Статья на тему «Использование карт для формирования функциональной грамотности на уроках географии» (5–11 классы)
Офилат Раиса Яковлевна
учитель географии и обществознания
МБОУ «Цветочненская СШ им. К. С. Трубенко»
Белогорского района Республики Крым
с. Цветочное, Белогорский район, Республика Крым
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
В современном мире умение читать и понимать разнообразные тексты становится все более важным. Однако, функциональная грамотность, которая позволяет человеку эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать ее в своих целях, не всегда достигается на должном уровне.
Функциональная грамотность - это способность читать, интерпретировать и использовать различные виды текстов и документов для решения конкретных задач. В географическом образовании функциональная грамотность позволяет ученикам использовать карты, диаграммы, графики и другие виды географической информации для анализа и понимания мира. В этой связи, использование картографического материала может стать эффективным способом формирования функциональной грамотности. Карты помогают визуализировать и конкретизировать географические данные, позволяя ученикам лучше понять и запомнить информацию. Кроме этого карты представляют собой особый вид текста, который требует специфических навыков чтения и анализа. Ученики должны уметь читать и интерпретировать различные элементы карты, такие как легенда, масштаб, графики и символы.
Картографический материал, включающий в себя карты, схемы, диаграммы и графики, предоставляет визуальные представления информации. Это позволяет учащимся лучше понимать сложные концепции и связи между ними. Карты, например, помогают визуализировать географические данные и представить пространственные отношения между объектами. Схемы и диаграммы позволяют увидеть связи и зависимости в сложных процессах и явлениях, а графики помогают визуализировать числовую информацию и сравнивать данные.
Основным преимуществом использования картографического материала в формировании функциональной грамотности является его наглядность и доступность. Кроме того, работа с картографическим материалом требует активного участия учащихся, что способствует развитию их критического мышления и умения принимать обоснованные решения.
Также, карты могут быть использованы для решения практических задач, например, планирования маршрутов или ориентирования на местности. Это развивает у учащихся навыки применения полученных знаний в реальной жизни.
Картографический материал также способствует формированию у учащихся критического мышления и способности к самостоятельной работе. Они учатся выбирать необходимую информацию из большого объема данных, анализировать ее достоверность и оценивать ее значимость.
Предлагаю познакомиться с примерами заданий с использованием картографического материала для развития функциональной грамотности:
Задания на чтение карты: ученикам предлагается прочитать и проанализировать карту с изображенными элементами рельефа (горы, равнины) и на основе этой информации ответить на вопросы о характеристиках территории, например: "Какие формы рельефа преобладают" или "Какие горы (равнины) находятся в этом районе?" Ученики должны уметь использовать информацию с карты, чтобы сделать выводы о географических особенностях региона.
Задание на анализ картографического материала: ученикам предлагается проанализировать карту с изображением изменений климата на разных континентах и сравнить эти данные с другими источниками информации, например, графиками температурных изменений или статистикой осадков. Ученики должны уметь сопоставлять различные виды информации и делать обобщения на основе полученных данных.
Задание на использование картографического материала для решения проблемы: ученикам предлагается карта с изображением распределения ресурсов (например, нефти или воды) на территории страны или региона. Ученикам задается вопрос, какое влияние может иметь это распределение на экономику и политику данного региона. Ученики должны уметь анализировать карту и делать выводы о взаимосвязи между географическими факторами и социально-экономическими процессами.
Чтение и интерпретация карт: ученикам предлагается различные типы карт - политические, физические, климатические и т.д. - и задания, связанные с их анализом. Ученики учатся читать и понимать легенду карты, определять масштаб, анализировать символы и цветовую градацию, выделять основные элементы карты и делать выводы на основе полученной информации.
Использование карт для получения информации: ученикам предлагается задания, в которых они должны найти конкретные сведения на карте. Например, найти столицу определенной страны, определить границы региона или найти реки, проходящие через определенный город, определить страны соседи и т.п. Это развивает навык поиска и нахождения информации на карте.
Анализ и сравнение различных карт: ученикам предлагается сравнить несколько карт одного региона или явления, чтобы выявить различия в представлении информации на разных картах. Это помогает ученикам развивать критическое мышление и аналитические навыки, а также учиться сопоставлять и синтезировать информацию из разных источников.
Создание своей карты: ученикам предлагается создать свою карту определенного региона или тематическую карту, используя полученные знания и навыки. Это помогает развивать творческое мышление и способствует глубокому усвоению материала.
Использование географических информационных систем (ГИС): ученики могут использовать специальные программы, которые позволяют работать с географическими данными и создавать свои интерактивные карты. Это позволяет ученикам развивать навыки работы с компьютером, обрабатывать и анализировать большие объемы информации и представлять ее в удобной форме.
Составление маршрутов. Учащиеся могут составлять маршруты на карте, используя различные средства передвижения (например, самолет, поезд, автомобиль), чтобы изучить расстояния, направления и время путешествия между разными местами.
Исследовательская работа. Учащиеся могут использовать карты для проведения исследовательской работы, например, для изучения изменений в географической обстановке на протяжении времени или для анализа влияния географического положения на экономические и политические процессы.
Построение графиков и диаграмм. Учащиеся могут использовать карты для создания графиков и диаграмм, чтобы визуализировать географические данные и анализировать их. Например, они могут представить информацию о населении разных регионов в виде столбчатых диаграмм или пироговых графиков.
Таким образом, использование картографического материала на уроках географии не только помогает учащимся лучше понимать изучаемый материал, но и развивает важные навыки и компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Поэтому важно активно использовать карты в обучении географии и постоянно развивать функциональную грамотность учащихся