременного запоминания значительно мал.

Для мышления детей характерны беспорядочность, бессистемность имеющихся понятий и представлений, отсутствие или слабость смысловых связей. В связи с тем, что у этой категории детей грубо недоразвита познавательная деятельность с ее процессами анализа и синтеза, возникают большие затруднения при обучении их элементарной грамоте и счету. Игры развивают  личностные качества, от которых в дальнейшем будет зависеть успешность обучения.

 

Мелкая моторика пальцев. Особенно затруднены у умственно отсталых детей тонкие дифференцированные движения рук и пальцев. Выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев» принадлежит известному педагогу В. А.  Сухомлинский. Это не просто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается малыш. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке и на языке. Тренировку пальцев рук, то есть развитие мелкой моторики, следует начинать как можно раньше, особенно у детей с общим недоразвитием речи. Мелкую моторику рук хорошо развивать с помощью: пальчиковой гимнастики; упражнений с массажным мячом; пальчиковый театр; игры с конструктором, мозаикой, пазлами; игры моталочки; игры со счетными палочками и др.

Внимание детей  с ОВЗ малоустойчиво, дети легко отвлекаются. Привлечь внимание детей младшего возраста возможно только с помощью ярко выраженных раздражителей, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно. Им свойственна слабая активность внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели.

Игры способствуют организации особой развивающей среды для детей с ОВЗ, в которых  моделируются разные жизненные ситуации, закрепляются качества, свойства, способности, необходимые ребёнку для расширение кругозора и развитие коммуникативных, творческих, игровых умений.

Игра является не только развлекательной частью урока, но и выполняет познавательные, воспитательные и коррекционные задачи обучения.

Основные задачи педагогических игр:

- формирование игровых умений, создание условий для игровой деятельности детей;

- развитие у детей интереса к различным видам игр;

- всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре;

- развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции;

- формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.

                 Функции игры:

1. Развлекательная ;

2. Коммуникативная.

3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры).

4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общения).

Классификация педагогических игр по характеру педагогического процесса:

1. Обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. Познавательные, воспитательные, развивающие;

3. Репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. Коммуникативные.

Педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом  в учебной, трудовой деятельности.

В структуру игры как деятельности входят:

- целеполагание,

- планирование,

-   реализация цели,

-  анализ результатов.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

В   современной    педагогике   принята  классификация   игр  по  С.А. Козловой, Т.А. Куликовой:

- творческие игры (сюжетно-ролевые,

театрализованные, игры драматизации, режиссерские, строительные);

- дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);

 - подвижные игры;

-  компьютерные.

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для детей с ОВЗ. Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества. Главное для детей в игре  – это выполнение взятой на себя роли. Используются такие приёмы, как совместные действия ребёнка и взрослого, выполнение словесной инструкции. Большое значение в процессе обучения имеет исключение упрёков и нравоучения в адрес ребёнка для того, чтобы он мог чувствовать себя уверенно и комфортно.

Детям с ОВЗ больше по душе недлительные подвижные сюжетные игры с несложными правилами и столь же несложным содержанием. При изучении игровых тем осуществляется подготовительная работа. Так, например, в ходе изучения темы "Игрушки", готовящей детей к сюжетно-ролевой игре "Магазин игрушек" проводятся следующие игры: "Назови игрушку, "Найди игрушку на картинке" (соотнесение предмета и изображения).

 Перед проведением сюжетно-ролевой игры "Автобус" рассматриваются картины и иллюстрации , проводится наблюдение за автобусом и работой водителя, за  пешеходами. Дидактические игры кратковременны (10-20 мин.), и важно, чтобы всё это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Ожидаемым результатом обучения являются адекватное поведение и эмоциональные реакции в соответствии с сюжетом игры.

 Сюжетную форму такой игры часто подчёркивают хоровые выкрики игры с ритмическими  движениями.

Дидактические игры в обучении  школьников с ОВЗ применяются для привлечения внимания , интереса к процессу обучения. Учитывая то, что дети  с ОВЗ неэмоциональны, пассивны и не проявляют активное желание действовать с предметами, игрушками, педагогу необходимо создать такое отношение к игре, которое способствует положительным эмоциям. Поощрения и подбадривания - необходимый эмоциональный момент.  При выборе дидактической игры необходимо основываться на тему урока, ее цели и содержание. В работе с учениками используются такие  дидактические игры, например игра «Что изменилось?». Начинается она  с двух игрушек, потом количество увеличивается. Фигурки располагаются на столе, ребёнок их рассматривает и закрывает глаза. Фигурки можно поменять местами, убрать или добавить новые. Ребенок должен сказать или показать, что изменилось.

Интересна игра «Чудесный мешочек»: положить фигурки в непрозрачную

сумку и попросить ребёнка угадать на ощупь предмет или  достать предмет.

Обучение детей игре строится на основе глубокого знания и учета индивидуальных возможностей развития каждого ребенка.

Настольные игры - один из видов дидактических игр, они обладают множеством развивающих функций. Особое место занимают игры со словами и буквами, цифрами, игры-головоломки.

   С помощью настольных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, память.

Подвижная игра  рассматривается как естественный спутник жизни ребёнка. Какие бы события не потрясали наше общество, дети играют и будут играть.

По содержанию , подвижные игры, выразительны и доступны ребёнку. Они бывают с предметами и без предметов, в помещении,  на свежем воздухе. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире.

Результаты использования игр в работе с детьми ОВЗ

- Дети легче усваивают и запоминают материал занятия;

- Дети получают удовольствие от игры;

- Проявляют желание повторить их в самостоятельной деятельности;

- В процессе игры дети приобретают специальные знания, умения, навыки.

