Обобщающий урок биологии на тему «Дыхательная система» (8 класс)
Цели урока:
обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания;
раскрыть сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ;
развивать творческое мышление учащихся, память, речь, коммуникативные качества.
Личностные УУД:
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Регулятивные УУД:
Определять цели и задачи урока
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
Работа с информационными текстами.
Объяснение значения новых слов.
Сравнивать и выделять признаки.
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации
Коммуникативные УУД:
Групповая работа по обсуждению информации.
Слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Выражать свои мысли и идеи.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Формы проведения: урок восхождения к вершине знаний.
Оборудование урока: компьютерная презентация, проектор, компьютер.
ХОД УРОКА:
-
Организационный момент.
Мотивация.
Сегодня на уроке мы с вами закрепим основные знания по теме «Органы дыхания. Гигиена дыхания».
-
Актуализация знаний.
- Попробуйте определить цели нашего урока. (дети обозначают цели и задачи урока).
- Как же нам достичь этих целей на нашем уроке? (варианты детей)
РАЗМИНКА
Вместимость какого легкого больше и почему? (правого, т.к. слева находится сердце)
Чем может быть полезна зевота? (Зевание помогает дыханию, активизируя при этом поступление кислорода в организм, циркуляцию крови и помогает охладить мозг)
Может ли неправильное дыхание стать причиной сутулости? (Правильное дыхание через нос способствует тому, что грудь расправляется. Когда человек вдыхает воздух ртом, то со временем вытягивается шея, а голова уходит вперед, что сказывается на осанке и приводит к сутулости)
Почему не рекомендуют дышать через рот? (Правильное дыхание предполагает дыхание через нос, которое очищает и прогревает воздух. При дыхании через рот – инфекции и непрогретый воздух сразу попадают в рот, вызывая ангину и другие инфекционные заболевания носоглотки, уха и горла)
За счет чего происходит газообмен? (за счет разницы парциального давления)
Какие рефлексы возникают при раздражении бронхов? При раздражении слизистых оболочек носовой полости? (кашель и чихание)
Определите тип дыхания у мужчин и женщин. (у мужчин - брюшное дыхание, у женщин – грудное)
Почему трахея имеет хрящевые полукольца, а не сплошные кольца, как у дыхательной трубки противогаза? (сзади трахеи примыкает пищевод)
Есть дерево у нас в груди! Оно волшебное поди-
Зарядкой занимается: При вдохе расширяется,
При выдохе сжимается.
Есть 2 пары струн в пещере, А пещера в нашем теле.
Струны не простые эти, Могут говорить и петь.
Стоят мешки в амбаре, Но не зерном полны,
Они из тонкой ткани, Что б мы дышать смогли.
Очень длинная пещера Арками украшена.
Воздух в ней проходит смело, Поступая в бронхи наши.
Переходим к следующему конкурсу «Мозговой штурм»
-
Даны органы дыхания: трахея, легкие, носовая полость, гортань, бронхи, носоглотка. Нужно расставить их в том порядке, как к ним поступает воздух.
Найти соответствия:
Диафрагма |
полая трубка, расположенная в передней части шеи |
Гортань |
легочные пузырьки |
Альвеолы |
парный, эластичный, волокнистый орган |
Легкие |
мышца, отделяющая грудную полость от брюшной
|
3.Установите последовательность процессов вдоха:
А) увеличение объема грудной клетки
Б) расширение легких
В) поднимаются ребра
Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие
Д) сокращаются межреберные мышцы и диафрагма
Е) уменьшение давления внутри легких (ДВАБЕГ)
4. Выбрать правильные утверждения:
1) Трахея ветвится на два бронха.
2) Надгортанник закрывает вход в пищевод.
3) В артериальной крови больше кислорода, чем углекислого газа.
4) Основные дыхательные мышцы – межреберные и диафрагма.
5) Жизненная емкость легких измеряется термометром.
6) Дыхательный центр расположен в среднем мозге.
