Использование информационно-коммуникационных технологий для повышения мотивации учащихся (на примере технологии веб-квест)

4
2
Материал опубликован 30 October 2023 в группе

В современном мире процесс информатизации проявляется во всех сферах деятельности человека. В нынешнем обществе с его развитой информационной культурой особенный смысл приобретает организация информационного образования, надобность которого устанавливает сама жизнь. Наряду с этим для нашего времени свойственно понижение значения мотивации обучения, и, прежде всего учебно-познавательных мотивов учащихся. Например, внедрение передовых информационных технологий считается важным условием становления более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания. Особую роль в данном процессе играют информационные технологии (ИТ). Например, их использование содействует повышению мотивации обучения учащихся, экономии учебного времени, а интерактивность и наглядность содействует наилучшему представлению, осознанию и усвоению учебного материала.

Приобщение учеников к информационным технологиям считается важным направлением в заключении задачи информатизации в прогрессивной школе и повышения профессиональной подготовки. Наряду с этим, разработка и использование информационных технологий становится в нынешней школе одним из важнейших способов увеличения результативности образования. При этом стратегическая роль информационных технологий, а значит, и технических средств их обеспечивающих, как фактора социально-экономического становления передового общества на этот момент общепризнанно и не вызывает колебаний.

Модернизация общего образования ориентирована на достижение главной стратегической цели развития образования – обеспечение нового качества образовательных результатов. На сферу образования сегодня большое влияние оказывают технологические инновации и широкое распространение интернет-технологий. Таким образом, современные педагоги вынуждены использовать образовательную среду, интегрирующую такие технологии как онлайн-лекции, вебинары и другие обучающие мероприятия, основанные на использовании Интернет-технологий.

Использование веб-квестов объединяет и реализует лучшие практики обучения в одном интегрированном виде деятельности. Одной из основных проблем в формировании информационной грамотности у обучающихся является наличие познавательных навыков, способствующих формированию зрелого мышления. Такое зрелое мышление дает ученикам возможность получать, отбирать, анализировать, моделировать информацию и принимать стратегические решения при её обработке.

Основатель технологии веб-квест Берни Додж в 1997 году в своей работе "Некоторые мысли о веб-квестах" описывает принципы использования веб-квестов, где представлена данная технология обучения как платформа для развития когнитивных навыков на более высоких уровнях. Его коллега Томас Марч расширил функции когнитивного компонента веб-квеста, включил такие аспекты, как принципы конструктивизма в обучении, использование аутентичных задач, требующих нестандартных решений, стимулирующих познавательный интерес учащихся, повышающих их мотивацию к приобретению знаний и командной работе, что, в свою очередь, повышает уровень информационной компетентности учащихся. По данным Т. Марча, работа над проектом WebQuest помогает ученикам установить более глубокие предметные связи, почувствовать себя частью образовательного пространства и приложить сознательные усилия, для организации и оптимизации познавательной деятельности.

Под веб-квестом в реальное время в педагогике понимается образовательный web-сайт в сети Интернет, в котором доля или же вся информация, с которой трудятся ученики, располагается на всевозможных Web-сайтах.

Как инструмент преподавания и обучения, Интернет позволяет осуществлять интерактивную навигацию по своим страницам. Интернет является средством, с помощью которого можно организовать Интернет-ресурсы для доступа к информации и обмена ею. Это привлекательно для учеников и преподавателей, потому что кто-то другой уже проделал работу по поиску и организации значимых коллекций Интернет-ресурсов. Интернет сегодня и завтра инструмент для общения с другими людьми, независимо от расстояния и времени. Интернет продвигает концепцию сообщества учащихся не только в традиционных классах, но и в виртуальных учебных сообществах, связанных между собой государственными, национальными и глобальными связями. Квесты развивают критическое мышление, а также умения ассоциировать, анализировать, систематизировать, мыслить абстрактно.

Веб-квесты могут помочь добиться предметных, метапредметных и личностных результатов обучения. Хорошо структурированный, интересно оформленный сценарий квеста активизирует рассмотрение проблем с различных позиций, заставляет размышлять, требует от участника критического мышления. Распределяя роли в проекте, учащиеся оценивают свои знания и возможности с позиции максимально эффективного их использования в совместной групповой работе, что, в итоге, должно привести к верному решению поставленной задачи. Принимая участие в веб-квесте, ученики активно используют информационное пространство Интернет для расширения области своей творческой деятельности.

Развитие УУД может происходить на всех этапах работы над веб-квестом. Повышается одна из социально-значимых компетентностей – информационная грамотность. Размещение веб-квестов в сети в виде web-сайтов позволяет значительно повысить мотивацию учащихся на достижение наилучших учебных результатов.