Использование игр во время занятий детей  с ОВЗ обусловлено тем , что даёт максимально развивать способности каждого ребенка, обогащать их жизненный опыт, способствовать формированию практических умений, которые необходимы в жизненных ситуациях.

Благодаря использованию различных игр во время занятий с детьми с ОВЗ можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков.

В . А. Сухомлинский говорил «Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий об  окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек  пытливости и любознательности».

 Игровые технологии.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса.

Цель использования технологии: Расширение образовательного пространства, развитие мотивационных процессов, познавательной активности, усиление работоспособности учащихся.

Результат использования технологии: Преодоление трудностей в усвоении знаний. Повышение мотивации и познавательного интереса к предмету, активизация познавательных процессов, развитие коммуникационных процессов.

Особенности игровых технологий.

  А. С. Макаренко  говорил : «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба.  Каков ребенок в игре таков  во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»            

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Л.С. Выготский

Привлечение различных дидактических игр позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход к умственно отсталым детям. К примеру, всему классу раздаются разрезные картинки, дается задание сложить их и назвать получившейся предмет. Главное, чтобы у учащегося создалось впечатление идентичному положительному.

Дидактические игры:

«Четвертый лишний»(рис.1)

Цель игры: Закрепить умение находить четвертый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Ход игры: Демонстрировать карточку, на которой нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, по какому-то признаку, их можно назвать одним словом, а четвёртая лишняя.

«Парные картинки» (рис.2)

Цель игры: Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Ход игры: Дети сидят за столом, на котором лежит 10-12 карточек, некоторые одинаковые. Нужно найти и назвать одинаковые и показать их играющим.

Можно усложнить игру: найти не одну пару одинаковых картинок а несколько. Дети рассказывают, чем схожи и чем отличаются предметы.

«Узнай силуэт»(рис.3)

Цель: формировать умение различать предметы по форме, пользоваться приемами зрительного наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, воображение, внимание, наглядно-образное мышление, наблюдательность.

Ход игры:

 1 вариант:

Ведущий раздает детям карточки с заданными силуэтами. Предлагает детям рассмотреть их. Затем показывает одну из карточек с изображением посуды и называет его. Дети должны найти, среди имеющихся у них карточек, нужный силуэт. Если ребёнок правильно нашёл карточку, то он накладывает цветное изображение на тень.

2 вариант:

На столе раскладываются все карточки изображениями вверх. Ребёнку предлагается найти тень предмета и положить цветные изображения на чёрные (или наоборот).

Задайте дополнительные вопросы: Как называется та или иная посуда? Какого она цвета? Для чего она нужна?

 «Собери картинку» (рис.4)

Цель: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на  4 части.

Ход игры:

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением знакомого предмета (яблоко, неваляшка,  мяч и т.п.). Ученикам игры предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет. По окончании выполнения задания детям предлагаются для выбора и соотнесения два предмета (например: машина и неваляшка), которые они сравнивают с изображением.

Задание: «Какие предметы нужны людям этих профессий». Ребята, перед вами лежат рисунки. Проведите линии, показывающие, какие предметы нужны людям этих профессий изображённых на рисунке.

И другие игры.

Дидактические игры, такие как: «Домино», «Где ошибся художник?», «Узнай по описанию», «Опиши соседа», «Загадки», «Шарады», «Анаграммы», «Ребус», «Кроссворд» «Узнай, кто это»«Раздели на группы» предназначены как для индивидуальной, так и для групповой или коллективной работы. В этих играх присутствует элемент соревнования. Это дает возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Их применять можно на этапе закрепления или повторения изученного материала, а так же для снятия напряжения после сложной учебной работы, во время внеурочной деятельности.

Данные игры дают прекрасные возможности для коррекции и развития высших психологических функций. Они активируют мыслительную деятельность: учат анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять лишнее.  При разгадывании загадок, ребусов, кроссвордов пополняется словарный запас учащихся, закрепляются навыки правильного написания трудных слов. Развивает произвольное внимание, вырабатывается устойчивость, усидчивость, стараются доводить начатое дело до конца.

Работая в классе, где учатся дети с умственной отсталостью, использовать дидактическую игру нужно всегда, на всех уроках. Играя, дети сами не понимают, как запоминают тот или иной материал.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Использование дидактических игр на уроках и во внеурочной деятельности значительно облегчат работу учителю по формированию интереса к предметам, и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащихся.

Литература:

Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К.

Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.:

Просвещение, 2003

6. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. –

М.: Мозаика-Синтез, 2007

7. Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения

несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001.

8. Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры //

Педагогический листок, 1993 № 1-3.

«Игра" для обучающихся с умственной отсталостью, Панова О.В., Самара, 2015

7. Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения

несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001.

8. Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры //

Педагогический листок, 1993 № 1-3.

«Игра" для обучающихся с умственной отсталостью, Панова О.В., Самара, 2015

зование дидактических игр на уроках и во внеурочной деятельности значительно облегчат работу учителю по формированию интереса к предметам, и способствует более полному, активному и сознательному усвоению знаний учащихся.

Литература:

Воспитание детей в игре: Пособие для педагога./ Сост. А. К.

Бондаренко, А. И. Матусик.— 2-е изд. перераб. и доп.— М.:

Просвещение, 2003

6. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н. Е.  Вераксы. –

М.: Мозаика-Синтез, 2007

7. Зюбин Л.М. Психология асоциального поведения

несовершеннолетних./ Автореф. дис... докт. психол. наук. – М.: 2001.

8. Каптерев П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры //

Педагогический листок, 1993 № 1-3.

«Игра" для обучающихся с умственной отсталостью, Панова О.В., Самара, 2015

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.