- А вы молодцы! С честью выдержали испытания. А теперь немного отдохнем, расслабимся и выполним несколько дыхательных упражнений.
4. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка. (1 мин)
Встаньте, пожалуйста.
Учитель
Повторяем дружно
Засиделся ученик –
Разминаться нужно!
(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала)
Дышим носом глубоко
Поднимаемся легко…
(поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох)
Вы проверили осанку?
Спину прямо и свели лопатки…
Ученики
Мы упрямо Вам в ответ
Головой покрутим: НЕТ.
(повороты головы в стороны)
А затем, улыбнувшись, как всегда,
Головой покажем: ДА.
(киваем вперед и назад)
Учитель
Напоследок потянулись
Вдох и в стороны… Прогнулись.
Садитесь…
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила? (игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения)
Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. (воздух должен согреваться, обеззараживаться веществами слизистой носа)
В какое время года длинный нос полезнее короткого? (в зимнее время полезнее, т.к. поверхность слизистой длинного носа больше, в ней больше капилляров, по которым течет нагретая кровь, отдающая тепло воздуху, проходящему через нос, и, тем самым, согревающая воздух)
У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему наступила смерть? (При повреждении грудной клетки в плевральную полость, через рану входит воздух, где у здорового человека он обычно отсутствует. В результате при расширении грудной клетки давление снаружи и внутри легких уравновешивается, смены воздуха в них не происходит, дыхание прекращается. Наступает пневмоторакс)
Как разрешить противоречие?
Спортсмен бежит длинную дистанцию, сил нет, все как у обычного человека. Обычный человек останавливается и говорит: ”Все, больше не могу”. Спортсмен задерживает дыхание, у него открывается второе дыхание, и он бежит дальше. (Для ускорения появления второго дыхания при физических длительных нагрузках спортсменам рекомендуют задерживать дыхание насколько это возможно. При этом в клетках образуется молочная кислота, которая как и углекислый газ стимулирует центр дыхания, и тогда возникает эффект второго дыхания)
У некоторых детей в носовой полости разрастаются аденоиды (полипы), затрудняющие носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с открытым ртом, у них формируется удлиненное лицо (аденоидный тип лица), они чаще болеют респираторными заболеваниями. Объясните, почему дышать надо через нос. (в носоглотке вдыхаемый воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. При дыхании ртом этого не происходит, поэтому аденоиды надо своевременно удалять)
Дайте несколько практических советов для увеличения жизненной емкости легких. (занятия спортом (особенно бег и гребля), физический труд на свежем воздухе, отказ от курения, здоровый образ жизни)
На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода)
Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный)
Почему в больнице при остановке дыхания используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород? (углекислый газ повышает активность дыхательного центра продолговатого мозга)
Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? (На большей глубине на органы дыхания действует высокое давление. Дышать становится трудно, практически невозможно)
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ БУМ
Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями. (дыхание)
Хрящ, прикрывающий вход в гортань (надгортанник)
Оболочка, покрывающая легкие (плевра)
Концевая часть дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька (альвеолы)
Тонкие бронхиальные ветви (бронхиолы)
Структурная единица легких (ацинус)
Максимальное количество воздуха, которое может быть забрано в легкие после максимального выдоха. (ЖЕЛ)
Возбудитель туберкулеза (палочка Коха)
Фотографирование изображения грудной клетки, просвечиваемой рентгеновским излучением (флюорография)
Поверхностно-активное вещество легких (сурфактант)
Воспалительный процесс в легких (пневмония)
Типы регуляций дыхания (нервная и гуморальная)
Прибор для измерения ЖЕЛ (спирометр)
Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом (грипп)
Следующий конкурс: Тестовый
Учащиеся сами выбирают задания по степени сложности. Под литером А – простые задания (дается 3 балла), под литером В – посложнее (4 балла), и под литером С – самые сложные (дается 5 баллов). Далее идет взаимопроверка.
