12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шамгонов Нурсултан Муталлапович62
Россия, Хабаровский край, п. Сулук
2

Использование метода координат для решения заданий С-2 для решения заданий ЕГЭ







Доклад по теме:

Математика. Практикум по решению задач.


Использование метода координат

для решения заданий С-2 для решения

заданий ЕГЭ.










Составитель: Шамгонов Н.М.

учитель математики и информатики МБОУ СОШ№20

п. Сулук




2024 год

Существует два способа решения задач С-2 ЕГЭ по математике.

Первый способ - поэтапно-вычислительный. Этот способ требует отличного знания аксиом и теорем стереометрии, логики, умения построить чертеж и свести объемную задачу к планиметрической. Способ хорош тем, что развивает мышление и пространственное воображение.

Другой метод – метод координат. Это простые формулы, алгоритмы и правила. Целью данного методического пособия является разработка методики обучения векторно-координатному методу решения задач школьного курса геометрии 10-11 класса.
Достаточно простой в применении, метод координат является необходимой составляющей решения задач различного уровня. Использование данного метода, позволяет учащимся значительно упростить и сократить процесс решения задач. Координатно-векторный метод имеет преимущества перед другими тем, что не требует сложных построений в проекциях. По той простой причине, что этот метод заключается во введении (привязке к исследуемым фигурам) декартовой системы координат, а затем – исчислении образующихся векторов (их длин и углов между ними), то есть одно без другого не работает. Этот метод - довольно сильный, так как ему поддаются даже самые сложные задачи. Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (через привлечение большого количества вспомогательных теорем), здесь получаются как бы сами собой, в ходе вычислений. Единственный его, пожалуй, недостаток – это требуемый нередко большой объем вычислений.
С помощью векторно-координатного метода можно быстро и успешно решать стереометрические задачи из ЕГЭ в блоке С (задание С2).
В рамках данного пособия рассмотрены типовые задачи ЕГЭ – С2, также их решение с помощью координатно-векторного метода.


Пример 1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 AB=2, AD=4, AA1=3. Точка Е- середина ребра А1В1 . Найдите угол между прямыми ВС1 и АЕ

t1707813936aa.png

Решение: Пусть точка В(0;0;0)-начало координат. Тогда С1(0;4;0), А(3;0;0), Е(1,5;0;3). Найдем координаты векторов t1707813936ab.gift1707813936ac.gif и t1707813936ad.gif.

По формуле: t1707813936ae.png находим

t1707813936af.gift1707813936ag.gif.

2.2.Нахождение угла между прямой и плоскостью

Углом между плоскостью и не перпендикулярной ей прямой называется угол между этой прямой и её проекцией на данную плоскость.

0˚<(a,α)<90˚.

Угол между прямой l и плоскостью α можно вычислить по формуле t1707813936ah.gif или в координатах t1707813936ai.gif , где t1707813936aj.gif - вектор нормали к плоскости α, t1707813936ak.gif - направляющий векор прямой l;



Пример 1. В прямоугольном параллелепипеде ABCDA1B1C1D1 рёбра АВ и АА1 равны 1, а ребро АD=2. Точка Е – середина ребра В1С1. Найдите угол между прямой ВЕ и плоскостью (АВ1С).

Рt1707813936al.jpg ешение: Составим уравнение плоскости (АВ1С.):

ах+bу+cz+d=0, где a, b и cкоординаты нормали к плоскости.

Чтобы составить это уравнение, необходимо определить координаты трёх точек, лежащих в данной плоскости: А(1; 0; 0), В1(0;0;1), С(0;2;0).

Решая системуt1707813936am.gift1707813936an.gif

находим коэффициенты а, b и с уравнения ах+bу+cz+d=0:

а=-d, b=t1707813936ao.gif , c=-d. Таким образом, уравнение примет вид t1707813936ap.gif или, после упрощения, 2х+у+2z-2=0. Значит, нормаль n к этой плоскости имеет координаты t1707813936aq.gif .

