12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Волкова Елизавета Александровна383

Использование ИКТ на уроках чтения в начальной школе VIII вида


Волкова Е. А., учитель начальных классов



Учебный предмет «Чтение» играет особую роль в развитии обучающихся с нарушением интеллекта. Формирование навыка чтения, с одной стороны, представляет собой важнейший результат изучения предмета, с другой – значимое средство освоения других учебных предметов. В процессе уроков чтения обучающиеся расширяют, систематизируют и обобщают знания об окружающей действительности, корректируется и развивается их аналитико-синтетическая деятельность, формируются коммуникативные навыки, необходимые для полноценной реализации диалогической и монологической речи.

Перед учителем стоит задача научить своих учеников осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами, пересказывать содержание прочитанного текста по вопросам, давать оценку поступкам героев и событий, выразительно читать диалоги, стихотворения.

Чтобы сформировать у учащихся интерес к чтению, нужно сделать урок интересным и современным. С первого класса включаю в каждый урок ИКТ. На этапе обучения по «Букварю» использую речевые распевки, которые помогают мне в коррекционной работе, и не только. Есть много распевок почти на все слоги. Дети их с удовольствием повторяют. Эти распевки вызывают у детей интерес, создают радостное настроение, впечатления делают эмоционально богаче, помогают легче преодолеть комплексы и речевые нарушения. Во время распевок необходимо акцентировать внимание детей на звукопроизношении и на чёткости дикции. Логоритмические пятиминутки проводятся с опорой на лексический материал. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке слуховых навыков.


t1701935465aa.jpg


На начальном этапе обучения чтению активно использую видеоуроки «Учимся читать с кисой Алисой», «Уроки тётушки Совы».

С кошечкой Алисой дети в игровой форме учат буквы, учатся соединять закрытые и открытые слоги, читают правильно первые слова и предложения. В каждом уроке всё достаточно наглядно и просто. Разработчица этого контента (профессиональный педагог) сделала очень нужную, но в то же время такую простую, и в какой-то степени оригинальную методику обучения детей чтению. Данное обучение является базовым и не включает в себя сложные термины, словосочетания и правила, поэтому доступно и интересно для детей коррекционной школы.

t1701935465ab.jpgt1701935465ac.jpg


«Уроки Тётушки Совы» помогают сделать обучение сказочным и увлекательным. Занятия проходят в лесной школе. Урок у Совы проходит в форме игры и о каждой букве Тетушка рассказывает свою историю, а также у мудрой учительницы есть много стихотворений связанных с буквами, которые можно легко запомнить.

Тетушка Сова приглашает в свой класс очень приветливые симпатичные буквы – большие заглавные и малышки - строчные. Запоминать такие веселые красивые буквы – одно удовольствие!

«Азбука-малышка» от тетушки Совы помогает в ненавязчивой форме обучить ребенка чтению. Детей коррекционной школы трудно усадить для изучения букв, так как они еще не могут длительно сосредоточиться на одном занятии. Поэтому азбука-малышка из-за своей яркости и красочности помогает легче запоминать изучаемый материал.



t1701935465ad.jpg t1701935465ae.jpg


Следующий этап – чтение коротких рассказов, сказок, песен, стихотворений. Данные произведения подобраны авторами учебника с целью обучения, развлечения и наставления. Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Чтобы уроки чтения были интересны моим ученикам, я включаю в их содержание аудиозаписи с текстами, которые читают мастера художественного слова, что способствует развитию эмоциональной сферы ребёнка, формирует навыки выразительного чтения. Мультфильмы, видеофильмы созданные по изучаемым произведениям помогают первичному знакомству с изучаемым произведением, помогают лучше понять его содержание.

Просмотры видеофрагментов, прослушивание аудиозаписи значительно усиливают подачу материала и могут использоваться на разных этапах урока. Одновременное использование аудио и видеоинформации повышает запоминаемость изучаемого произведения.

Использование информационных технологий на уроках чтения позволяет реализовывать принцип наглядности в обучении, способствует формированию мотивации, предоставляет возможности в осуществлении индивидуального подхода к каждому из учащихся, происходит активизация творческого потенциала ученика, а также включение школьников в пространство современного информационного общества.

t1701935465af.jpg


Научившись читать, мои ученики стали постоянными читателями библиотеки. Мы часто бываем в школьной библиотеке, городской детской библиотеке.

Рассказы библиотекарей сопровождаются показом на экране видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий, а также аудиоматериалами: музыкой, художественным чтением, документальными аудиозаписями.


t1701935465ag.gif t1701935465ah.gif



Применение ИКТ на уроках чтения позволило мне осуществлять индивидуально - ориентированный подход к каждому ребёнку с учётом особенностей его психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями ПМПК и диагностики), рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока, создать условия для освоения основной образовательной программы начального общего образования. У учащихся развиваются память, внимание, мышление, расширяется словарный запас. Развиваются навыки диалогического общения, связанные с умением не только отвечать, но и задавать вопросы, делиться впечатлениями, обмениваться элементарными суждениями и мнениями на основе ситуаций, как описанных в художественном тексте, так и специально смоделированных учителем.

Использование информационных технологий помогает повышать мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных следствий. Обогащает учащихся знаниям, психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками, расширяет общий кругозор детей, повышает уровень использования наглядности на уроке, способствует увеличению производительности труда учителя и учащихся на уроке.

82% детей являются постоянными читателями библиотеки. 82% детей читают выше нормы. 73% читают без ошибок, 46% читают выразительно, все учащиеся умеют отвечать на вопросы к тексту.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Поэтому, в обучении детей чтению ставлю перед собой следующие задачи: продолжить развивать интерес к чтению, использовать интернет-ресурсы в подготовке уроков, внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.