Обобщающий урок биологии на тему «Дыхательная система» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 13 December 2017

 

Цели урока:

обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях органов дыхания;

раскрыть сущность процесса дыхания. Его значение в обмене веществ;

развивать творческое мышление учащихся, память, речь, коммуникативные качества.

Личностные УУД:

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД:

Определять цели и задачи урока

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД:

Работа с информационными текстами.

Объяснение значения новых слов.

Сравнивать и выделять признаки.

Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации

Коммуникативные УУД:

Групповая работа по обсуждению информации.

Слушать товарища и обосновывать свое мнение.

Выражать свои мысли и идеи.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Формы проведения: урок восхождения к вершине знаний.

Оборудование урока: компьютерная презентация, проектор, компьютер.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

    Мотивация.

Сегодня на уроке мы с вами закрепим основные знания по теме «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

  1. Актуализация знаний.

- Попробуйте определить цели нашего урока. (дети обозначают цели и задачи урока).

- Как же нам достичь этих целей на нашем уроке? (варианты детей)

РАЗМИНКА

Вместимость какого легкого больше и почему? (правого, т.к. слева находится сердце)

Чем может быть полезна зевота? (Зевание помогает дыханию, активизируя при этом поступление кислорода в организм, циркуляцию крови и помогает охладить мозг)

Может ли неправильное дыхание стать причиной сутулости? (Правильное дыхание через нос способствует тому, что грудь расправляется. Когда человек вдыхает воздух ртом, то со временем вытягивается шея, а голова уходит вперед, что сказывается на осанке и приводит к сутулости)

Почему не рекомендуют дышать через рот? (Правильное дыхание предполагает дыхание через нос, которое очищает и прогревает воздух. При дыхании через рот – инфекции и непрогретый воздух сразу попадают в рот, вызывая ангину и другие инфекционные заболевания носоглотки, уха и горла)

За счет чего происходит газообмен? (за счет разницы парциального давления)

Какие рефлексы возникают при раздражении бронхов? При раздражении слизистых оболочек носовой полости? (кашель и чихание)

Определите тип дыхания у мужчин и женщин. (у мужчин - брюшное дыхание, у женщин – грудное)

Почему трахея имеет хрящевые полукольца, а не сплошные кольца, как у дыхательной трубки противогаза? (сзади трахеи примыкает пищевод)

Есть дерево у нас в груди! Оно волшебное поди-

Зарядкой занимается: При вдохе расширяется,

При выдохе сжимается.

Есть 2 пары струн в пещере, А пещера в нашем теле.

Струны не простые эти, Могут говорить и петь.

Стоят мешки в амбаре, Но не зерном полны,

Они из тонкой ткани, Что б мы дышать смогли.

Очень длинная пещера Арками украшена.

Воздух в ней проходит смело, Поступая в бронхи наши.


 

Переходим к следующему конкурсу «Мозговой штурм»

  • Даны органы дыхания: трахея, легкие, носовая полость, гортань, бронхи, носоглотка. Нужно расставить их в том порядке, как к ним поступает воздух.

    Найти соответствия:


 

Диафрагма

полая трубка, расположенная

в передней части шеи

Гортань

легочные пузырьки

Альвеолы

парный, эластичный, волокнистый орган

Легкие

мышца, отделяющая грудную полость от брюшной

                   

 

3.Установите последовательность процессов вдоха:

А) увеличение объема грудной клетки

Б) расширение легких

В) поднимаются ребра

Г) движение воздуха из окружающей среды в легкие

Д) сокращаются межреберные мышцы и диафрагма

Е) уменьшение давления внутри легких (ДВАБЕГ)

4. Выбрать правильные утверждения:

1) Трахея ветвится на два бронха.

2) Надгортанник закрывает вход в пищевод.

3) В артериальной крови больше кислорода, чем углекислого газа.

4) Основные дыхательные мышцы – межреберные и диафрагма.

5) Жизненная емкость легких измеряется термометром.

6) Дыхательный центр расположен в среднем мозге.

- А вы молодцы! С честью выдержали испытания. А теперь немного отдохнем, расслабимся и выполним несколько дыхательных упражнений.

4. Дыхательная гимнастика. Физкультминутка. (1 мин)

Встаньте, пожалуйста.

Учитель

Повторяем дружно

Засиделся ученик –

Разминаться нужно!

(руки к плечам, вверх, снова к плечам, в стороны и еще раз сначала)

Дышим носом глубоко

Поднимаемся легко…

(поднимаясь на носки, руки вверх – вдох, бросить руки вниз – выдох)

Вы проверили осанку?

Спину прямо и свели лопатки…

Ученики

Мы упрямо Вам в ответ

Головой покрутим: НЕТ.

(повороты головы в стороны)

А затем, улыбнувшись, как всегда,

Головой покажем: ДА.