Найдем координаты вектора t1707813936ar.gif

Найдем угол между вектором t1707813936as.gif и нормалью к плоскости по формуле скалярного произведения векторов:

t1707813936ai.gift1707813936at.gif.

Ответ: 45˚

2.3.Нахождение угла между двумя плоскостями

Двугранный угол, образованный полуплоскостями измеряется величиной его линейного угла, получаемого при пересечении двугранного угла плоскостью, перпендикулярной его ребру.

Величина двугранного угла принадлежит промежутку(0˚; 180˚)

Величина угла между двумя пересекающимися плоскостями принадлежит промежутку (0˚; 90˚].

Угол между двумя параллельными плоскостями считается равным 0˚.

Угол между двумя пересекающимися плоскостями можно вычислить как угол между нормалями к этим плоскостям по формулеt1707813936au.gif или в координатной форме t1707813936av.gif, где t1707813936aw.gif - вектор нормали плоскости А1х+В1у+С1z+D1=0, t1707813936ax.gif - вектор нормали плоскости A2x+B2y+C2z+D2=0.

Пример 1. В единичном кубе АВСDA1В1С1D1 найдите угол между плоскостями АD1Е и D1FC, где точки Е и F-середины ребер А1В1 и В1С1 соответственно.

t1707813936ay.gif

Решение: Введем прямоугольную систему координат с началом в точке А(0;0;0). Далее находим координаты тех точек, которые необходимы для составления уравнений плоскостей: t1707813936az.gif(1;0;1), E(0;0,5;1), C(1;1;0), F(0,5;1;1). Составим уравнение плоскости (At1707813936ba.gifE), используя уравнение А1х+В1у+С1z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение:

Аt1707813936bb.gif ∙0 + В∙0 + С∙0 +D =0;

А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;

А∙0 + В∙0,5 + С∙1 +D =0.

Получим, что А= - С, В= - 2С, D= 0. Таким образом, уравнение примет вид:

х +2у – z =0. Значит, А1=1, В1= 2, С1= -1

Составим уравнение плоскости (CFt1707813936ba.gif), используя уравнение А2х+В2у+С2z+D1=0. Подставим координаты всех трех точек в это уравнение и решим систему из трех уравнений:

Аt1707813936bb.gif ∙1 + В∙1 + С∙0 +D =0;

А∙1 + В∙0 + С∙1 +D =0;

А∙0,5 + В∙1 + С∙1 +D =0.

Получим, что В = С, А = 2С, D = - 3С. Таким образом, уравнение примет вид:

2х +у +z – 3 = 0. Значит, А2= 2, В2 = 1, С2= 1. По формуле: t1707813936av.gif

t1707813936bc.gif. Угол между плоскостями - 60̊.

2.4.Нахождение расстояния от произвольной точки до плоскости.

Расстояние от точки до плоскости , не содержащей эту точку , есть длина отрезка перпендикуляра , опущенного из этой точки на плоскость .

Расстояние от точки М до плоскости α вычисляется по формуле t1707813936bd.gif , где М(х00;z0), плоскость α задана уравнением ax+by+cz+d=0.

3. Примеры решения задач С-2.

Пример 1.В правильной четырехугольной пирамиде со стороной основания, равной 2 и высотой, равной 4, найти расстояние от точки А до плоскости (SBC).

t1707813936be.png

Рt1707813936bf.gif ешение: Введем прямоугольную систему координат с началом в точке D(0;0;0). Составим уравнение плоскости (SBC), используя координаты точек В(2;2;0), С(0;2;0), S(1;1;4) и решив систему уравнений:

a2+b∙2+c∙0+d = 0

a0 +b2 +c∙0+d = 0

a∙1 +b∙1 +c∙4+d = 0.