В своей практике уже внедрила в образовательный процесс и ежегодно использую следующие веб-квесты:

1) Веб-квест «Алгоритмы» создан при помощи интернет-ресурса Google-сайты. Адрес сайта: https://sites.google.com/view/webqwest12/

a1698656056.jpg

2) Веб-квест «Моделирование как метод познания» создан при помощи конструктора сайтов Webnode.ru. Адрес сайта: https://veb-kvest03.webnode.ru/​​​​​​​

r1698656074.jpg

3) «Безопасность сети Интернет» создан при помощи конструктора сайтов Wix.com. Адрес сайта: https://annabondarshuk25.wixsite.com/my-site

v1698656091.jpg

По длительности выполнения данные квесты являются долгосрочными, так как рассчитаны на 3 недели и в результате проведения требуют от учеников умений вести глубокий анализ полученных знаний, уметь их трансформировать, владеть материалом настолько, чтобы суметь создать задания для работы по теме.

Сайты состоят из следующих страниц:

Главная;

Вступление;

Задание Веб-квеста;

Процесс работы (с разделением на подстраницы ролей);

Критерии оценивания;

Выводы.

На главной странице  находится название квеста, информация о целях проведения веб-квеста и его месте в образовательном процессе, а также информация об авторе квеста, месте проведения, предметной и возрастной принадлежности и сроках выполнения работы.

После главной страницы учащиеся переходят на страницу «Вступление». На данной странице находится приветствие учеников и информация о работе с сайтом, побуждающая к действию.

На странице «Задание веб-квеста» расположено общее задание для всех участников веб-квеста и алгоритм его выполнения.

Все учащиеся знакомятся с общим заданием для всех групп, после чего переходят на страницу «Процесс работы».

Учителем предлагается разделиться ученикам на группы по интересам и переходить на ролевые страницы, где расположены задания непосредственно для групп.

Первая группа заданий представлена изучением теоретического материала в группах по ссылкам, предложенным учителем. В качестве закрепления изученного материала учащиеся должны пройти тест, созданный с помощью форм Google или WixForms. На данное задание отводится урок 1 и домашнее задание к нему для выполнения теста.

Вторая группа заданий начинается на уроке 2 с актуализации знаний, представленной в виде кроссворда или интерактивного задания, выполненных с помощью сервиса LearningApps.org. Далее учащимся предлагается оформить проект своей группы с помощью сервисов Web 2.0. Это может быть, например: создание и регистрация презентации с помощью таких сервисов как Google Презентации (http://www.google.al/intl/ru/slides/about/), Prezi (https://prezi.com/); Powtoon (https://www.powtoon.com/) и др.; создание и публикация стенгазеты, постера или буклета с помощью сервиса Canva (https://www.canva.com/ru_ru/); создание видеоролика любым способом и его публикация на сайте YouTube (https://www.youtube.com). В качестве домашнего задания учащиеся заканчивают создание проектов и готовятся к публичной защите.

Третья группа заданий выполняется на уроке-семинаре 3 и состоит в публичной защите своих проектов всеми тремя группами и подведении итогов веб-квеста.

На каждой ролевой странице размещена ссылка на страницу «Критерии оценки веб-квеста», где представлено две таблицы. В первой таблице указано, какое количество баллов получат ученики при выполнении каждого отдельного задания. Во второй таблице представлено, какую отметку получит каждый ученик в зависимости от количества набранных баллов.

На странице «Выводы» представлена итоговая анкета, в которой ученики могут ответить на основные вопросы о прохождении веб-квеста и их роли в создании общего проекта для группы. Данная анкета разработана с помощью форм, после того как все ученики ответят на вопросы анкеты, учитель может собрать все ответы в один файл и проанализировать качество работы во всех группах. Также на данной странице можно разместить ссылки на готовые проекты учащихся по группам.

Для подготовки и проведения веб-квеста необходим высокий уровень информационной компетентности педагога. При использовании этой технологии учитель адаптирует ее к конкретным условиям, сохраняя при этом основные пункты. Актуальность технологии в том, что она помогает раскрыть «образовательный вектор» использования сетевых ресурсов. Получив доступ к всемирной паутине, обучаемые не используют все её достоинства в полной мере. Технология Веб-квест уводит школьников от потребительского отношения к сети. Творчество, сотрудничество, умение работать в команде, выполняя разные социальные роли – это далеко не полный перечень достоинств этой технологии. Именно Веб-квест является инструментом, с помощью которого учитель получает возможность формировать и развивать навыки и умения XXI века.


ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуразакова Д.М., Бускаева Л. М. Возможности интерактивных методов в активизации познавательной деятельности учащихся// Мир науки, культуры, образования. 2015. № 3 (52). – С.101-103.

2. Прядильникова О.В. Веб-квест: способы активизации познавательной деятельности обучающихся// Среднее профессиональное образование. 2015. № 4. – С.27-30.

3. Шадриков В. Д., Шемет И. С. Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы// Высшее образование в России. 2009. № 11. – С.61-65.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Уникальная работа! Вы молодец!

20 February

Благодарю Вас, Елена Николаевна, за внимание к моей работе и высокую оценку!

20 February

Похожие публикации