(киваем вперед и назад)

Учитель

Напоследок потянулись

Вдох и в стороны… Прогнулись.

Садитесь…

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила? (игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения)

Ученые проделали такой опыт. Под большой колпак, куда поступал воздух с бактериями, поместили кролика. Как обычно, кролик дышал носом, и, хотя в воздухе были болезнетворные бактерии, он не заболел. Под другой такой же колпак посадили второго кролика, но в нос ему вставили стеклянные трубочки. При дыхании воздух в дыхательное горло поступал через трубочки и не соприкасался со слизистой оболочкой носа. Кролик вскоре заболел и погиб. (воздух должен согреваться, обеззараживаться веществами слизистой носа)

В какое время года длинный нос полезнее короткого? (в зимнее время полезнее, т.к. поверхность слизистой длинного носа больше, в ней больше капилляров, по которым течет нагретая кровь, отдающая тепло воздуху, проходящему через нос, и, тем самым, согревающая воздух)

У одного американского ковбоя в перестрелке с бандитами грудная клетка была пробита с двух сторон. Хотя оба легких при этом остались невредимыми, ковбой все же умер от удушья. Почему наступила смерть? (При повреждении грудной клетки в плевральную полость, через рану входит воздух, где у здорового человека он обычно отсутствует. В результате при расширении грудной клетки давление снаружи и внутри легких уравновешивается, смены воздуха в них не происходит, дыхание прекращается. Наступает пневмоторакс)

Как разрешить противоречие? 

Спортсмен бежит длинную дистанцию, сил нет, все как у обычного человека. Обычный человек останавливается и говорит: ”Все, больше не могу”. Спортсмен задерживает дыхание, у него открывается второе дыхание, и он бежит дальше. (Для ускорения появления второго дыхания при физических длительных нагрузках спортсменам рекомендуют задерживать дыхание насколько это возможно. При этом в клетках образуется молочная кислота, которая как и углекислый газ стимулирует центр дыхания, и тогда возникает эффект второго дыхания)

У некоторых детей в носовой полости разрастаются аденоиды (полипы), затрудняющие носовое дыхание. Такие дети дышат ртом и спят с открытым ртом, у них формируется удлиненное лицо (аденоидный тип лица), они чаще болеют респираторными заболеваниями. Объясните, почему дышать надо через нос. (в носоглотке вдыхаемый воздух увлажняется, согревается и очищается от пыли. При дыхании ртом этого не происходит, поэтому аденоиды надо своевременно удалять)

Дайте несколько практических советов для увеличения жизненной емкости легких. (занятия спортом (особенно бег и гребля), физический труд на свежем воздухе, отказ от курения, здоровый образ жизни)

На заре воздухоплавания 3 французских аэронавта совершили полет на воздушном шаре. Они поднялись на высоты 8000 м. Только один из аэронавтов остался живым, но и он опустился на землю в очень тяжелом состоянии. Объясните причины этой трагедии. (В верхних слоях атмосферы воздух разрежен, и смерть воздухоплавателей произошла оттого, что им не хватило кислорода)

Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав? (Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный)

Почему в больнице при остановке дыхания используют смесь кислорода с углекислым газом, а не чистый кислород? (углекислый газ повышает активность дыхательного центра продолговатого мозга)

Из романов Ф. Купера мы знаем, что индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? (На большей глубине на органы дыхания действует высокое давление. Дышать становится трудно, практически невозможно)

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ БУМ

Совокупность процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода, выделение из него углекислого газа и использование кислорода клетками и тканями. (дыхание)

Хрящ, прикрывающий вход в гортань (надгортанник)

Оболочка, покрывающая легкие (плевра)

Концевая часть дыхательного аппарата в лёгком, имеющая форму пузырька (альвеолы)

Тонкие бронхиальные ветви (бронхиолы)

Структурная единица легких (ацинус)

Максимальное количество воздуха, которое может быть забрано в легкие после максимального выдоха. (ЖЕЛ)

Возбудитель туберкулеза (палочка Коха)

Фотографирование изображения грудной клетки, просвечиваемой рентгеновским излучением (флюорография)

Поверхностно-активное вещество легких (сурфактант)

Воспалительный процесс в легких (пневмония)

Типы регуляций дыхания (нервная и гуморальная)

Прибор для измерения ЖЕЛ (спирометр)

 Острое инфекционное заболевание дыхательных путей, вызываемое вирусом (грипп)

 Следующий конкурс: Тестовый

Учащиеся сами выбирают задания по степени сложности. Под литером А – простые задания (дается 3 балла), под литером В – посложнее (4 балла), и под литером С – самые сложные (дается 5 баллов). Далее идет взаимопроверка.