Получим, что d= -2∙ b, a=0, c = t1707813936bg.gif . Таким образом, уравнение плоскости примет вид: 0∙х +4∙у + z - 8 =0. Значит, a=0, b=4, c=1, d=- 8.

Точка А, расстояние от которой до плоскости нужно найти, имеет координаты:

А(2;0;0). Значит, t1707813936bh.gif=2,t1707813936bi.gif = 0, t1707813936bj.gif =0. По формуле нахождения расстояния от точки до плоскости имеем:

t1707813936bk.gif

Ответ: t1707813936bl.gif.

Пример №2. В правильной четырехугольной призме АВСДА1В1С1Д1 со стороной основания 12 и высотой 21 на ребре А А1 взята точка М так, что AM=8 . На ребре В В1 взята точка K так, что В1 К= 8 . Найдите угол между плоскостью Д1МК и плоскостью С С1Д1 .


t1707813936bm.jpg

Решение. Косинус угла между плоскостями находится по такой формуле:

t1707813936bn.gif



Уt1707813936bo.gif равнение плоскости имеет вид ax+by+cz+d=0 . В этом уравнении плоскости коэффициенты – координаты вектора нормали к плоскости (то есть вектора, перпендикулярного плоскости).


Запишем координаты точек: М(0;0;13), К(12;0;8), Д1(0;12;0)

Подставим их в систему уравнений:


t1707813936bp.png


t1707813936bq.png

Отсюда:

С= -1/13, В= -1/12, А= -5/(12х13).

Подставим найденные коэффициенты в уравнение плоскости:


t1707813936br.png



t1707813936bs.gif



Подставим их в формулу для нахождения косинуса угла

между плоскостями, и найдем угол:


t1707813936bt.gift1707813936bu.gif



Пример №3. В единичном кубе АВСDA1В1С1D1 найдите угол между плоскостями АD1 Е и D1FC, где точки Е и F-середины ребер A1В1 и В1С1 соответственно.


Решение.

Введём прямоугольную систему координат. Тогда А(0;0;0), С(1;1;0), D1(1;0;1), E(0;0,5;1), F(0,5;1;1).

t1707813936bv.jpg

Решая систему

t1707813936bw.gif




составляем уравнение плоскости D1E): x+2y-z=0. 2 плоскость CFD1:

t1707813936bx.gif





отсюда находим уравнение 2x+y+z-3=0.

Найдём искомый угол как угол между нормалями плоскостей.

t1707813936by.gift1707813936bz.gift1707813936ca.gif


откуда φ=60˚. Ответ: 60˚

Пример №4. Дана правильная шестиугольная призма, все ребра равны 1. Найти расстояние от В до плоскости FB1C1.

t1707813936cb.png

Решение.

А(1;0;0) , В (t1707813936cc.gif ;-1;0), F(t1707813936cc.gif ;1;0), В1(t1707813936cc.gif ;-1;1), С1(-t1707813936cc.gif ;-1;1).

Подставляя в уравнение плоскости ax+by+cz+d=0 координаты точек F(t1707813936cc.gif ;1;0), В1(t1707813936cc.gif ;-1;1), С1(-t1707813936cc.gif ;-1;1), найдем коэффициенты и по формуле

d =t1707813936cd.gif искомое расстояние будет равно t1707813936ce.gif .


Литература:

1. Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Методы решения неравенств с одной переменной

2.Ященко И.В. и др. Подготовка к ЕГЭ по математике в 2012 году. Методические указания/Ященко И.В., Шестаков С.А., Трепалин А.С., Захаров П.И. – М.: МЦНМО, 2012.

3.Корянов А.Г., Прокофьев А.А. Многогранники: виды задач и методы их решения.

4.Журнал «Математика»,июнь 2012г.

5.Задачи вступительных экзаменов/ Составители А.А. Егоров, В.А.Тихомирова.- М.:Бюро Квантум, 2008 (приложение к журналу КВАНТ)




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.