Статья «Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе при работе с детьми с ОВЗ»
Пинягина Елена Александровна,
учитель, государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Свердловской области
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Здоровьесбережение, образовательные технологии, условия, средства, ограниченные возможности здоровья.
Краткая аннотация: В данной статье рассмотрены проблемы здоровьесбережения учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Проанализированы понятия физического, нравственного, социального здоровья, дано понятие здоровьесберегающих технологий. Выявлена и обоснована необходимость использования методов здоровьесбережения на уроке и во внеурочное время.
Формирование ценностного отношения к здоровью наиболее результативно решается в младшем школьном возрасте через внедрение здоровьеобразовательного компонента в содержание учебных программ.
В педагогике имеется следующий взгляд на составляющие здоровья: физическое здоровье - это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого составляет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. А социальное здоровье определяется как моральное самообладание, адекватная самооценка своего я, самоопределение личности в относительных социальных условиях микро- и макросреды.
Среди комплекса мер психолого-медико-педагогической защиты, оздоровления и развития учащихся весьма важны освоение и использование здоровьесберегающих технологий. К ним относят коллективно-групповые технологии, активные методы обучения, уровневую дифференциацию, метод проектов. В связи с этим ведется поиск наиболее эффективного применения образовательных технологий в сфере сохранения здоровья участников воспитательно-образовательного процесса с целью создания условий, при которых возможно сохранение психического, физического, социального здоровья учащихся, формирование у них мотивации на потребность в здоровье, ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью других людей.
Понятие определения здоровьесберегающие технологии появилось относительно недавно, в связи с этим отсутствует единый подход к трактовке данного термина.
Исследователь В. Д. Сонькин под здоровьесберегающими технологиями подразумевает благоприятные условия обучения ребенка в школе, достаточный и рационально организованный двигательный режим, оптимальную организацию учебного процесса в соответствии с половыми, возрастными, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями.
Разнообразные подходы к пониманию здоровьесберегающих образовательных технологий легли в основу разделения на типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья. Под здоровьесберегающими технологии нами понимаются технологии, создающие безопасные условия обучения, воспитания, работы в школе, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса с учетом возрастных, психофизиологических, индивидуальных особенностей, соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка. Оздоровительные технологии выступают в роли технологий, направленных на решение задач укрепления физического здоровья, повышения ресурсов здоровья.
Технологии обучения здоровью включают в себя гигиеническое обучение, обучение жизненным навыкам, профилактику употребления психоактивных веществ, половое воспитание. Воспитание культуры здоровья - это технология воспитания личностных качеств, которые способствуют сохранению здоровья, формированию представления о здоровом образе жизни как ценности, мотивации на ведение здорового образа жизни, ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью других людей, физическое воспитание.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий я выделяю:
1.Создание атмосферы доброжелательности, веру в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2.Творческий характер образовательного процесса. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.
3. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.
4. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций я принимаю во внимание все входящие в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.
5. Рациональная организация двигательной активности. Я сочетаю методики оздоровления и воспитания для снижения общей заболеваемости, пропусков по болезни.
6. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности на уроке, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации помогает избежать переутомления детей.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья учащихся и учителя.
Краткая характеристика
и уровни гигиенической рациональности урока.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, правильно подобранная мебель, регулярная влажная уборка, рассадка учащихся с учётом медицинских показаний и т.п. |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности | Ориентировочная норма – 7-10 минут. |
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа и т.п. Норма – не менее 3х. |
Чередование видов преподавания | Норма – не позже чем через 10-15 минут. |
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Момент наступления утомления и снижения учебной активности | Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности |
Темп окончания урока | Спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель комментировать задание на дом. |
В научно-методической литературе выделяется три основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1.Правильная организация урока.
Организация урока включает три этапа:
-1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
-2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Учет зоны работоспособности учащихся. Распределение интенсивности умственной деятельности.
Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей.
При организации урока выделяется три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности. Эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова: 5-25-я минута — 80%; 25-35-я минута — 60-40%; 35—40-я минута — 10%.
Интенсивность умственной деятельности учащихся в ходе урока.
Часть урока | Время | Деятельность |
1-й этап. Врабатывание | 5 мин. | Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение |
2-й этап. Максимальная работоспособность. | 20-25 мин. | Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом |
3-й этап. Конечный порыв | 10-15 мин. | Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного. |
Поэтому первая часть урока отводится на изучение нового материала, а опрос - на вторую, менее продуктивную.
Правило 3. Уместное и правильное применение физкультпауз.
Вынужденное ограничение двигательной активности при умственной деятельности сокращает поток импульсов от мышц к двигательным центрам коры головного мозга. Это снижает возбудимость нервных центров, а, следовательно, и умственную работоспособность. Отсутствие мышечных напряжений и механическое сдавливание кровеносных сосудов задней поверхности бедра в положении сидя снижает интенсивность кровообращения, ухудшает кровоснабжение головного мозга, осложняет его работу. Более эффективное восстановление работоспособности происходит при активном отдыхе. Активизация его с организуется с помощью специальных физических упражнений. Существуют разные формы занятий физическими упражнениями на уроке: физкультурная пауза, физкультурная минутка. Комплексы упражнений выполняем примерно на 10 и 20 минутах урока. Кроме этого, для детей начальной школы, необходима гимнастика для снятия зрительного утомления.
Средства здоровьесберегающих технологий.
1. Средства двигательной направленности.
2. Гигиенические факторы.
Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная), для профилактики простудных заболеваний, подвижные игры; самомассаж.
К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укрепления здоровья и стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно – гигиенических требований, регламентированных СанПиНами. Осуществление постоянного контроля по таким требованиям как личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режим двигательной активности, режим питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ушибах, ожогах, укусах; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления, приводит к положительному эффекту применения здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
Главное в работе – использование перечисленных выше технологий в системе специального (коррекционного) образования с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития, в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно – теоретических и практических занятий на родительских собраниях.
С целью повышения уровня учебно-воспитательного процесса постоянно изменяются условия организации младших школьников на уроках, проводятся физкультминутки, а в содержание учебного материала больше включаются игровые ситуации. 2 и 3 уроки - соответствуют периоду оптимальной устойчивой работоспособности, следовательно, максимально продуктивны. 4 урок попадает в фазу некомпенсированного утомления и является малоэффективным. При составлении школьного расписания должна учитываться сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.
Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье обучающихся и результаты обучения были успешными, реализуютя следующие условия:
выявление и учет показателей здоровья учащихся;
правильная организация, место и время учебной деятельности (например, смена динамических поз);
примение здоровьесберегающих технологий (упражнения для глаз; сочетание разных видов деятельности);
соблюдение принципа педагогического сотрудничества с родителями по проблемам сохранения и укрепления здоровья учащихся.
И задачи, и содержание урока, и его структура, и методы обучения – все это направлено на то, чтобы учащиеся испытали удовлетворение в процессе учебной работы на уроке.
Учебный материал всех предметов дает возможность прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни; давать детям знания об организме человека; учить их беречь и укреплять собственное здоровье. Правильная организация обучения предотвращает перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.