А сейчас я хотела бы, чтобы вы догадались, о чем идет речь:

«В России, во времена царствования Михаила Романова, уличённых в этом в первый раз наказывали 60 ударами палок по стопам, во второй – обрезанием носа или ушей. После сильнейшего пожара в Москве в 1634 г, причиной которого, как известно, было это, оно было запрещено под страхом смертной казни»

Сообщение ученика: В состав сигареты входит около 4000 различных химических соединений и веществ. А в сигаретном  дыме примерно около 5000 химических соединений, причем, 60 из них вызывают рак.

Никотин - основное вещество, входящее в состав табака. Свое название никотин получил в честь французского посла Жана Нико, который был одним из первых распространителей табака в Европе.

В чистом виде никотин выглядит как маслянистая, бесцветная жидкость. В сигарете, в среднем около 2 мг никотина. Никотин – это один из самых сильнодействующих ядов, он даже более ядовит, чем стрихнин и мышьяк. Он оказывает воздействие практически на все органы человека,  и если ввести человеку напрямую в кровь количество никотина, содержащегося всего в одной сигарете,  то возможен летальный исход. На поступление никотина в организм быстро реагирует сердце. Оно начинает работать с напряжением, увеличивается частота сердечных сокращений. Начинают интенсивнее сокращаться стенки сосудов.  Они начинают сужаться, повышая кровяное давление. Кровь делается более вязкой и увеличивается риск образования тромбов.

Другие химические компоненты и вещества, содержащиеся в сигаретах и табачном дыме:

- Тар (деготь) повреждает легкие, вызывает рак. Используется для асфальта дорог.

- Мышьяк – очень мощный смертельный яд.

- Кадмий и никель – используется в батарейках. Оказывают токсическое воздействие на почки.

- Хлористый винил - используется для виниловой продукции. Кратковременное воздействие вызывает головокружение, головные боли и усталость. Длительное воздействие может привести к раку и печени.

- Формальдегид - это консервант, вещества, используемого в судебной лаборатории. Он вызывает рак у людей и у животных.

- Полоний 210 ​​- радиоактивное вещество, которое может вызвать рак печени и мочевого пузыря, язвы желудка, лейкемию и другие заболевания.

- Аммиак - бесцветный газ,  используется во многих моющих средств, таких как окна или для чистки стекол.

- Ацетон - главный компонент для удаления  лака ногтей.

- Угарный газ - смертоносный газ при вдыхании в закрытых помещениях. Не имеет ни цвета, ни запаха. Может привести к сильнейшему отравлению и летальному исходу.

- Толуол - используются для производства краски, растворителей краски, лаки для ногтей и клея. Может вызвать усталость, слабость, потерю аппетита и потерю памяти.

- Синильная кислота – напоминает горечь миндаля, очень токсична. Воздействует на дыхательную систему, парализуя ее.

- Бензопирен – очень ядовит. Меняет структуру клеток и ДНК, что может привести к генетическим изменениям. Особенно вреден для беременных женщин.

- Мочевина – используется при изготовлении сигарет в качестве добавки для придания аромата, стимулирует привыкание и зависимость к курению.

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного?

- Мы еще раз с вами убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.

Недавно была обнаружена доселе неизвестная рукопись, принадлежащая перу великого мореплавателя и первооткрывателя Америки Колумба:

«Я, Кристобаль Колон (Христофор Колумб), итальянец по национальности,

адмирал и вице- адмирал открытых мною земель, на склоне лет, почти забытый всеми и живущий в маленьком монастыре, завещаю всем, кто найдет эту рукопись:

Не жевать и не курить сухую траву (табак), которой угощали нас туземцы и которую мы завезли в Испанию, так как по моим наблюдениям, от этого сипнет голос, «вянет» кожа, болит и кружится голова, а ум становится медлительным. Будучи в трезвом уме и твердой памяти, призываю всячески препятствовать распространению вредной привычки на территории нашего государства и за ее пределами. Призываю не при каких обстоятельствах не жевать и не курить табак». Жаль, что это завещание Колумба было найдено так поздно.

Стихотворение:

Запомни – человек не слаб,

Рожден свободным. Он не раб.

Сегодня вечером, как ляжешь спать,

Ты должен так себе сказать:

«Я выбрал сам дорогу к свету

И, презирая сигарету,

Не стану ни за что курить,

Я – человек! Я должен сильным быть!» Д. Бершадский

5.Подведение итогов урока.

Заканчивая урок, попробуем определить, к каким выводам мы пришли? Что можно сказать о сложности строения и выполняемых функций дыхательной системы? Дыхательная система человека – это самая сложно устроенная система органов в органическом мире. В ней все тесно взаимосвязано: строение – функции – происхождение – образ жизни – здоровый или губительный для организма.

Произошло ли увеличение ваших знаний по теме?

Что вы больше всего запомните с урока?

Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Вам в этом мире многое дано,

Расти, творить и ошибаться.

Но, главное дано дышать,

Искать, найти и не сдаваться!

- Попробуйте отразить ваше отношение к уроку в виде смайликов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.