12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чувелёва Наталья Николаевна38
1

Использование логических и творческих заданий на уроках биологии для развития «логического мышления» обучающихся

Тема: Использование логических и творческих заданий на уроках биологии для развития «логического мышления» обучающихся.

Современные требования к результатам образования включают как предметные знания, так и знания о сущности и особенностях реальных объектов и явлений действительности. Это становится возможным при внедрении логических и творческих заданий в учебном процессе.

Знакомый, интересный и личностно значимый материал воспринимается обучающимися как менее трудный. Поэтому перед каждым учителем стоит задача организовать учебный процесс таким образом, чтобы он стал познавательным и творческим, процессом, в котором учебная деятельность обучающихся становится успешной, а знания востребованными.

Решение логических и творческих заданий помогает учащимся проявить себя индивидуально или в группе; максимально раскрыть свой творческий потенциал, улучшить свои знания.

Логические задачи по теме «Дыхательная система»:

1. Установить правильную последовательность.

1.1 Установите последовательность транспорта воздуха по органам дыхательной системы, начиная с поступления его в организм. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) гортань;

2) альвеолы;

3) бронхи;

4) трахея;

5) бронхиолы;

6) носоглотка.

Правильный ответ: 614352

1.2 Установите последовательность расположения органов дыхания, по которым воздух поступает при вдохе. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) гортань;

2) носоглотка;

3) трахея;

4) носовая полость;

5) бронхи.

Правильный ответ: 42135

1.3 Установите последовательность процессов, осуществляющих сначала вдох, а потом выдох. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) расслабление межреберных мышц и диафрагмы;

2) уменьшение объема грудной клетки;

3) транспорт воздуха к альвеолам;

4) сокращение дыхательных мышц;

5) увеличение объема грудной клетки;

6) удаление воздуха из легких.

Правильный ответ: 453126

1.4 Установите последовательность процессов вдоха и выдоха у человека, начиная с повышения концентрации углекислого газа в крови. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) возбуждение хеморецепторов продолговатого мозга;

2) расслабление диафрагмы и наружных межреберных мышц, сокращение внутренних межреберных мышц;

3) насыщение кислородом капилляров альвеол;

4) повышение концентрации кислорода в тканях и клетках;

5) сокращение диафрагмы и наружных межреберных мышц.

Правильный ответ: 15342

1.5 Установите последовательность этапов транспорта кислорода в организме человека, начиная с поступления его в легкие. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) участие кислорода в клеточном дыхании;

2) проникновение кислорода в митохондрии;

3) поступление кислорода в легкие;

4) проникновение кислорода в тканевую жидкость;

5) поступление кислорода в клетки тела;

6) перенос кислорода клетками крови.

Правильный ответ: 364521

2. Задания на соответствие

2.1 Установите соответствие между характеристиками и дыхательными движениями человека: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующий ответ из второго столбца:

А) наступает в результате сжатия грудной полости;

1. вдох

Б) обеспечивается сокращением межреберных мышц;

2. выдох

В) происходит при поднятии грудной клетки;


Г) обусловлено расслаблением диафрагмы;


Д) диафрагма принимает куполообразную форму


 

Правильный ответ: 21122


2.2 Установите соответствие между особенностями строения дыхательной системы человека и функциями, которые выполняют перечисленные структуры:

А) ресничный эпителий носовой полости;

1. проведение воздуха

Б) капилляры и альвеолы лёгких;

2. защита

В) железистые клетки носовой полости

3. газообмен

Г) хрящевой надгортанник в гортани;


Д) бронхи из хрящевых колец



Правильный ответ: 232211


2.3 Установите соответствие ме6жду характеристиками и структурами дыхательной системы человека.

А) содержит хрящевые полукольца;

1. трахея

Б) оплетены капиллярами;

2. бронхи

В) происходит газообмен;

3. альвеолы

Г) проводят воздух к альвеолам;


Д) обильно ветвятся


Правильный ответ: 13322


2.4 Установите соответствие между приведенными примерами и видами регуляции дыхания.

А) попадание пищи в гортань;

1. рефлекторная

Б) изменение интенсивности дыхания в зависимости от эмоционального состояния;

2. гуморальная

В) увеличение глубины дыхания из-за увеличения концентрации углекислого газа в крови;


Г) остановка дыхания на вдохе при входе в холодную воду;


Д) спазм сосудов мозга из-за резкого увеличения концентрации кислорода в крови;


Правильный ответ: 11212

2.5 Установите соответствие между этапами газообмена и процессами, которые для них характерны:

А) образование оксигемоглобина;

1. внешнее дыхание

Б) окисление липидов и углеводов;

2. транспорт газов кровью

В) вентиляции легких;

3. внутреннее дыхание

Г) диффузия газов в легких;


Д) образование карбогемоглобина;


Е) обмен газов между атмосферой и альвеолами


Правильный ответ: 231121


3. Установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи.

Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом «потому что». Определите, верно или нет это утверждение, установите наличие или отсутствие между ними причинно-следственной связи. Ответ выражается в виде комбинации букв Д или Н (да или нет).

3.1. Во время вдоха объем грудной полости увеличивается, так как при сокращении наружных межреберных мышц ребра поднимаются, а диафрагма сокращается и становится плоской.

Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД

Правильный ответ: д. Оба утверждения верны, причинно-следственная связь отсутствует.

3.2. Легкие пассивно следуют за грудной клеткой, потому что к дыхательным мышцам относятся диафрагма и межреберные мышцы.

Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД

Правильный ответ: а. Оба утверждения верны, но причинно-следственная связь между ними отсутствует.

3.3. Крик вредит голосовым связкам, потому что они сильно напрягаются и удаляясь друг от друга, повреждаются пр этом

Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД

Правильный ответ: б. Второе утверждение неверно и причинно-следственная связь отсутствует, так как во время крика голосовые связки напрягаясь, сближаются.

3.4. Интенсивность вентиляции легких не зависит от физической нагрузки, так как работающая ткань медленно поглощает кислород.

Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД

Правильный ответ: в. Оба утверждения неверны, причинно-следственная связь между ними отсутствует.

3.5. Легкие не прижаты к стенке грудной полости, потому что их объем постоянно изменяется вслед за изменением объема грудной полости.

Варианты ответа: а) ДДН; б) ДНН; в) ННН; г) НДН; д) ДДД

Правильный ответ: г. Первое утверждение неверно, второе — верно, причинно-следственная связь отсутствует. Правильны ответ: легкие тесно прижаты к стенке грудной полости.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.