А сейчас я хотела бы, чтобы вы догадались, о чем идет речь:
«В России, во времена царствования Михаила Романова, уличённых в этом в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г, причиной которого, как известно, было это, оно было запрещено под страхом смертной казни»
Сообщение ученика: В состав сигареты входит около 4000 различных химических соединений и веществ. А в сигаретном дыме примерно около 5000 химических соединений, причем, 60 из них вызывают рак.
Никотин - основное вещество, входящее в состав табака. Свое название никотин получил в честь французского посла Жана Нико, который был одним из первых распространителей табака в Европе.
В чистом виде никотин выглядит как маслянистая, бесцветная жидкость. В сигарете, в среднем около 2 мг никотина. Никотин – это один из самых сильнодействующих ядов, он даже более ядовит, чем стрихнин и мышьяк. Он оказывает воздействие практически на все органы человека, и если ввести человеку напрямую в кровь количество никотина, содержащегося всего в одной сигарете, то возможен летальный исход. На поступление никотина в организм быстро реагирует сердце. Оно начинает работать с напряжением, увеличивается частота сердечных сокращений. Начинают интенсивнее сокращаться стенки сосудов. Они начинают сужаться, повышая кровяное давление. Кровь делается более вязкой и увеличивается риск образования тромбов.
Другие химические компоненты и вещества, содержащиеся в сигаретах и табачном дыме:
- Тар (деготь) повреждает легкие, вызывает рак. Используется для асфальта дорог.
- Мышьяк – очень мощный смертельный яд.
- Кадмий и никель – используется в батарейках. Оказывают токсическое воздействие на почки.
- Хлористый винил - используется для виниловой продукции. Кратковременное воздействие вызывает головокружение, головные боли и усталость. Длительное воздействие может привести к раку и печени.
- Формальдегид - это консервант, вещества, используемого в судебной лаборатории. Он вызывает рак у людей и у животных.
- Полоний 210 - радиоактивное вещество, которое может вызвать рак печени и мочевого пузыря, язвы желудка, лейкемию и другие заболевания.
- Аммиак - бесцветный газ, используется во многих моющих средств, таких как окна или для чистки стекол.
- Ацетон - главный компонент для удаления лака ногтей.
- Угарный газ - смертоносный газ при вдыхании в закрытых помещениях. Не имеет ни цвета, ни запаха. Может привести к сильнейшему отравлению и летальному исходу.
- Толуол - используются для производства краски, растворителей краски, лаки для ногтей и клея. Может вызвать усталость, слабость, потерю аппетита и потерю памяти.
- Синильная кислота – напоминает горечь миндаля, очень токсична. Воздействует на дыхательную систему, парализуя ее.
- Бензопирен – очень ядовит. Меняет структуру клеток и ДНК, что может привести к генетическим изменениям. Особенно вреден для беременных женщин.
- Мочевина – используется при изготовлении сигарет в качестве добавки для придания аромата, стимулирует привыкание и зависимость к курению.
Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?
- Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.
Недавно была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:
«Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности,
адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:
Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет» кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак». Жаль, что это завещание Колумба было найдено так поздно.
Стихотворение:
Запомни – человек не слаб,
Рожден свободным. Он не раб.
Сегодня вечером, как ляжешь спать,
Ты должен так себе сказать:
«Я выбрал сам дорогу к свету
И, презирая сигарету,
Не стану ни за что курить,
Я – человек! Я должен сильным быть!» Д. Бершадский
5.Подведение итогов урока.
Заканчивая урок, попробуем определить, к каким выводам мы пришли? Что можно сказать о сложности строения и выполняемых функций дыхательной системы? Дыхательная система человека – это самая сложно устроенная система органов в органическом мире. В ней все тесно взаимосвязано: строение – функции – происхождение – образ жизни – здоровый или губительный для организма.
Произошло ли увеличение ваших знаний по теме?
Что вы больше всего запомните с урока?
Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
Вам в этом мире многое дано,
Расти, творить и ошибаться.
Но, главное дано дышать,
Искать, найти и не сдаваться!
- Попробуйте отразить ваше отношение к уроку в виде смайликов.