Логические задачи по биологии на тему «Дыхательная система» (8 класс)
Тема: Использование логических и творческих заданий на уроках биологии для развития «логического мышления» обучающихся.
Современные требования к результатам образования включают как предметные знания, так и знания о сущности и особенностях реальных объектов и явлений действительности. Это становится возможным при внедрении логических и творческих заданий в учебном процессе.
Знакомый, интересный и личностно значимый материал воспринимается обучающимися как менее трудный. Поэтому перед каждым учителем стоит задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы он стал познавательным и творческим, процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными.
Решение логических и творческих заданий помогает учащимся проявить себя индивидуально или в группе; максимально раскрыть свой творческий потенциал, улучшить свои знания.
Логические задачи по теме «Дыхательная система»:
1. Установить правильную последовательность.
1.1 Установите последовательность транспорта воздуха по органам дыхательной системы, начиная с поступления его в организм. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гортань;
2) альвеолы;
3) бронхи;
4) трахея;
5) бронхиолы;
6) носоглотка.
Правильный ответ: 614352
1.2 Установите последовательность расположения органов дыхания, по которым воздух поступает при вдохе. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) гортань;
2) носоглотка;
3) трахея;
4) носовая полость;
5) бронхи.
Правильный ответ: 42135
1.3 Установите последовательность процессов, осуществляющих сначала вдох, а потом выдох. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) расслабление межреберных мышц и диафрагмы;
2) уменьшение объема грудной клетки;
3) транспорт воздуха к альвеолам;
4) сокращение дыхательных мышц;
5) увеличение объема грудной клетки;
6) удаление воздуха из легких.
Правильный ответ: 453126
1.4 Установите последовательность процессов вдоха и выдоха у человека, начиная с повышения концентрации углекислого газа в крови. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга;
2) расслабление диафрагмы и наружных межреберных мышц, сокращение внутренних межреберных мышц;
3) насыщение кислородом капилляров альвеол;
4) повышение концентрации кислорода в тканях и клетках;
5) сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.
Правильный ответ: 15342
1.5 Установите последовательность этапов транспорта кислорода в организме человека, начиная с поступления его в легкие. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) участие кислорода в клеточном дыхании;
2) проникновение кислорода в митохондрии;
3) поступление кислорода в легкие;
4) проникновение кислорода в тканевую жидкость;
5) поступление кислорода в клетки тела;
6) перенос кислорода клетками крови.
Правильный ответ: 364521
2. Задания на соответствие
2.1 Установите соответствие между характеристиками и дыхательными движениями человека: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующий ответ из второго столбца:
А) наступает в результате сжатия грудной полости; | 1. вдох |
Б) обеспечивается сокращением межреберных мышц; | 2. выдох |
В) происходит при поднятии грудной клетки; | |
Г) обусловлено расслаблением диафрагмы; | |
Д) диафрагма принимает куполообразную форму |
Правильный ответ: 21122
2.2 Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы человека и функциями, которые выполняют перечисленные структуры:
А) ресничный эпителий носовой полости; | 1. проведение воздуха |
Б) капилляры и альвеолы лёгких; | 2. защита |
В) железистые клетки носовой полости | 3. газообмен |
Г) хрящевой надгортанник в гортани; | |
Д) бронхи из хрящевых колец |
Правильный ответ: 232211
2.3 Установите соответствие ме6жду характеристиками и структурами дыхательной системы человека.
А) содержит хрящевые полукольца; | 1. трахея |
Б) оплетены капиллярами; | 2. бронхи |
В) происходит газообмен; | 3. альвеолы |
Г) проводят воздух к альвеолам; | |
Д) обильно ветвятся |
Правильный ответ: 13322
2.4 Установите соответствие между приведенными примерами и видами регуляции дыхания.
А) попадание пищи в гортань; | 1. рефлекторная |
Б) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния; | 2. гуморальная |
В) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови; | |
Г) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду; | |
Д) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови; |
Правильный ответ: 11212
2.5 Установите соответствие между этапами газообмена и процессами, которые для них характерны:
А) образование оксигемоглобина; | 1. внешнее дыхание |
Б) окисление липидов и углеводов; | 2. транспорт газов кровью |
В) вентиляции легких; | 3. внутреннее дыхание |
Г) диффузия газов в легких; | |
Д) образование карбогемоглобина; | |
Е) обмен газов между атмосферой и альвеолами |
Правильный ответ: 231121
3. Установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи.
Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом «потому что». Определите, верно или нет это утверждение, установите наличие или отсутствие между ними причинно-следственной связи. Ответ выражается в виде комбинации букв Д или Н (да или нет).
3.1. Во время вдоха объем грудной полости увеличивается, так как при сокращении наружных межреберных мышц ребра поднимаются, а диафрагма сокращается и становится плоской.
Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД
Правильный ответ: д. Оба утверждения верны, причинно-следственная связь отсутствует.
3.2. Легкие пассивно следуют за грудной клеткой, потому что к дыхательным мышцам относятся диафрагма и межреберные мышцы.
Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД
Правильный ответ: а. Оба утверждения верны, но причинно-следственная связь между ними отсутствует.
3.3. Крик вредит голосовым связкам, потому что они сильно напрягаются и удаляясь друг от друга, повреждаются пр этом
Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД
Правильный ответ: б. Второе утверждение неверно и причинно-следственная связь отсутствует, так как во время крика голосовые связки напрягаясь, сближаются.
3.4. Интенсивность вентиляции легких не зависит от физической нагрузки, так как работающая ткань медленно поглощает кислород.
Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД
Правильный ответ: в. Оба утверждения неверны, причинно-следственная связь между ними отсутствует.
3.5. Легкие не прижаты к стенке грудной полости, потому что их объем постоянно изменяется вслед за изменением объема грудной полости.
Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД
Правильный ответ: г. Первое утверждение неверно, второе — верно, причинно-следственная связь отсутствует. Правильны ответ: легкие тесно прижаты к стенке грудной полости.