"Использование интеллект-карт в формировании связной речи у дошкольников с ОНР"

2
0
Материал опубликован 6 March 2022

МОУ«Бендерский детский сад №43» «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В ФОРМИРОВАНИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР» учитель-логопед 1 кв.категории Лищенко Татьяна Владимировна 16.03.2022г.

С внедрением новых стандартов в дошкольном образовании каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой новой формой работы в речевом развитии дошкольников стала для нас технология использования интеллект – карт.

Технология «интеллект-карт» была создана американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps". Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума". Но чаще всего в переводах используется термин "интеллект-карты" .

Интеллектуальная карта – это уникальная и простая технология запоминания информации, с помощью которой развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление и память. Использованная нами технология помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира, помогает структурировать информацию, которую ребенку предстоит усвоить, разбить ее на конкретные образные единицы.

Общие требования к составлению интеллект-карты Главная идея обводится в центре страницы. Лист располагается горизонтально. Писать надо разборчиво печатными буквами. Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления (в любом направлении), используя ручки, карандаши или фломастеры разного цвета. Каждая мысль обводится. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации. Наглядность представлена в виде предметов, объектов, рисунков и т.д.

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА

ЛОГОПЕД Основываясь на своем педагогическом опыте работы с воспитателями логопедических групп и с дошкольниками , стараюсь уделять особое внимание развитию речи детей, т. к. одной из главных задач обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Эта наша общая задача, которая состоит из ряда отдельных задач: 1. расширение, обогащение и активизация словаря; 2. воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте; 3. формирование правильной разговорной речи. 4. развитие творческих, познавательных, коммуникативных способностей. воспитатель

Полезные свойства интеллект – карты: •Наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом; •Привлекательность:  интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно; •Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается; •Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает; •Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи; •Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Сам процесс создания интеллект-карт стимулирует творчество детей, потому что в ее создании активно участвуют и правое, и левое полушарие мозга, чего не происходит при работе с готовыми схемами, так как дети самостоятельно создают, «рисуют» карту мышления. Составление интеллект-карт можно назвать визуализацией мышления. Наше «золотое правило»: «Мы должны так обучать детей, чтобы, они об этом даже не догадывались»

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ 1.Сбор материала о предмете или объекте. Создание интеллект –карты в ходе обсуждения предмета или темы. Выполняя данное задание пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления –анализ, синтез, аналогия, обобщение. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

2.Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной интеллект -карты может являться итоговой работой по изученным темам. Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения. Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Интеллект-карта на тему: «Домашние животные и птицы»

Алгоритм совместной деятельности составления интеллект-карт. Обозначается тема занятия (осень, домашние животные, транспорт, посуда и т.п) Педагог показывает детям картинки , на которых изображены домашние животные и их детеныши, и спрашивает: «Ребята, как вы думаете, о ком мы с вами сегодня поговорим?». Ответы детей. Картинки с изображением домашних животных( птиц) и их детенышей дети приклеивают в середину листа бумаги. «Каких домашних животных (птиц)вы знаете?». «Почему их называют домашними?». Ответы детей. Далее педагог предлагает детям взять картинку с изображением какого-либо животного(птицы), назвать его и приклеить в соответствующее место на листе бумаги. «Какие части тела есть у животных(птиц)?». Дети отвечают .Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Какого цвета бывают домашние животные(птицы)?». Дети отвечают и раскрашивают. «Как называют детенышей домашних животных(птиц)?». Ответы детей. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Что едят домашние животные(птицы)?». Ответы детей. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Где живут домашние животные(птицы)?». Ответы детей (хлев, конура, конюшня, свинарник, курятник) и т.д. Дети находят и приклеивают соответствующие картинки на определенное место на листе бумаги. «Какая польза от домашних животных(птиц)?». Ответы детей. Дети так же могут писать соответствующие слова на определенном месте на листе бумаги. Далее, на основе интеллект-карты , дети составляют рассказы .

3.Развитие связной речи Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект- карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Рекомендации по применению интеллект- карт (из опыта работы): задавайте больше вопросов; обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом; беседуйте по карте; составляйте рассказы; добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей; экспериментируйте

Положительная динамика в речевом развитии : пополнился словарный запас; улучшилась лексико-грамматическая структура речи; дети научились связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. С ее помощью дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные факты.

Вывод: В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект- карт в образовательной деятельности даёт огромные положительные результаты. Данная технология является универсальным способом познания окружающего мира и закрепления знаний по лексической теме, а также формирует преемственность между учителем-логопедом и воспитателем.

Составление интеллект-карты совместно с воспитателем на тему: «Домашние животные и птицы»

Индивидуальная работа с детьми по составлению интеллект - карты на тему: «Транспорт»

Совместная работа логопеда и воспитателя по обучению детей составлению рассказов на тему : «Зима»

Интеллект-карта на тему:«ОСЕНЬ»

Интеллект-карты по теме: «Посуда» и «Животные Севера»

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.